Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг партнерского общения

Тренинг для воспитателей. Тема: «Партнерское общение»

Янкина Наталия
Тренинг для воспитателей. Тема: «Партнерское общение»

Из опыта работы

ГБОУ Школа 1347 г. Москвы

ТРЕНИНГ

ПАРТНЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

П Р А В И Л А тренинга

1. Общение по принципу «здесь и теперь»

Во время тренинга все говорят только о том что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

2. Персонификация высказываний.

Во время тренинга мы отказываемся от безличной речи,а заменяем высказывания типа: «Большинство людей считают, что…» на «Я считаю…», «Некоторые из нас думают, что…», на «Я думаю…»

3. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.Не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься…»,а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения…»

4. Искренность в общении.

Мы говорим только то что чувствуем и думаем по поводу происходящего, тоесть только правду. Если же нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.

5. Активное участие в происходящем.

Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя и партнера. Не стоит замыкаться если услышали в свой адрес что-то не очень приятное.

6. Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто –то из говорящих, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока, он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним.

Тренинг партнерского общения.

• Создание в группе атмосферу доброжелательности; помочь участникам создать и сформулировать свои сильные и слабые стороны в общении; определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

• Снижение напряженности, улучшение эмоционального фона, снижения усталости, улучшения настроения, раскрепощение участников.

• Развитие выразительности движений, побуждать участников быть внимательными к действиям других.

1. «Тренинговое имя».

Участникам раздается заготовки карточек-визиток и фломастер. Надо написать свое тренинговое имя, которое мы будем использовать в течение все нашей встречи. Оно может быть непосредственно вашим именем или отвлеченным.

2. «Почетный караул»

Для данной игры необходимы большая легкая скатерть, надутые воздушные шарики по числу участников, длинная веревка и несколько мячей размером с теннисный мяч. Перед началом игры скатерть кладется на пол посередине аудитории, на нее помещаются все воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде тренера участники поднимают скатерть с шариками с пола. Тренер предупреждает участников о том что сейчас он будет давать группе разные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик не упал на пол. Тренерпредлагает выполнить следующие задания: по кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой рукой мячик, в левой руке участники держат длинную веревку, одну на всех. Тренер пускает по кругу мяч, который передается друг другу левой рукой, можно увеличить количество мячей, мячи одного цвета передавать правой рукой другого цвета левой, мячи в разные стороны, правой вперед, левой назад….

Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.

Поделиться впечатлением об игре.

• Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания!

• Ч то можно было бы сделать лучше?

• Какие результаты достигла группа?

Участникам раздаются листы бумаги и карандаш.

• Представьте мысленно человека, который вам нравится, ваш друг, человек которому вы доверяете. Напишите 10 качеств этого человека, которые вам нравятся!

• Представьте человека, который вам не нравится, враг ваш, неприятный человек. Напишите 3 качества этого человека, самые не приятные для вас.

Выбрать из 10 качеств, которые вам наиболее нравятся и озвучьте их!

На самом деле все эти характеристики подсознательно вы выбрали и отметили свои. Мы видим в людях именно те качества, которые присуще нам как положительные, так и отрицательные. Я думаю сегодня мы с вами узнали себя намного больше, и возможно, будем терпимее относится к окружающим.

Т. к. в них мы видим себя!

Раздаются карточка, на которых написано название животного. Название повторяются на двух карточках. Задача каждого- найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, только ничего не говорить и не издавать характерных звуком вашего животного. Т. е. все должно происходить в полной тишине. Когда найдете свою пару, остановитесь рядом, но продолжайте молчать, только тогда когда все пары образуются мы проверим что у нас получилось.

Делимся впечатлениями, как участники находили свою пару.

5. «Общение по парам»

Для этого упражнения мы создаем пары. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы. По моему указанию в ходе беседы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас мы повернемся друг к другу спиной и начнем беседу.

Участники 1,5 минуты беседуют спиной друг к другу, по 1,5 мин. –один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу,1,5 мин. — сидя лицом друг к другу.

-Обсуждение, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным.

Основная мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия меж ними барьеров и нахождение глаз на одном уровне.

Представим что мы атомы, атомы все время двигаются, соединяясь в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться числом, которое я назову. В конечном итоге все атомы соединяются в одну молекулу.

Какие эмоции вызвало это упражнение, комфортнее в какой группе, с малочисленным количеством атомов или …

Сегодня, я думаю мы еще лучше узнал друг друга, может быть кто то для себя открыл новое не только в других, но и в себе.

Я предлагаю упражнения «Кто на меня похож?». Каждый участник выберет одного человека, чем то похожего на него. Это может быть внешнее сходство, или внутренние качества, может быть профессиональные.

На этом наша встреча заканчивается. Мне очень интересно услышать ваше мнение о проведенном тренинге. Ваши впечатления, пожелания.

1. под редакцией Н. Ю. Хрящевой

«Психогимнастика в тренинге» «Речь» С. -П. 2000г.

2. Здоровье сберегающие пространство а ДОУ.

Составитель Н. И. Крылова. Волгоград.

Создание благоприятных условий для совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательного процесса Методическое объединение старших воспитателей города Гуково функционирует уже более десяти лет. За это время очень много было отработано.

Тренинг партнерского общения

Тренинг партнерского общения.

Цель: совершенствование навыков педагогического общения.

Задачи: 1. Способствовать осознанию психологических барьеров партнерского взаимодействия;

2. Развивать умение преодолевать возникающие психологические барьеры в ситуации межличностного общения.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, природный материал, музыка,

буклет «Типы и барьеры партнерского общения».

Время проведения: 2 часа.

Литература: 1 Т. Л. Бука и др. Психологический тренинг в группе

2. Справочник педагога-психолога № 6, 2013

  1. Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств и других членов коллектива.
  2. Доверять своим субъективным ощущениям6 они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.
  3. Соблюдать открытость, откровенность.
  4. Слушать других.
  5. Не заставляй других думать как ты: это другой человек – он вправе чувствовать по — другому.
  6. Я – высказывания: говорить только о своих чувствах.

План тренинга:

Упражнение «Внимание»

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе.

2. Основная часть.

Упр. «Портрет»

Цель: коррекция партнерских взаимоотношений в группе.

Упр. «Дойди до цели»

Цель: отработка возможных стратегий, изменяющих среду взаимодействия.

Упр. «Движение и звук»

Цель: снятие барьеров психологического сопротивления партнерскому взаимодействию

Упр. «Рисунок по кругу»

Цель: способствовать сотрудничеству и взаимопониманию друг с другом.

3. Заключительная часть.

Упр. «Сбрось усталость

Читать еще:  Проведение психологических тренингов

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения.

Цель: получение обратной связи

Ход тренинга:

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной педагогической деятельности педагогов. Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое, могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Что касается педагогического общения, то современная педагогика и практика образования доказали, что эффективная педагогическая деятельность, направленная на успешное воспитание и развитие детей, возможна только на позициях педагогики сотрудничества. Успешность педагогического общения зависит от умения преодолевать психологические барьеры в общении и соблюдения определенных правил общения:

  1. педагогическое общение не терпит суетности и пустозвонства. Слова не должны расходиться с делами;
  2. педагогическое общение – это требовательность к себе и к окружающим во всем, что касается воспитания и развития детей;
  3. лаконичность в делах, поступках, речи; динамизм общения зависят от внутренней собранности личности.

Еще более высокие требования предъявляет к человеку необходимость преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального общения.

Совершенствование психологической культуры и самокоррекции позволяет успешно преодолевать те психологические барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности.

Упр. «Внимание»

Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу — любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих.

Задача усложняется тем, что ее одновременно стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих.

В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры, что им помогло или помешало привлечь внимание других.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло или помешало привлечь внимание других?

Упр. «Портрет»

  1. Представьте свою группу с помощью природного материала. Отберите, что вам необходимо и выложите свою группу на листе бумаги. Связи можно обозначить как с помощью природного материала, так и карандашом (отметить, если затруднения в подборе, значит необходимо более углубленное внимание этому педагогу).
  2. Работа в парах. Первый, не называя членов группы проговорить их особенности, качества, как действует на других, что хотелось бы… (партнер слушает молча, без комментариев и вопросов). Психолог уточняет качества того или иного предмета, как он действует на другой предмет. Потом меняются местами.
  3. Каждый говорит о своей картинке, что на самом деле он представил. Что совпало, что не совпало с рассказом партнера (что будет, если это отодвинуть или передвинуть).
  4. Совместно строится идеальная модель группы на одном листе со своим природным материалом и идет совместное обсуждение выбора размещения предметов (воспитатель стал круглым, как себя чувствуют окружающие…).

Вопросы для обсуждения:

Посмотрите внимательно на совместную модель и проговорите ваши чувства и отношения;

Какие открытия Вы сделали в процессе упражнения?

Упр. «Рисунок по кругу»

Инструкция: сядьте в один общий круг. Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны. Начните рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину. Педагогам дается возможность порисовать еще 2-3 минуты, после чего они снова передают свои рисунки. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях надо упражнение остановить после 8-10 смен или попросить передавать рисунок через одного. В итоге рисунок возвращается к своему первому автору.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства вызвало изменение авторского рисунка?
  2. Какие изменения вы принимаете, а какие нет?

Упр. «Дойди до цели»

Объявлен конкурс «Лучший воспитатель детского сада». Участие обязательно для каждого педагога. Подумайте, какие трудности или препятствия могут возникнуть… Мы эту ситуацию сейчас обыграем. Выход по желанию. Вышедший педагог выбирает из числа коллег того, кто будет играть роль препятствия или трудности. Задача педагога любым путем дойти до цели. Задача игроков не допустить этого.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства Вы испытывали? Какие усилия прилагали для решения задачи?

Упр. «Движение и звук»

Участники свободно двигаются в помещении, и каждый начинает звучать на свой собственный лад. Затем находят пару и, не переставая «звучать», настраиваются друг на друга. Далее пары объединяются по этому же принципу в группы по 4 человека. В итоге вся группа образует круг и «звучит» без слов.

(По Вадиму Каневскому.)

Вопросы для обсуждения.

1. Как вы взаимодействовали в этой ситуации с самим собой и с другими людьми?

Упр. «Сбрось усталость»

Инструкция: Встаньте, широко расставив ноги, согните их немного в коленях. Согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще.

Попросить поделиться впечатлениями о прошедшем тренинге.

Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как методы проведения тренинга партнерского общения

Упражнения могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Комплектовать пары, тройки может сам ведущий, руководствуясь специальными критериями (в частности, учитывая характер взаимоотношений участников, их успехи в тренинге, индивидуально-психологические особенности и т.д.), но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам, предложив им действовать осознанно, руководствуясь тем или иным критерием.

Упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику (н-р, память или внимание) или могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Н-р, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно или устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности сознания, появляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психотехнические упражнения: двигательные, предполагающие рисование, и т.д.

При проведении психотехнических упражнений, как и в тренинге в целом, присутствуют два плана: содержательный и личностный.

Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный план — это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности. Правильно понимать под психотехникой (психогимнастикой) те упражнения, которые направлены на изменение состояния группы или каждого участника в отдельности, и на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психотехнических упражнений следует соблюдать ряд моментов: правильный выбор упражнения; инструктирование группы перед его выполнением; остановка упражнения; обсуждение результатов.

При выборе упражнения нужно ориентироваться на следующее.

1.Что должно произойти в результате выполнения упражнения, какова его содержательная цель: изменится состояние группы как целого; изменится состояние каждого из участников группы в отдельности; в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников; будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане.

2.На каком этапе сплоченности находится группа: чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3.Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), а также физические данные участников.

4.Время: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т.д.

5.Содержание дальнейшей работы.

Инструкция.Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать вариант, когда ведущий инструктирует дольше, чем длится выполнение самого упражнения. Иногда целесообразно в процессе знакомства с инструкцией привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, или продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Читать еще:  Социально психологический тренинг управленческой команды

Остановка упражнения.В большинстве случаев ведущий заранее оговаривает условия окончания упражнения, н-р: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет. Другой вариант: заранее обговаривается время выполнения упражнения. При этом за временем следит ведущий и сообщает группе о его окончании. Но чаще все-таки не удается заранее определить временные границы проведения упражнения и тогда основным ориентиром становится самочувствие членов группы, степень их вовлеченности, заинтересованности упражнением. Общее правило такое: упражнение целесообразно завершать тогда, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться. Осуществляя диагностику и внимательно наблюдая за изменениями состояния участников группы, ведущий должен уловить такой момент, когда, с одной стороны, упражнение достигло своей цели, появилось достаточно материала для обсуждения (в том случае, если упражнение направлено на получение информации в содержательном плане), а с другой — большинство участников группы, выражая готовность продолжать выполнение упражнения, согласны его закончить.

Обсуждение упражнений.Общее правило звучит так: чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

Если упражнение рассчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким, в форме вопросов: «Как вы себя чувствуете?». Иногда можно ограничиться фиксированием (повторением) прозвучавших односложных ответов «хорошо», «нормально», «бодрое». В некоторых случаях ведущий сам может проговорить то, что он видит, реальное состояние участников, например: «Все развеселились. Можно переходить к дальнейшей работе», «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее, можно продолжать работу» и т.п.

Характер вопросов ведущего также зависит от того, как проходит упражнение. Ведущий, осуществляя диагностику в процессе выполнения упражнения, отмечает, возникают ли у участников трудности (если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние участников, что им удается, что не получается. Эти наблюдения могут определить характер вопросов по завершении упражнения.

Обсуждение результатов выполнения упражнений и ролевых игр может проходить и в форме групповой дискуссии.

Дискуссия может проводиться в различных вариантах.

В первом варианте выступают только участники ролевой игры и некоторые из участников выполнения психотехнических упражнений. Ведущий просит их рассказать о своем самочувствии, ощущениях во время тренингового занятия, оценить сложности, с которыми они столкнулись при исполнении заданий. Участников можно попросить осуществить публичную рефлексию положительных и отрицательных сторон (что удалось и что не удалось) проделанного ими в игре или упражнении.

Во втором варианте, когда не все участники заняты в ролевых играх и психотехнических упражнениях, а выполняют функции наблюдателей, в том числе с карточками наблюдения, после выступлений непосредственных исполнителей заданий организуется групповое обсуждение их действий членами тренинговой группы. Исходя из принципа недопущения личностной критики действий участников тренинга, выступления наблюдателей целесообразно построить по следующему алгоритму:

а) что вам понравилось в действиях участников выполняемых заданий; б) какие рекомендации вы могли бы дать участникам игры с позиций того, как бы сами выполнили порученное им задание; в) какие выводы вы сделали для себя из просмотренной игры (упражнения).

В любом случае групповая дискуссия по итогам выполнения игр и упражнений завершается выступлением ведущего. Следует обязательно подводить итоги не только после отдельных упражнений, заслушивая мнения участников, но и по окончании каждой сессии.

№18. Характеристика психологических механизмов воздействия.

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на др. людей и их группы с целью изменения психологических характеристик, личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, а стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деят-ть и поведение.

Механизмы психологического воздействия — закономерности его осуществления в различных условиях.

Убеждение— это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял т.з. убеждающего и следовал ей в своей деят-ти и поведении.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ч-ка, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов — своему жизненному опыту и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Внушение — это механизм воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается. Этим, в частности, внушение отличается от убеждения. В процессе восприятия внушения деят-ть мышления ослабляется и оно работает только на восприятие и запоминание.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум ч-ка, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.

Заражение— это общественно-психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоц-ному влиянию в условиях непосредственного контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия одного ч-ка на другого определяется не только силой его эмоц-ного заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися.

Подражание— способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т.д.

Гипноз — бессознательное восприятие информации в процессе сна.

№19. Психологические приемы влияния на партнера.

Прием «имя собственное».

Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д.Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия. Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?

Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как методы проведения тренинга партнерского общения

Упражнения могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Комплектовать пары, тройки может сам ведущий, руководствуясь специальными критериями (в частности, учитывая характер взаимоотношений участников, их успехи в тренинге, индивидуально-психологические особенности и т.д.), но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам, предложив им действовать осознанно, руководствуясь тем или иным критерием.

Упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику (н-р, память или внимание) или могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Н-р, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно или устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности сознания, появляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психотехнические упражнения: двигательные, предполагающие рисование, и т.д.

При проведении психотехнических упражнений, как и в тренинге в целом, присутствуют два плана: содержательный и личностный.

Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный план — это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности. Правильно понимать под психотехникой (психогимнастикой) те упражнения, которые направлены на изменение состояния группы или каждого участника в отдельности, и на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга.

Читать еще:  Тренинг манипуляции людьми

При планировании занятий, а также в процессе проведения психотехнических упражнений следует соблюдать ряд моментов: правильный выбор упражнения; инструктирование группы перед его выполнением; остановка упражнения; обсуждение результатов.

При выборе упражнения нужно ориентироваться на следующее.

1.Что должно произойти в результате выполнения упражнения, какова его содержательная цель: изменится состояние группы как целого; изменится состояние каждого из участников группы в отдельности; в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников; будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане.

2.На каком этапе сплоченности находится группа: чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3.Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), а также физические данные участников.

4.Время: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т.д.

5.Содержание дальнейшей работы.

Инструкция.Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать вариант, когда ведущий инструктирует дольше, чем длится выполнение самого упражнения. Иногда целесообразно в процессе знакомства с инструкцией привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, или продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Остановка упражнения.В большинстве случаев ведущий заранее оговаривает условия окончания упражнения, н-р: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет. Другой вариант: заранее обговаривается время выполнения упражнения. При этом за временем следит ведущий и сообщает группе о его окончании. Но чаще все-таки не удается заранее определить временные границы проведения упражнения и тогда основным ориентиром становится самочувствие членов группы, степень их вовлеченности, заинтересованности упражнением. Общее правило такое: упражнение целесообразно завершать тогда, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться. Осуществляя диагностику и внимательно наблюдая за изменениями состояния участников группы, ведущий должен уловить такой момент, когда, с одной стороны, упражнение достигло своей цели, появилось достаточно материала для обсуждения (в том случае, если упражнение направлено на получение информации в содержательном плане), а с другой — большинство участников группы, выражая готовность продолжать выполнение упражнения, согласны его закончить.

Обсуждение упражнений.Общее правило звучит так: чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

Если упражнение рассчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким, в форме вопросов: «Как вы себя чувствуете?». Иногда можно ограничиться фиксированием (повторением) прозвучавших односложных ответов «хорошо», «нормально», «бодрое». В некоторых случаях ведущий сам может проговорить то, что он видит, реальное состояние участников, например: «Все развеселились. Можно переходить к дальнейшей работе», «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее, можно продолжать работу» и т.п.

Характер вопросов ведущего также зависит от того, как проходит упражнение. Ведущий, осуществляя диагностику в процессе выполнения упражнения, отмечает, возникают ли у участников трудности (если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние участников, что им удается, что не получается. Эти наблюдения могут определить характер вопросов по завершении упражнения.

Обсуждение результатов выполнения упражнений и ролевых игр может проходить и в форме групповой дискуссии.

Дискуссия может проводиться в различных вариантах.

В первом варианте выступают только участники ролевой игры и некоторые из участников выполнения психотехнических упражнений. Ведущий просит их рассказать о своем самочувствии, ощущениях во время тренингового занятия, оценить сложности, с которыми они столкнулись при исполнении заданий. Участников можно попросить осуществить публичную рефлексию положительных и отрицательных сторон (что удалось и что не удалось) проделанного ими в игре или упражнении.

Во втором варианте, когда не все участники заняты в ролевых играх и психотехнических упражнениях, а выполняют функции наблюдателей, в том числе с карточками наблюдения, после выступлений непосредственных исполнителей заданий организуется групповое обсуждение их действий членами тренинговой группы. Исходя из принципа недопущения личностной критики действий участников тренинга, выступления наблюдателей целесообразно построить по следующему алгоритму:

а) что вам понравилось в действиях участников выполняемых заданий; б) какие рекомендации вы могли бы дать участникам игры с позиций того, как бы сами выполнили порученное им задание; в) какие выводы вы сделали для себя из просмотренной игры (упражнения).

В любом случае групповая дискуссия по итогам выполнения игр и упражнений завершается выступлением ведущего. Следует обязательно подводить итоги не только после отдельных упражнений, заслушивая мнения участников, но и по окончании каждой сессии.

№18. Характеристика психологических механизмов воздействия.

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на др. людей и их группы с целью изменения психологических характеристик, личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, а стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деят-ть и поведение.

Механизмы психологического воздействия — закономерности его осуществления в различных условиях.

Убеждение— это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял т.з. убеждающего и следовал ей в своей деят-ти и поведении.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ч-ка, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов — своему жизненному опыту и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Внушение — это механизм воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается. Этим, в частности, внушение отличается от убеждения. В процессе восприятия внушения деят-ть мышления ослабляется и оно работает только на восприятие и запоминание.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и разум ч-ка, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.

Заражение— это общественно-психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоц-ному влиянию в условиях непосредственного контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия одного ч-ка на другого определяется не только силой его эмоц-ного заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися.

Подражание— способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т.д.

Гипноз — бессознательное восприятие информации в процессе сна.

№19. Психологические приемы влияния на партнера.

Прием «имя собственное».

Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д.Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия. Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector