Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг на развитие коммуникативных навыков педагогов

Тренинг для педагогов «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Комитет по образованию Г.о.Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Алые паруса»

Тренинг для педагогов

«Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Карташова Ольга Викторовна

В современной образовательной ситуации требуются квалифицированные педагогические кадры, способные решать нестандартные профессиональные задачи средствами своей деятельности. Одной из главных форм педагогической профессии выступает коммуникация, или общение педагога с воспитанниками. Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия. Снизить эмоциональное напряжение.

— настроить участников на позитивное восприятие, установить доверительные взаимоотношения;

— снять эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия;

— сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;

— повысить тонус группы, снять мышечное напряжения, укрепить психологическое здоровье педагогов.

— установить доверительные взаимоотношения;

— развитие вербальных и невербальных средств общения;

— обучение эффективным методам общения;

— создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

— познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции;

— научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.

Продолжительность –30 минут.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас уважаемые коллеги.

Несколько лет тому назад остановив свой выбор на профессии педагога, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства.

На нашем тренинге мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы ставите. Вы научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы сможете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы. Мы будем осваивать эффективные средства общения .

Мне хотелось бы при нашей работе использовать следующие правила :

1. Искренность в общении.

2. Обязательное участие каждого.

3. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание от своего имени.

В нашей группе будет происходить много, на первый взгляд, необычного. Но, так или иначе, мы будем говорить о себе, о важном для нас личностно значимом а, что мы здесь встретились, — это не просто случайность, это часть нашей жизни, которую мы проживем вместе. Одна из трудностей нашей повседневной жизни – неумение людей жить в настоящем времени: каждый живет либо в прошлом (своими воспоминаниями), либо в будущем (своими надеждами и опасениями). Для нас очень важно будет жить в группе именно в настоящем «здесь и теперь». Иногда выполнение того или иного упражнения может вас глубоко взволновать, задеть что-то очень личное в вас. В таких случаях вы можете сказать «стоп», и это будет означать, что вам трудно и что вы не хотите продолжать обсуждение этой темы.

1. Упражнение «Комплимент по кругу»

Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности,

Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты, подаренные ему.

Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

Что лучше дарить или получать?

Ваше состояние после выполнения упражнения?

Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание», сильное эмоциональное напряжение, стрессы. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.

2. Упражнение «Поварята» на поднятия эмоционального фона настроения

Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч.

Ход : ведуший обращается к взрослым : уважаемые педагоги, мы сейчас с вами будем варить компот! Вот это наша большая кастрюля (большой обруч) . Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.) . А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю (перечисление фруктов ягод) . Кто узнаёт себя, тот берет за веревку или обруч! Играем! (игра продолжается пока все компоненты не окажутся в «кастрюле» ) Вот какой получился компот!

Когда все «ингредиенты» окажутся в кастрюле, то «компот надо сварить. Фрукты могут «побулькать» , можно показать, как «кипит» «компот» (например, присаживаться и подыматься, имитируя кипение воды, можно «помешать» компот – участники игры должны хаотично двигаться.

Когда компот приготовиться, его можно «попробовать» — имитировать как шеф повар пробует компот, похвалить «компот» и себя. Например, ведущий начинает : «Все в компоте хорошо, но особенно вишня!»

Вишня раскланивается, как артист в театре, говорит «Спасибо!» , и продолжает : «Все в компоте хорошо, но особенно яблоко!» Теперь очередь яблока раскланиваться и благодарить. И так, пока не поблагодарят все «продукты» .

3. Упражнение «Пантомимика»

Цель : развитие умения передавать и понимать информацию с помощью невербальных средств.

Описание упражнения
Сначала участники упражнения делятся на пары, каждая из которых получает карточку с кратким описанием определённой конфликтной ситуации межличностного взаимодействия. После этого все пары готовят и разыгрывают описанные ситуации на показывая доставшиеся им карточки другим участникам упражнения. Важный момент: изображая ситуацию, нельзя ничего говорить, можно использовать только движения и мимику. Когда одна пара показала ситуацию, остальные участники должны отгадать, что им показали.
Примеры ситуаций для карточек
1. Вы с приятелем катались на велосипеде, и столкнулись, оба набили себе шишек, повредили велосипеды, и теперь пытаетесь разобраться, кто из вас был виноват.
2. Ты в магазине стараешься выбрать себе хорошие роликовые коньки, коньков большое разнообразие, а продавец упорно нахваливает одну модель, говоря, что на них можно очень быстро ездить.
3. Ты хочешь поздно вечером пойти на дискотеку, а мама запрещает тебе идти, говоря, что это опасно.
4. Ты сдаёшь домашнее задание, а учительница говорит, что ты его сделал не сам – списал или за тебя его выполнил кто-то из старших членов семьи – и отказывается его принимать.
5. Вы с другом (с подругой) вышли вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти.

6. На уроке литературы тебя вызвали рассказать стихотворения, ты не выучил, а твой друг тебе подсказывает. Учитель замечает. (2-3 участника)

7. Утро. Ребенок спит. Папа пытается разбудить ребенка в школу. И рядом сам засыпает. Заходит мама и …. (Конфликт). (3 участника)

Смысл упражнения
Развитие умения ясно передавать информацию при ограниченности средств общения по невербальным каналам межличностной коммуникации (без слов). Тренировка уверенного поведения при «работе на публику».

Обсуждение .
Какие эмоции у вас возникали при подготовке и показе ситуации?
Легко ли было угадывать, что демонстрируют другие участники? Что вам помогало в этом, а что мешало?

Когда в жизни нам приходится угадывать намерения других, даже если те о них прямо не говорят?

Давайте обсудим арсенал выразительных средств в невербальном общении.

Основными элементами невербальной коммуникации выступают язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакция тела скрывает правду редко. К элементам невербального общения относятся:

Пространство, разделяющее говорящих; Частота дыхания; Жесты, телодвижения; Осанка; Одежда; Выражение лица; Символы статуса; Контакт глаз.

Наиболее важным элементом языка тела является мимика. Лицо – зеркало души, оно прекрасно передает эмоциональное состояние.

Во время телевизионного интервью у знаменитого циркового дрессировщика Филатова спросили : «с кем из хищных зверей опаснее всего работать» Ответ был неожиданным. Оказалось, что с «кровожадными» львами иметь дело гораздо безопаснее, чем с «добродушными» мишками. Весь секрет в том, что львы в африканских саваннах живут прайдами (группами, поэтому их мимика хорошо развита, ведь она помогает поддерживать взаимопонимание в львиной группе и регулировать поведение. А медведи- одиночки. Им попросту некому показывать свои чувства – их мимика маловыразительна. Природа экономна, она не тратиться на «излишества» . Так вот, у льва, когда он собирается напасть, прежде всего появляется соответствующая гримаса, которая и предупреждает укротителя об опасности. На людях в отношении мимики природа, как видно, не стала экономить. Например, подсчитано, что в романе Толстого «Война и мир» дано описание 97 оттенкам одной только улыбки! Малейшие движения души человека отражаются на его лице.

4. Упражнение « Конкурс хвастунов »

Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

После такого вступления педагоги по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Победителя выбирают сами педагоги выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом.

Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения. Общение помогает взаимодействовать.

5.Упражнение «Ласковый дождь»

«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право. ( Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость. Изобразите дождь на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и скатываются по спине… Дождь становится мельче,….Медленнее… Отпустите соседа…. Подставьте руки дождю… лицо….почувствуйте как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо».

6.Упражнение «Благодарный подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, и как выразить слова благодарности любыми невербальными способами (Мимикой, пожатием руки, жестом…).

Все участники тренинга встают в круг. И по кругу каждый ведущему и всем участникам любыми невербальными способами говорит спасибо и дарит подарок .

Я, например, дарю Вам оптимизм и взаимное доверие . Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!

Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!

Тренинг для педагогов «Коммуникативные навыки»
методическая разработка

Развитие коммуникативных навыков педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Коммуникативные навыки»

Педагог-психолог: Комарова И.И.

Цель тренинга : Развитие коммуникативных навыков педагогов .

• развить умение находить подход к людям;

• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации;

• развитие умения невербального средства общения ;

Читать еще:  Сплочение коллектива тренинг

• обучить эффективным способам общения .

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения , а именно : передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. очень важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Существует китайская поговорка :

“Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

10% того, что слышит,

50% того, что видит,

70% того, что сам проговаривает,

90% того, что сам делает.

Тренинг – это тренировка души , разума и тела, это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей .

Вывод : Мы с вами понимаем, что, выступая перед своими коллегами, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга .

Правила работы в тренинге

• Называть друг друга по имени

• Говорить от своего имени : «Я думаю» , «Я чувствую» .

• Хранить секреты участников группы

• Уважать говорящего, уметь слушать

• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты» , что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.» , «Я думаю.» .

4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы) .

6. Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

7. Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Упражнение – активатор «Давайте поздороваемся»

Цель : снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом :

• 1 хлопок — здороваемся как мужчины

• 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;

• 3 хлопка — здороваемся как женщины.

Упражнение «Комплимент» в кругу

Цель : отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий : Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения .

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Ведущий : Что было легче : делать комплимент или отвечать на него?

Цель : побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов.

Ведущий : Так как наш тренинг это тренинг общения , то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово « общение » . Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

6. Обмен информацией

7. Процесс восприятия и познания друг друга

8. Прием информации

9. Передача информации

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему : «Вы можете мне помочь? Я заблудился» . Тот вздохнул с облегчением : «Я тоже заблудился» . Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий : Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение «Парное рисование»

Цели : развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Инструкция : «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие : нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».

Цель : развитие навыков невербальной коммуникации.

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке) . Подарок надо сделать ( «вручить» ) молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется, тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

• Какие трудности возникли у вас в ходе тренинга ?

Ведущий : Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Психологический тренинг для педагогов «Развитие коммуникативных навыков»

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Специальная(коррекционная) школа-интернат с.Ленинское»
Психологический тренинг для педагогов
«Развитие коммуникативных навыков»
Составитель:
педагог-психолог
Аушева
Елена Валерьевна
с.Ленинское, 2017
Актуальность тренинга:
Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
отработать навыки убеждения;
отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции;
развить умение находить подход к людям;
подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации;
развивать умения невербального средства общения;
обучить эффективным способам общения.
Содержание:
Упражнения на развитие навыков коммуникативного общения.
Условия проведения:
Помещение, где стулья размещены по кругу.
Состав участников: педагоги – 34 человека.
Режим работы: 1 – 1,5 часа.
Практическая значимость заключается в следующем:
Педагоги:
научатся на практике применять навыки убеждения;
научатся на практике применять невербальные средства общения;
Структура тренинга:
1.Орг. момент – 3 минуты
2.Вступление – 5 минут
3.Основная часть – 60 мин
4.Рефлексия – 20 минут.
Ход тренинга
I. Орг.момент.
В нашей группе будет происходить много, на первый взгляд, необычного. Но, так или иначе, мы будем говорить о себе, о важном для нас личностно значимом. А поскольку все мы разные, то и мнения у нас окажутся разными. Поэтому здесь не будет правильных или неправильных мнений: все они в равной мере ценны, заслуживают того, чтобы их высказали, и принимаются независимо от того, согласен кто-то с ними или нет. Каждый имеет право быть услышанным, и никто не имеет права осуждать его за это. То, что мы здесь встретились, — это не просто случайность, это часть нашей жизни, которую мы проживем вместе. Одна из трудностей нашей повседневной жизни – неумение людей жить в настоящем времени: каждый живет либо в прошлом (своими воспоминаниями), либо в будущем (своими надеждами и опасениями). Для нас очень важно будет жить в группе именно в настоящем «здесь и теперь». Иногда выполнение того или иного упражнения может вас глубоко взволновать, задеть что-то очень личное в вас. В таких случаях вы можете сказать «стоп», и это будет означать, что вам трудно и что вы не хотите продолжать обсуждение этой темы. Еще очень важно равноправное межличностное общение в работе (диалог «ты» …).
Правила работы в группе:1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю. », «Я думаю. »).4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
II. Выполнение упражнений
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Участники по сигналу ведущего должны создать два круга, внешний и внутренний (можно рассчитаться на «первый, второй»). Внешний круг стоит, а внутренний двигается, переходя от человека к человеку. Задача педагогов поздороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
• 1 хлопок — здороваемся как мужчины;
• 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;
• 3 хлопка — здороваемся как женщины.
Упражнение «Комплимент» в кругу
Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?
Упражнение «Смена позиции»
Цель упражнения: развитие у учителей гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативной позиции в контактах с коллегами.
Группа рассаживается в круг. По желанию выбирается один участник, который, двигаясь по часовой стрелке, вступает в непродолжительные разговоры с каждым членом группы. Остальные участники слушают, оценивая, какие коммуникативные средства были применены, изменяется ли стиль беседы в соответствии с индивидуальностью нового партнера, меняется ли коммуникативная позиция у водящего.
Коллективное обсуждение проводится в двухфазном режиме. На первой фазе свои впечатления высказывают члены группы, с которыми водящий разговаривал. На второй – группа выслушивает самого водящего, анализирующего чувства и переживания, возникшие у него в ходе многократной смены коммуникативной позиции при переходе к новому собеседнику.
Упражнение «Ассоциации».
Цель: побудить педагогов к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов
Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.
Упражнение «Очередь»
Цель упражнения: развитие у учителей форм непосредственного коммуникативного поведения, способности к спонтанному игровому общению, раскованности и внутренней свободы.
Из группы выбираются восемь человек, из которых один – водящий. Семь человек становятся друг за другом как бы в очередь, а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. Очередь при этом имеет игровую задачу не пропустить «нахала» к прилавку.
В это время остальные члены группы рассаживаются амфитеатром и наблюдают за происходящим. Затем проводится общее обсуждение. Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьбы, угрозы, шантаж и т.п.).
Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Упражнение «Парное рисование»
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».
Упражнение «Подарок»
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации
Все участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (не вербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Когда все получат подарки (круг замкнется), ведущий обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.
Упражнение «Мое желание»
Цель: побудить педагогов к ассоциативному мышлению. Рефлексия.
Ведущий: Давайте порассуждаем отвлеченно. К примеру, к какому-то важному событию нужен новый костюм. Это наше желание. Может ли он волшебным образом оказаться в нашем шкафу? Конечно, может. Если предварительно об этом позаботится кто-то другой. Но чаще всего мы сами направляемся в магазин, долго присматриваемся, не раз и не два примеряем, идем в другой, третий, пятый, … десятый магазин и повторяем весь процесс заново. Бывает, что не найдя ничего подходящего, отправляемся в ателье и заказываем из понравившейся ткани именно тот фасон, который так долго и безуспешно искали. Как бы то ни было, мы сами идем навстречу своему желанию. Мы тратим время, силы, мы не бездействуем! Мы «сцепляем» желаем образ с его материальным воплощением собственными руками.
Говорят, что наши желания не исполняются потому, что мы сами в это не верим по-настоящему. И потому, говорит Н. Правдина, автор книги «Я люблю себя! Триумф новой женщины», надо свое подсознание постоянно тренировать на спонтанное исполнение желаний. Начать процесс надо с совсем незначительных дел, постепенно «воспитывая» и «приучая» к более серьезным свершениям.
Ведущий предлагает участникам написать на листе бумаги свое желание, затем скрутить в трубочку (сложить и т.д.) и положить на ткань, которая лежит на полу в центре круга. Затем участникам предлагается взяться за края ткани и потрясти ее так, чтобы листочки перемешались. Затем ткань опускается на пол и каждый участник берет листок. Далее проводится обсуждение.

Читать еще:  Знакомство на тренинге в игровой форме

Заключение
Ведущий: Какие трудности возникли у вас в ходе тренинга?
Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!
Источник:
http://trepsy.net/training/stat.php?stat=4535http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/trening-obshhenie-dlya-pedagogov-na-razvitie-kommunikativnyx-umenij.htmlhttp://goroduspeha.com/uprazhnenie-moi-zhelaniya-ispolnyayutsya/

  • file 35 obshenie
    Психологический тренинг для педагогов «Развитие коммуникативных навыков»
    Размер файла: 28 kB Загрузок: 10

Мини игры-тренинги на тему «Формирование коммуникативных умений и навыков»

Мини игры-тренинги на тему «Формирование коммуникативных умений и навыков»

Возраст: 15-18 лет

Необходимые принадлежности:листы бумаги А4, фломастеры, стимульные материалы.

развитие коммуникативных навыков;

— умение устанавливать контакт.

— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

— отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношения между людьми;

-овладение навыками эффективного слушания;

— активизация процесса самопознания и самоактуализации;

— расширение диапазона творческих способностей.

4.Упражнение «Через стекло»

6.Упражнение «Передать одним словом»

7.Упражнение «Двое с одним мелком»

9.Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

10. Подведение итогов

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Как ваше настроение? Сегодняшний наш тренинг называется «Формирование коммуникативных умений и навыков».

Цель: создание положительного эмоционального фона, самооценка коммуникативных навыков и умений.

Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».

2. Не существует правильных и неправильных ответов.

3. Искренность в общении.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.

5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.

6. Уважение к говорящему участнику.

7. Активное участие в происходящем.

8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

1. Что такое коммуникация?

2. Для чего нужна коммуникация?

3. Что такое общение?

4.Виды общения? (Вербальное, невербальное. )

5. Приведите примеры.

Массовая коммуникация (англ. masscommunication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

4.Упражнение «Через стекло»

Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается «сказать»что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: » Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить». Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.

Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.

Участники тренинга делятся на два круга: внутренний и внешний (должны образоваться пары). Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова–ассоциации.
Вопросы:
1. На какой цветок похож этот человек?
2. На какую птицу?
3. На какое животное?
4. На какой предмет мебели?
5. На какое дерево?
6. На какую еду, или блюдо?
7. На какой напиток?
8. На какой фрукт?

6. Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Время проведения: 15 мин.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

7. Упражнение «Двое с одним мелком»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

8. Упражнение «Леопольд»

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения: Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Читать еще:  Социально психологический тренинг игра

Доверяете ли вы людям в жизни?

Доверяют ли вам люди?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

9. Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

На самом деле действия искажаются и меняются и действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

10. Подведение итогов

Участники отвечают на вопросы:

1.Что сегодня нового вы узнали?

2.Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?

3. Что можно сделать, что бы нам больше доверяли?

Тренинг-беседа для педагогов на развитие коммуникативных умений

Светлана Глотова
Тренинг-беседа для педагогов на развитие коммуникативных умений

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

• отработать навыки убеждения;

• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции;

развить умение находить подход к людям;

• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации;

развить умение невербального средства общения;

• обучить эффективным способам общения.

Психолог: Общение пронизывает всю нашу жизнь. Это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на 6-й день начинаются зрительные и слуховые галлюцинации. Он начинает общаться с неодушевлёнными предметами и несуществующими образами. Нас окружает много интересного, причём весь мир вокруг нас движется и торопится.Движется вся жизнь: отдых, работа, семья, друзья, то есть всё наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, всё движется вокруг НАС, и мы вполне можем управлять всеми событиями, происходящими вокруг. Самое основное – это правильное общение и лёгкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90 % из участников спора убеждается в своей правоте ещё твёрже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Т. к. если вы из спора выходите победителем, то есть возможность, что вы потеряете друга, партнёра. Это естественно, т. к. человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре. За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Упражнение 1. «Пересядьте те, кто…».

Инструкция.Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.

Стоящий в центре круга (для начала им будет психолог) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком.Например: Пересядьте все те, кто родился весной — и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

Как вы себя чувствуете?

Как ваше настроение? (Примерные вопросы: кто любит свою работу, кто опаздывает, кто любит ходить в гости). Не правда ли, общего в нас больше, чем различий.

Упражнение 2 .«Ассоциации».

Цель: побудить педагогов к ассоциативному мышлению.Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же означает слово «общение». (Высказывание участников.) Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информации.

Предложить несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации,которые придут на ум при чтении этих слов:

1. Контакт. 2. Беседа. 3. Встреча. 4. Разговор. 5. Переговоры. 6. Обмен информацией. 7. Процесс восприятия и познания друг друга. 8. Прием информации. 9. Передача информации. 10. Самовыражение. 11. Поддержка. 12. Взаимопонимание. 13. Сплочение.

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник.Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился».Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение 3. «Тарелка с водой».

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

1. Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Психолог: Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2.Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего:

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Упражнение 5. «Комплимент».

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

— Наташа, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 6. «Кто быстрее».

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Инструкция: Посчитаться на счёт раз-два. Получилось две команды. Задача заключается в том, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую назовёт психолог, причём строиться надо молча, ничего не объясняя.

• Трудно было выполнять задание?

• Что помогло при его выполнении?

Упражнение 7. «Пронеси карандаш».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Инструкция. Выбрать себе пару и по очереди вместе со своей парой встать у черты, где лежит карандаш. Задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.

• Что с вами происходило?

• Если не получилось, то почему?

Упражнение 8. «Отражение в воде».

Психолог: Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой — тот, кто живёт в речке.Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

• человек скорчил страшную рожицу;

• человек замахнулся палкой;

• человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»

Вопросы после выполнения упражнения.

1. Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);

2.Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;

Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение 9. Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ».

Психолог: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Примечание: Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку.

Упражнение 10. «Я заслуживаю…»

Психолог: Завершая наше занятие, хочу предложить вам такое упражнение, вернее,игру : “Я заслуживаю. ”.

Инструкция: Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в воспитанниках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю. ”, вспомните всё то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя.Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т. п.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня,начиная фразой: “Я заслуживаю. ” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим»

Упражнение 11. «Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Презентация мастер-класса «Мастерство общения» Вступление. Сегодня наша встреча посвящена творчеству и педагогическому мастерству. И это не случайно на современном этапе развития системы дошкольного.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector