Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг на командообразование для педагогов

Тренинг для педагогов «Командообразования»

Анна Афанасьева
Тренинг для педагогов «Командообразования»

ТРЕНИНГ «КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ»

1. Упражнение «Пожелай другому»

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово.

Слово ведущего: Наш мир удивительно разнообразный. Так же и мы — каждый уникален. А теперь я прошу, вас привяжите ленту к ленте вашего соседа. У нас получился замечательный разноцветный круг-символ того, что мы сейчас вместе, в одной команде. Попробуйте его немножко растянуть. Если ленты привязаны крепко, круг не развалится. Так и в команде важно единство, уверенность в каждом ее участнике.

Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.

Деление на команды: «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток. Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Упражнение «КТО БЫСТРЕЕ»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

— Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

— Сейчас немножко повеселимся. Поиграем в усложненную игру «Крокодил». Снова садитесь на стулья. Я приготовила для вас фразы, такие как » кот, машина, вертолет, звезда, Карлсон, чебурашка, цветок, кровать». Нужно будет их показать всем нам. Сколько слов во фразе, столько участников необходимо. Они походят ко мне, читают фразу и показывают. Остальные отгадывают.

Упражнение «Невидимая нить»

Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! — думал мудрец. — Что бы такого предпринять? — размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».

Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.

В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.

«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.

— Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя. Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми. А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом.

Упражнение «Уменьшающаяся газета»

Цель: тренировка навыков совместной деятельности команды. Можно использовать данное упражнение в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Инструкция: участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист. «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда.

Упражнение 8 «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Тренинг для педагогов «Навстречу друг другу» (Инновационные формы работы с педагогами по сплочению коллектива) Тренинг для педагогов «Навстречу друг другу» Задачи: • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; •.

Тренинг «Релаксация и снятие напряжения у педагогов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко». Тренинг «Релаксация и снятие напряжения.

Тренинг для педагогов:«Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
материал

Наверное, многие хоть раз слышали это слово, но значения его не знают. Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – командообразование. Это мероприятия, которые призваны сплотить коллектив, повысить эффективность его работы:

Основные цели тимбилдинга можно сформулировать так:

  • Создать у коллектива чувство единства;
  • Заменить у работников чувство конкуренции на чувство сотрудничества;
  • Обучить людей эффективно взаимодействовать между собой;
  • Выработать у всех сотрудников понимание и доверие друг к другу;
  • Сплотить команду, вывести «командный дух» на более высокий уровень;
  • Укрепить авторитет руководства, используя неофициальные мероприятия;
  • Дать сотрудникам возможность психологической разгрузки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик»

Тренинг для педагогов.

Тема:«Тимбилдинг или занятие по командообразованию»

Педагог-психолог: Афанасьева И.А.

Цель : создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.

— Создать положительную атмосферу в течение тренинга (объединение, атмосфера доверия; поощрение участников к совместной длительной работе, поддержка каждого из участников);

— Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого участника; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).

— Игровая коррекция поведения (снижение чрезмерного эмоционального напряжения; устранение барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).

В тренинговом занятии используются такие приемы как:

— Игровые моменты и их анализ;

— Активная обратная связь;

— Обсуждение значимости темы;

— Прослеживание участниками стратегий личного поведения.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться. возможность увидеть. возможность услышать. возможность ощутить. возможность испытать. возможность стать. стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

  1. Орг. момент – 3минуты
  2. Вступление – 2 минут
  3. Цель задачи – 3 минут
  4. Разминка – 5 минут
  5. Основная часть – 35 минут
  6. Рефлексия – 10 минут
  7. Орг. конец – 2 минуты
  1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
  2. Упражнение «Друг к дружке»
  3. Упражнение «Постройтесь по алфавиту!»
  4. Деление на группы «Разрезанная открытка».
  5. Упражнение «Эмпайр стейт билдинг»
  6. Упражнение «Карета»
  7. Упражнение «Поезд»
  8. Упражнение «Аплодисменты»
  1. Приветствие «Давайте поздороваемся».
Читать еще:  Интересные игры для тренингов

Время выполнения: 5 минут.

Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

2 . Я рады приветствовать вас на молодежном тренинге « Тимбилдинг или занятие по командообразованию ». Меня зовут Ирина, и сегодня проведём для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сегодня мы выявим социально активных, талантливых педагогов, которая поможет нам повысить профессиональную компетентность как участников тренинга. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед, чего я вам желаю!

2. Сегодня на тренинге мы посмотрим , насколько нам удастся действовать вместе.

Предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Упражнение «Друг к дружке»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Время выполнения: 15 минут

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

— Правая рука к правой руке!
— Нос к носу!
— Спина к спине!
— Друг к дружке.
— Носок к носку!
— Живот к животу!
— Лоб ко лбу!
— Друг к дружке.
— Бок к боку!
— Колено к колену!
— Мизинец к мизинцу!
— Друг к дружке.
— Бедро к бедру!
— Ухо к уху!
— Пятка к пятке!
— Друг к дружке.
— Затылок к затылку!
— Локоть к локтю!
— Кулак к кулаку!
— Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

3. Упражнение «Постройтесь по алфавиту!»

(музыкальное сопровождение «Воздушная кукуруза» )

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения : Участникам выдаются буквы алфавита в разном порядке. Задача состоит том, чтобы в короткий срок построиться в ряд по алфавиту. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

• Удалось ли группе это сделать?

• Что помогало? Поддерживало?

• Какие эмоции испытывали во время упражнения?

4. Деление на группы «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

5. Упражнение «Эмпайр стейт билдинг»

Цель: Развивать умения действовать слажено.

Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:

— Нарисовать здание в 10 этажей.

— Контур здания должен быть фиолетового цвета.

— Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.

— На здании должен развиваться синий флаг

Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.

(музыкальное сопровождение из кинофильма «Цыган» )

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. (наводящие вопросы из чего состоит карета) . Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников : кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека :

• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими) ;

• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

• лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

• Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы» ).

• После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей» , которые они выбрали.

• Примечание : если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

Цель: образование единого командного духа.

Время выполнения: 10 минут.

Ход упражнения: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.

Вывод: Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

И закончить наш тренинг я хочу древней притчей:

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал :

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Цель: завершение тренинга.

Время проведения: 1 минута

Ход упражнения: мы хорошо поработали, каждый вас заслуживает подарка. Предлагаю всем отблагодарить друг друга аплодисментами.

  1. Безрукова Е.Ю., Блинова Ю.В., Лямин А.В., Жуков Ю.М. Командообразование в режиме реального времени //Справочник кадровика. 2002. 2.
  2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. — СПб.: Издательство «Речь», 2002 — 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные программы является комбинаторными , получены путем комбинации нескольких программ. Для создания программ использованы материалы таких авторов, как К. Фоппель, Е.В. Сидоренко, М.

Дружный и сплоченный коллектив — это залог успешного взаимодействия, передача опыта. А так же это мощная поддержка начинающим педагогам. Построение доверия внутри группы, выработка навыков взаимодейст.

Тренинг командообразования направлен на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной де.

Материал для проведения психологического тренинга для педагогов.

Тимбилдинг– это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, корпоративных игр, тренингов и прочего. Виды тимбилдинга:•Спортивный .

Тренинг командообразования на сплочение педагогического коллектива «Мы – команда!»

Пояснительная записка

В современных условиях главным ресурсом эффективной работы образовательного учреждения является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От квалификации педагога, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития образовательного учреждения.
Образовательные учреждения, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, в первую очередь должны думать о развитии коллектива, команды. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов. Поэтому, одним из наиболее востребованных личных качеств педагога, наряду с профессионализмом, надежностью, чуткостью, готовностью прийти на помощь, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Команда, работа в команде, участники команды, командный дух – эти определения получили широкое распространение как такие качества работы, без которых ее уже практически невозможно представить. Способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку влияет на качество совместной работы и в то же самое время определяет результаты и успех работы.
Команда — это группа спе­циалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Под педагогической командой понимается группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, учащиеся), созданную для решения стратегических и тактических задач развития этого учреждения.
Данная программа тренинга опирается на методологические основы разработки и проведения тренинга и основывается на идеях создания эффективной команды Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой, Н. Клюевой, Н. Кряжевой, К. Фопеля.

Читать еще:  Мотивация персонала тренинг

Цель тренинга: гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Задачи:

  • Оптимизация общения педагогов: достижение взаимной поддержки, взаимопонимания, доверия, доброжелательности.
  • Создание комфортной атмосферы для развития способностей педагогов.
  • Формирование у педагогов потребности в дальнейшем саморазвитии.

Общая продолжительность тренинга составляет 10 занятий (20 часов). Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю, продолжительностью 2-2.5 часа. Оптимальное количество участников группы составляет 12-15 человек.

Принципы комплектования группы:

  • Принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в гармонизации отношений с коллегами, в собственном изменении.
  • Принцип информированности участников. С участниками проводится предварительная беседа о том, что такое тренинг, групповые занятия, каковы их цели, какие могут быть получены результаты.

Материально-техническое оснащение:

  • Помещение не менее 18 м 2 .
  • Ковер.
  • Стулья по количеству участников.
  • Стол.
  • Магнитофон с CD-проигрывателем.
  • CD-диски с музыкой.

Методическое обеспечение:

  • Магнитофон с CD-проигрывателем.
  • CD-диски с музыкой (классической, подвижной).
  • Бумага формата А4, ватман, самоклеющаяся бумага, макулатура.
  • Цветные маркеры, фломастеры, цветные мелки.
  • Скотч, ножницы, степлер.
  • Воздушные шары.
  • Корсажная прозрачная лента 3,5 м.

Требования к специалистам, реализующим программу тренинга:

Специалист, реализующий программу тренинга должен иметь высшее психологическое образование, а также, по возможности, дополнительное образование с правом ведения психологических тренингов.

Предполагаемые результаты:

После проведения программы тренинга предполагаются следующие изменения:

  • Оптимизация общения в коллективе: достижение взаимопонимания, доверия, эмпатии, доброжелательности. Повышение степени доверия друг к другу и эмоциональной сплоченности.
  • Осмысление и пересмотр собственного отношения к коллегам.
  • Развитие в коллективе навыков командной работы.
  • Формирование у педагогов потребности в дальнейшем саморазвитии.

Критерии отслеживания достижения планируемых результатов

Для отслеживания достижения планируемых результатов применяется входная и выходная диагностика, в ходе которых используются следующие методики:
1. Опросник «Взаимоотношение в педагогическом коллективе» (см. Приложение 2).
2. Методика определения индекса групповой сплоченности коллектива Сишора (см. Приложение 3).
3. Экспресс-методику изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто (см. Приложение 4).

Сценарный план тренинга «Мы – команда!»

Тренинг командообразования для педагогов

Тренинг командообразования
для педагогов ДОУ

Составила: педагог-психолог
Сидорова А.А.

Актуальность: данный тренинг разработан с целью командообразования педагогов детского сада, т.е. повышения сплоченности, доверия к друг другу, нормализации образовательной атмосферы и налаживания неформальных отношений в коллективе. Тренинговые занятия важное звено в профилактике профессионального выгорания, а также помогают молодым специалистам плавно влиться в коллектив.
Цель: сплочение и установление доверительных отношений в коллективе.
Задачи:
— Создание в группе теплой, эмоционально привлекательной и психологически комфортной обстановки;
— Актуализация неформальных, дружеских отношений в коллективе
— Развитие коммуникативных способностей посредством групповой работы
Структура: занятие состоит из следующих блоков
— установочный (10-15 минут) упражнение на снятие зажимов, установление контакта и «поднятие» энергии в группе
— основной (35-45 минут) одно или два упражнения в соответствии с основной целью тренинга
— сбор обратной связи (5-10 минут) позволяет проанализировать и интегрировать полученный от занятия опыт.
Временные рамки: тренинг рассчитан на полтора-два часа.
Группа: педагоги (воспитатели), специалисты (муз. рук, физ.рук, логопеды) и администрация.
Командообразование или тимбилдинг (team building) термин, применимый к широкому диапазону действий, общей целью которых является повышение эффективности команды.
Стимульный материал: клубок ниток, 3 ватмана, бумага А4, спокойная музыка (для релаксации), карандаши, фломастеры, газеты, доска, маркер.
Ход тренинга
Слово ведущего: в современных условиях главным ресурсом эффективной работы является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От вашей квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития нашего учреждения.
Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Давайте обсудим правила тренинга, ваша задача решить какие правила мы принимаем, а какие отвергаем.
Правила тренинга:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего
Уважать мнение друг друга
Использовать я высказывания
Безоценочность суждений
Активность
Правило «стоп»
«Здесь и теперь»
Конфиденциальность
Конструктивност критики

Упражнение 1. «Знакомство»
Цели: помочь участникам узнать друг о друге, сократить дистанцию в общении, снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь».
Инструкция: на листе бумаги А-4 (можно Ѕ листа) каждый участник должен написать свое имя и нарисовать тот образ, который раскрывает его характер. Затем в течение 10 минут все ходят по залу и знакомятся. Можно задавать любые вопросы. Каждый должен познакомиться с каждым.

Упражнение 2. «5 общих признаков»
Цель: объединение участников.
Инструкция: участникам нужно разбиться на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе участникам необходимо найти 5 признаков, которые их объединяют в течении 5 минут. Также нужно дать название группы по общим признакам, которые выделили участники. Один из участников презентует всю группу.

Упражнение 3. «Невидимая нить»
Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.
И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! думал мудрец. Что бы такого предпринять? размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».
Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.
В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.
«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.
Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».
Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.
— Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутымиА если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать Что будет, давайте попробуем Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»
Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»
Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят В нашей команде это недопустимо.
Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!
Игра закончена, на время обсуждения нить можно положить в круг, потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами.
Рефлексия. Главный вопрос для обсуждения: «Чему эта игра может научить команду?» Ответы всех членов команды желательно записывать на доске, так как этот материал можно использовать при формировании ценностей команды.

Читать еще:  Тренинги интересные для сплочения коллектива

Упражнение 4. «Групповое рисование»
Инструкция: работа в подгруппах. Участники делятся на две подгруппы (строятся по росту, цвету волос, цвету глаз, одежды, возрасту, номеру дома и т.д., затем рассчитываются на первый-второй). Каждая подгруппа получает лист ватмана, набор карандашей, красок и начинает групповой рисунок. Причем, через каждые три минуты члены команды по кругу меняются местами, и каждый продолжает рисовать рисунок предыдущего участника. Работа идет в течение 15 минут.
Примечания: не делать уточнений. Сказать: «Вот лист. На нем одновременно работают все члены группы. Рисуете, что хотите и чем хотите. По моей команде все меняетесь местами. Начали работу».

Упражнение 5. «Построим дом»
Цель: развитие навыка работы в команде.
Инструкция: группа участников делятся на 2 команды, каждой команде предлагается построить воображаемый дом. Его детали это сами члены команды. Кто-то может быть дверью, кто-то окном или стеной и т.д.

Упражнение 6. «Уменьшающаяся газета»
Цель: тренировка навыков совместной деятельности команды. Можно использовать данное упражнение в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
Инструкция: участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист. «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»
После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»

Завершающая рефлексия: Что чувствуете на данный момент? Что нового узнали? Чего вы ждали? Что получили?
15

  • WebUrokCom_36e669b451f087
    Размер файла: 476 kB Загрузок: 1

Упражнения на командообразование

Тренинги на командообразование для сотрудников очень популярны, так как командообразование – всегда актуальная HR-задача. Отделы расширяются, приходят новички, существует текучесть . Традиционно командообразование ассоциируется с верёвочными курсами. На самом деле элементы командообразования, как правило, присутствуют на утренних планерках, корпоративных мероприятиях , обучениях.
Значимость командообразования высока, поскольку:
1. Действует принцип синергии, когда эффективность каждого участника команды возрастает: 2+2=5 и больше.
2. Сплочение сотрудников позволяет увеличить результативность проектной деятельности.
3. Работа в команде – элемент нематериальной мотивации персонала, увеличивающий удовлетворенность работой.
Тренинг на командообразование в офисе может содержать следующие блоки.
Вводная часть
• Представление тренера и программы
• Введение правил
• Выявление ожиданий участников
Теоретические блоки / мини лекции. Например:
• Основы командообразования
• Командные роли
• Динамика групповых процессов
Психологическое тестирование. Например:
• Опросник управленческие роли Т. Ю. Базарова
• Тест «Командные роли» Р. М. Белбина
• Методики социометрии
Упражнения на командообразование в тренинге. Например:
• «Общие факты»
• «Издательство»
• «Вместе мы сильнее»
• «Лабиринт»
• «Попади в цель»
Рефлексия
• Обратная связь от участников
• Обратная связь от тренера
• Подведение итогов, вручение дипломов / сертификатов

ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В ПОМЕЩЕНИИ

1. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ОБЩИЕ ФАКТЫ»
Первый вариант.
Организационные моменты. Необходимы чистые листки для записей.
Инструкция участникам. Разбейтесь на пары. В течение 7 минут запишите десять фактов, которые Вас объединяют. После того как упражнение будет выполнено в парах необходимо объединиться в четвёрки и найти десять объединяющих фактов для членов команды четвёрки. После этого объединяется вся команда и задача найти десять общих фактов для всей команды.
Второй вариант.
Организационные моменты. В круг расставляются стулья, в количестве на один меньше, чем число участников плюс ведущий.
Инструкция участникам. Сотрудники садятся в круг. Тренер оглашает какой-либо признак. Поменяться местами должны те, у кого этот признак есть. Например, у кого есть собака / опыт работы в продажах больше двух лет / есть личный автомобиль / кому больше 30 лет / стаж работы в компании менее 6 месяцев / кто занимается спортом / ходил на зимний корпоратив / приносит обед на работу с собой. Если названный признак относится и к тренеру – он также садится. Тот, кто не успел занять свободный стул – становится ведущим и следующим называет признак, согласно которому участники должны поменяться местами.
Дебрифинг. Ведущий подчеркивает как много общего у участников тренинга.
2. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ИЗДАТЕЛЬСТВО»
Организационные моменты. Притчи, истории, методы работы, связанные с деятельностью участников (например, по управлению или продажам). Каждую историю, притчу, описание метода работы разрезать на полоски и положить в отдельный конверт. Разбить участников на подгруппы по 4-8 человек. Каждой группе дать отдельный конверт.
Инструкция участникам. Ваша команда – это семья, унаследовавшая от богатого родственника издательство, специализирующееся на бизнес-литературе по продажам / управлению / маркетингу / другой вариант. Проблема в том, что текст статьи перепутан, а через 15 минут (время устанавливаем в зависимости от объема текста) её нужно запустить в печать. Ваша задача как можно скорее привести текст в порядок.
Дебрифинг.
• За счёт чего удалось справиться с задачей?
• Какие сложности возникли при выполнении задания?
• Чему научил Вас этот опыт взаимодействия?
3. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ»
Организационные моменты. Необходимы чистые листки для записей.
Инструкция участникам. За пять минут составьте список своих сильных и слабых сторон как сотрудника. Далее в составе группы подготовьте общий список сильных и слабых сторон всей команды. Если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, тот этот недостаток вычеркивается. Например, небольшой стаж работы одного участника – компенсируется большим стажем второго. Или сложность переключения с одного дело на другое одного участника компенсируется умением делать несколько дел одновременно второго.
Дебрифинг. Ведущий подчеркивает, что возможности команды всегда большее, чем простая сумма возможностей её участников. Слабые стороны каждого могут быть компенсированы сильными сторонами других участников.
4. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ЛАБИРИНТ»
Организационные моменты. На полу мелом рисуется лабиринт.


Инструкция участникам. Первому участнику завязываются глаза. Его цель – пройти лабиринт, не заступив за его границы. Группа подсказывает как идти («левее», «прямо», «правее», «вперёд»). Говорить можно по очереди и только одно слово. Если человек заходит за черту или кто-то из участников сказал два слова: попытка сгорает и следующий участник должен начать проходить лабиринт сначала. Цель – пройти лабиринт с наименьшим количеством попыток.
Дебрифинг. После успешного прохождения лабиринта ведущий даёт обратную связь, обращая внимание на следующие моменты:
• успешная команда проходит лабиринт с 8 раза;
• анализирует: спрашивает ли команда впечатления того, кто проходил лабиринт с закрытыми глазами. Использует ли эту обратную связь в дальнейшем для инструкции следующему идущему;
• хвалит ли команда идущего или считает, что пока лабиринт не пройден до конца хвалить не за что (негативный менеджмент);
• было ли выпадение участников из процесса: два слова вне очереди – особенно когда участник с закрытыми глазами идет хорошо;
• присутствовали ли переживание и поддержка друг друга или негатив в адрес участника, плохо давшего инструкцию.
5. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»
Еще один пример игры на командообразование для сотрудников в помещении «Попади в цель».

Организационные моменты. На пол ставится маленькое детское ведёрко. От ведёрка мелом чертятся 3 линии на расстоянии около 25 см друг от друга.


На доске / флипчарте рисуется матрица:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector