Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый урок по вокалу

Этапы урока вокала


Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

.
2 категория

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

3 категория

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:
— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
Вот из таких этапов состоит урок вокала в музыкальной школе.
Если сообщение оказалось полезным, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки слева от текста.

Первый урок вокала – к чему стоит приготовиться

Выбор школы вокала – один из самых важных и сложных этапов на пути начинающего вокалиста. Именно так считает большинство новичков. Но гораздо более стрессовым и непростым оказывается следующий шаг – первый урок вокала. Неизвестно, чего ожидать от занятия, что попросит спеть педагог, как определить уровень его профессионализма.

Читать еще:  Бодифлекс для похудения для начинающих видео уроки

Рассказать все о том, что готовит первый урок пения, чего не стоит бояться и что нужно помнить, готовы преподаватели студии Artvocal. Запишитесь на пробное занятие на сайте https://artvocal.ru/urokivocala.php и вы сможете рассмотреть процесс «изнутри», попробовать свои силы, насладиться возможностью прикоснуться к прекрасному в приятной, ни к чему не обязывающей атмосфере.

Что собой представляет первый урок вокала

Большинство вокальных школ и студий первое занятие называют пробным. Это ознакомительный урок, на котором педагог:

  • объясняет особенности и азы выбранного вами направления;
  • прослушивает вас для определения музыкальных данных и певческого потенциала;
  • определяет ваши цели и формирует оптимальный план их достижения;
  • отвечает на все возникшие вопросы;
  • дает индивидуальные рекомендации.

Как правило такое занятие бесплатное, проходит в индивидуальной форме и длится в среднем пол часа. Пробный урок не возлагает на вас никаких обязательств, но дает хорошую возможность познакомится со школой и преподавателем, оценить профессиональные способности педагога. Посетив первое занятие, вы можете принять взвешенное решение – продолжить ли обучение искусству пения в выбранной вами школе.

Как проходит первый пробный урок

Итак, вы подобрали удобное время для пробного занятия, запаслись позитивным настроением и готовы отправиться на урок. Что вас там ожидает? В первую очередь вы познакомитесь с преподавателем – именно этот педагог будет заниматься с вами на протяжении выбранного курса.

Вас спросят о наличии опыта в музыке, занимались ли вы ранее пением, с какой целью сейчас хотите заниматься. Вашему будущему наставнику такие простые вещи не интересны? Это повод задуматься, хочет ли он вас чему-либо обучить. Ведь чем больше преподаватель знает о голосе ученика, тем легче ему выстроить совместную работу.

Если ранее вы уже занимались пением и знаете о своих «проблемных» местах (к примеру, нечеткая дикция или сложные переходные ноты), педагога об этом лучше предупредить заранее.

Далее преподаватель дает вокальные упражнения и проводит диагностику вашего голоса – тембр, диапазон, чувство ритма, четкость произношения, умение держать дыхание. Бояться и волноваться не стоит. Наоборот, нужно постараться спеть с энергией и показать все возможности своего голоса на текущий момент. А профессиональной оценкой певческого потенциала будет заниматься преподаватель.

В конце занятия педагог подводит итоги – анализирует ваши вокальные данные, дает рекомендации сколько нужно заниматься, как быстро можно ожидать первые результаты, какой репертуар подойдет именно вам. Ваша задача в течении всего урока – не оценивать себя, а получать удовольствие от общения и пения.

Что нужно учесть

Записавшись на пробное занятие, постарайтесь прийти на урок заранее. Так вы будете иметь немного времени в запасе чтобы осмотреться. Даже если вас все устраивало на сайте выбранной через интернет школы, познакомиться с окружающей обстановкой не будет лишним.

Приветливый администратор, приятная цветовая гамма, комфортный интерьер – так формируется первое впечатление. А может вас подкупит аромат свежезаваренного кофе? Многие школы и студии предлагают приятный бонус в виде бесплатных горячих напитков и сладостей.

В ходе урока можно оценить:

  • Оснащенность качественной аппаратурой, звукоизоляцию.

Обратите внимание на оборудование, звучание инструментов. Вас должно заинтересовать, не пищит и не «заводится» ли микрофон, достаточно ли большие колонки, а в идеале заменены ли они сценическим монитором. И само собой распеваться в классе предпочтительно под электронное пианино или фортепиано, но не под синтезатор сомнительного качества с укороченной клавиатурой.

Если вы поете в микрофон впервые, старайтесь ориентироваться на то, насколько отчетливо слышите себя в колонках. Ваш голос звучит громко и ясно, вам не приходится напрягаться чтобы перекричать музыку? Значит в выбранной вами школе умеют настраивать микрофон правильно и индивидуально под каждый голос.

И еще о микрофоне – это ваш инструмент, и он обязательно должен быть в классе вокала. Если же вам предлагают петь без микрофона в глухой акустике кабинета, о профессиональном уровне такой школы о стоит задуматься.

Первые впечатления об уроке и преподавателе

Взаимоотношения педагог-ученик всегда довольно деликатны. От них зависит насколько хорошо удастся раскрыть ваш певческий талант, поэтому первое положительное впечатление о преподавателе очень важно.

Необходимо оценить и профессиональные качества. Даже за пол часа пробного занятия профессионал может эффективно поработать с голосом. И не имеет значения, решит ли этот ученик продолжать занятия или выберет другого педагога. Важно, что он сможет получить результат, который поможет ощутить свои возможности, покажет новые грани голоса, подтолкнет на новые свершения. Ваш педагог делает это для вас на пробном уроке? Или проводит пару распевок и указывает на массу проблем в вашем голосе, справиться с которыми может только он и только спустя много занятий?

Не стесняйтесь спрашивать преподавателя о его методике и задачах, которые он намерен поставить для вашего развития. Это покажет осуществляет ли педагог индивидуальный подход и видит ли он результат, необходимый именно вам.

Как правильно подготовиться к пробному уроку

Прежде чем отправиться на занятие, можно почитать о вокале и узнать, как работает голос. Можно попробовать подышать животом, постараться найти верхнюю ноту своего диапазона. Боитесь даже издать первый звук? Постарайтесь перебороть свой страх и взять в руки микрофон – голос зазвучит увереннее, когда желание петь красиво победит стеснение.

Выбрать и потренировать песню тоже можно заранее. Умеете играть на фортепиано или виртуозно владеете гитарой? Это здорово – можно продемонстрировать все свои способности, превратить пробный урок в мини-перфоманс и от души повеселиться. Ведь на первом занятии педагогу гораздо приятнее будет видеть человека увлеченного, заинтересованного и целеустремленного. С такими учениками хочется работать и развивать их потенциал.

Видео — уроки вокала. Первый урок — разминка вокалиста

Друзья, буду рада, если вы проголосуете за статью звездочками и нажав социальные кнопочки, мне важно знать ваше мнение! Вступайте в группу Твоя Изюминка вКонтакте, в которой выходят все новостные анонсы сайта.
С уважением, Любовь Федорова.

Конспект урока по вокалу » Певческий голос» дл 1 класса ДШИ

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

в МБОУ ДО ДШИ Морозовского района

Разработал: Колесникова Наталья Олеговна

ПЕДАГОГ МБОУДО ДШИ по вокалу

Тема урока: «Певческий голос»

Дата проведения 25.09.2019

Тип урока комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний)

1) Перспективная: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2) Репродуктивная: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3) Практическая: повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Цель урока: развитие и постановка голосового аппарата вокалиста, Объяснение базовых принципов пения. понятие «певческое» дыхание;
работа голосовых связок во время пения; фокусирование, резонирование и округлость звука; свобода «певческого аппарата».

закрепление навыков правильного певческого дыхания;

работа над чистой интонацией, умению передавать мелодию;

закрепление понятий: дикция и артикуляция;

углубление и закрепление теоретических знаний учащегося;

формирование выразительного исполнения. расширение знаний учащихся по вопросу «Певческий голос».
Развивающие

формирование музыкальных и творческих способностей ребёнка

развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, умение донести слово до слушателя

развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности

развитие диафрагмального дыхания

развитие музыкального слуха

раскрепощение артикуляционного аппарата

Способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры

Способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств, мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения

Планируемые образовательные результаты — ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально-выразительно, на хорошем певческом дыхании и звуковедении.

Основные термины, понятия.

Оборудование : типовой учебный класс, фортепиано, ноутбук для демонстрации презентации.

Метод обучения : беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни

Организационный момент. Введение в тему «Постановка голоса» — 3 мин

Объяснение темы – 5 мин

Развитие голосового аппарата – 7 мин

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой – 3 мин

Вокально-интонационные упражнения – 10 мин

повторная работа над песенкой, используя все певческие приёмы– 4 мин

Работа над дыханием и звукообразованием в вокальном произведении – 16 мин

Подведение итогов – 2 мин

1. Организационный момент

Преподаватель (П): приветствует ученицу. (краткая беседа с ученицей об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

Читать еще:  Видеоуроки по фотошопу

Введение в тему «Хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь»

( К. С. Станиславский )

П: на протяжении всего учебного года мы с тобой работаем над голосом, учимся и делаем первые шаги, чтобы овладеть им, чтобы научится красиво петь. А как ты думаешь — что такое голос?

Ответ ученицы (О.У.): голос – это наш инструмент.

П: Действительно, но можно сказать что каждый человек это неповторимый музыкальный инструмент, у каждого человека голос неповторимый, в единственном экземпляре. Чтобы наш музыкальный инструмент зазвучал нужно его настроить. Напомни как мы это делаем?

О.У: нужно разогреть голосовой аппарат, распеться

П: Правильно. Скажи что является самым важным в пении.

О.У дыхание, чистая интонация

П: А где формируется звук, и чем он воспроизводится?

О.У: В диафрагме, а воспроизводится голосовыми связками

2. Объяснение темы

П.: Огромным значением для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, а так же формирование основных певческих навыков. Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков:

Упражнение№1Песня-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты. «Андрей –воробей»

Упражнение №2 чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда, плавность и постепенность выдоха. «Как под горкой под горой»

№ 3 В этом упражнении чередуем legato и staccato, тем самым формируя опору звука на дыхании : «У меня есть конь»

Упражнение№4, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса. Дыхание берём по фразам, а затем всё упражнение нужно выполнить на одном дыхании.

3. Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой

П.: хорошо. Сделаем дыхательную гимнастику ( упражнения «Шарик», «Где горит»).

П.: Молодец! У тебя хорошо получилось справиться с гимнастикой. Теперь приступим к вокальным упражнениям. Как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

О.У: нет! Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

4. Вокально-интонационные упражнения

Упражнение №1 «Трель губами» — при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том, что мелодию нужно пропевать.

Упражнение №2 На одном звуке «ма-мэ-ми-мо-му».

При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

Упражнение №3 В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

П.: Здорово! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к практической части нашего урока. Я предлагаю вспомнить скороговорку, которую мы разучили на предыдущих уроках.

6. Работа над песней « На горе-то калина»

1. Отработка правильной артикуляции гласных на распеве трёх нот;

2. Контеленное звуковедение в первой части куплета;

3.Отработка скачков ч4 и на б6

Обрати внимание насколько более активной стала работа всего речевого аппарата.

(Пропевать скороговорку первоначально в медленном темпе, сохраняя чёткость произношения согласных. Следить за тем, чтобы гласные не укорачивались. Особое внимание обращаем на дыхание. Постепенно темп можно наращивать, сохраняя активную работу аппарата)

7. Работа над певческими навыками в вокальном произведении

П.: На прошлом занятии мы работали над песней «Колыбельная» муз. Ермолова.

Дома тебе нужно было работать над интонацией, а именно петь мягко, звучно, на куполе, перед зеркалом. В припеве :

Баюшки-бай малыш
Баюшкибаю-бай малыш
Ты засыпай, а под окном
Тихо уснет маленький гном…- использовать динамические оттенки.
При первом исполнении не допеваем песню до конца, а работаем по фразам. Следить за позицией. После работы по фразам над звуковедением, дыханием и интонацией, работаем над единым произведением. Пробуем исполнить 1 куплет и припев.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Преподаватель просит ученицу подвести итог своей работы на уроке. Получилось ли справиться с задачами, которые стояли сегодня перед ней.

Домашнее задание включает в себя продолжение работ над интонацией и звукообразованием.

Спасибо за урок. Ты сегодня большая молодец. До встречи!

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности.

Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства.» — Растов — на — Дону, Феникс. 2007 г.

Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» — Москва, Музыка. 1968 г.

Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Спб. 1996 г.

Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Читать еще:  Скачать ега для начинающих видео уроки

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Как научиться петь в домашних условиях, без помощи учителя по вокалу?

Голос , определенно, есть у всех. Но не каждому от рождения дано петь красиво и по нотам. Вокал — это такой же навык, как катание на коньках. В начале не обойдется без «падений», зато позже все пойдет как по маслу. Главное — запустить «стартовый механизм».

Хочется научиться петь , а возможности посещать учителя по вокалу нет? Интернет-уроки так и не объясняют, с чего начинать, а все ресурсы советуют начинать с упражнений по дыханию, а к «вокальной составляющей» так и не переходят? Тогда эта статья для вас!

Главная ошибка в том, что стремление и желание научиться петь у ученика, буквально, убивают скучной теорией. Да, она важна, но не в том количестве, которым «закармливают» любого ученика музыкальной школы. Процесс должен доставлять удовольствие, и не отбивать желание научиться. И так, с чего же начать?

Основа любой песни — ноты . Если вы совершенно не умеете в них попадать — возьмите музыкальный инструмент, который имеется в наличии, и аккомпанируйте. Если инструмента нет — прекрасно поможет виртуальное пианино . Если сразу не получается — не беда. На все требуется время и практика. Пение гаммы не только помогает научиться попадать в ноты, но и » разогревает » голос.

Не спешите петь песни любимых исполнителей на свой лад, для обучения нужно найти более простые в исполнении, переходя от легких песен к более сложному исполнению. Подберите исполнителя, чей голос напоминает ваш , это поможет в дальнейшем.

Когда вы полностью попадаете в нужную ноту — ваш голос и голос исполнителя » резонируют «. Ощущается как слияние двух голосов в единое целое, с легкой вибрацией. Пример из личного опыта: когда я училась петь, то выжимала из одной песни, буквально, все доступное. Пела ее до момента, пока исполнение не становилось идеальным.

Когда вы мало-мальски научились петь, как раз стоит задуматься о дыхании и опоре . Здесь нам пригодятся интернет-уроки, коих великое множество.

Одни песни даются лучше, другие хуже. Дело в том, что у каждого исполнителя имеется свой » певческий голос «, с определенным диапазоном звучания. Для определения диапазона певческих голосов нам поможет, опять же, интернет. Конечно, точно поможет определить ваш тип голоса только учитель, но самостоятельно попытаться определить стоит, для того чтобы развиваться в правильном направлении. Все просто: открываете виртуальное пианино , и начинаете петь гамму. Затем берете ноты выше и ниже. Крайние ноты ограничивают ваш диапазон . Сверьте свои ноты с голосовыми диапазонами, и определите, какой тип голоса вам соответствует. На данном этапе можно искать исполнителей с таким же голосом, и учиться петь с помощью них.

Далеко не все имеют музыкальное образование и разбираются в названиях вокальных приемов. Видеоуроки, опять же, не дают понятного объяснения, как научиться их выполнять. Но это не беда, главное — желание. Включите песню, в которой исполнитель делает прием, который вам нравится. Пытайтесь его повторить . Конечно, с первого раза не получится, но старание всегда приносит свои плоды. Попробуйте представить, как данный музыкальный прием производится, попробуйте объяснить принцип его работы , опираясь на собственные ощущения , и исходя из них же, попробуйте воспроизвести.

В заключение хочется добавить, что главное в вокале — эксперименты . Со временем обучения слух разовьется достаточно для того, чтобы слышать малейшие изменения в вокале исполнителя. Попробуйте их повторить, понять механизм их действия, смешивайте » головной » и » грудной » звук, добавляйте в вокал опору и дыхание , и петь вы будете даже лучше тех, с помощью чьих песен научились.

1) Записывайте на диктофон все, что вы поете. Если у вас сохранится пара старых записей — вы будете приятно удивлены, услышав разницу.
2) Если вы чувствуете, что голос стал хуже, стал более сиплый или «скрипучий» — стоит сделать перерыв , или даже возобновить занятия через день-другой.
3) Не стоит заниматься вокалом сразу, как проснулись. Петь можно спустя 2 часа после пробуждения.
4) Не забывайте про воду , она помогает при пении. Желательно не пить молоко, соки и алкогольные напитки во время занятий. Также не стоит курить во время обучения, так как это сильно сушит связки, и голос «утомится» куда быстрее.
5) Не нужно петь строго с исполнителем, используйте минусовки , или подыгрывайте самостоятельно. Вы можете привыкнуть к исполнению со «вторым голосом», и результат одиночного пения может быть не самым лучшим. Иногда бывает, что человек слишком часто аккомпанирует себе на инструментах, и в итоге, не может спеть в полную силу без них. Все должно быть в меру.
6) Смотрите концертные видео, наблюдайте за поведением вокалиста , буквально за тем, как он стоит и открывает рот. Это важно.
7) Учиться петь лучше всего стоя , так создается меньше давления на диафрагму.
8) Пробуйте петь на разных языках . Известно, что акустика при произношении английских слов отличается от русского языка, поэтому, многим он дается куда легче для исполнения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector