Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг манипуляции людьми

8 техник противостояния манипуляциям

Существует пять стратегий поведения в конфликтной ситуации (конфликт — как противоречие разных интересов).

  1. Избегание, т. е. ни вашим, ни нашим: «Я не получу то, что хочу, но и ты не получишь того, чего хочешь».
  2. Компромисс, торг: «Вместе пойдем на уступки друг другу».
  3. Сотрудничество: «Максимально учтем и твои, и мои интересы».
  4. Уступчивость: «Пусть будет по-твоему».
  5. Противоборство: «Все будет по-моему».

Пятую стратегию поведения в конфликтной ситуации можно осуществлять двумя способами — открытым и закрытым, а именно: путем давления или манипуляции. В каком случае принимается решение использовать манипуляцию, а не давление? Если сил для давления недостаточно. Манипуляция — это стратегия слабости и применяется при дефиците ресурсов. Манипуляция — это так же, как и давление, агрессивное воздействие, но имеющее скрытую форму.

Итак, манипуляция — это стратегия достижения собственных односторонних интересов, преимущественно с использованием обмана. Ложь всегда включена в манипуляцию и перемешана в ней с правдой. Манипуляция — это смесь лжи и правды. Если манипулятору удается создать такую манипулятивную интервенцию, в которой отделить правду от лжи трудно, то адресат проглатывает ложь вместе с наживкой правды. Однако мозг человека так устроен, что он очень чувствителен к противоречию. Даже не осознавая наличие лжи, мозг посылает сигнал: «Происходит что-то не то!». Человек оказывается сбитым с толку, теряет ориентацию, чувствует дискомфорт. Для того, чтобы научиться эффективно противостоять манипуляциям нужно научиться отделять правду от лжи в манипулятивном сообщении. Такая «расклейка» манипуляций открывает нам глаза, избавляет от навязанного чувства вины, возвращает ориентировку в происходящем.

Любое сообщение состоит из текста (знака), контекста и подтекста. Например, человеку, который вам только что отказал в услуге, вы язвительно (или обиженно) говорите: «Спасибо за готовность помочь!». В данном примере текстом являются, соответственно, сами обращенные слова, контекстом — вся ситуация, когда нам отказали в услуге, а подтекст сообщения следующий: «Еще не выслушав просьбы, ты был готов мне отказать». Противоречие в манипулятивном сообщении может заключаться как внутри текста, контекста и подтекста, так и между этими составляющими сообщения. В приведенном примере есть противоречие между текстом и контекстом с подтекстом.

Чтобы «расклеить» манипуляцию полезно выписать отдельно все «правда, что» содержащиеся в сообщении и отдельно все «неправда, что». В нашем примере правда, что человек, к которому мы обратились за помощью отказал нам в услуге и неправда, что мы точно знаем, что он заранее намеревался нам отказать.

Расклейка манипуляций необходима нам не только для того, чтобы вернуть себе потерянную ориентацию, но и для осуществления конструктивного противостояния.

Техники противостояния манипуляциям (и агрессии):

1. Игнорируем подтекст или контекст и реагируем только на прямой текст. В приведенном выше примере на выпад: «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Да не за что», как бы принимая за чистую монету слова манипулятора.

2. Обращаем внимание на то, имеет ли право человек делать то, что делает внутри контекста. Например, «Вы перестали ссориться со своей женой?»,— «Вы в самом деле думаете, что можете меня спрашивать об этом?».

3. Техника наведения тумана. Для использования этой техники нужно избегать импульсивной привычки отвечать на каждый вопрос. Техника предполагает ответ, начинающийся с согласия: в любом манипулятивном сообщении есть часть правды, нужно ее выбрать и искренне с ней согласиться. Уместно использовать с равными (если не зависим от этого человека), в ответ на личностный наезд и в случае, если все, что нам надо — чтобы от нас отстали. Частный случай техники — ответ по существу.

Например, (с сарказмом): «Вот они, плоды моего либерального воспитания!»,— «Да, что посеешь, то и пожнешь».

Или: «У тебя голова на плечах есть?»,— «Есть».

Или: «Вечно ты опаздываешь!»,— «Правда, сегодня я опоздал».

4. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения. Суть проста: придумываем за что в данной ситуации можно поблагодарить нашего собеседника и активно это делаем.

Например: «Ты совсем совесть потеряла!»,— «Как приятно, что ты заботишься о моем моральном облике».

«Почему ты так поздно возвращаешься?»,— «Я рад, что ты меня с нетерпением ждешь».

5. Уход из контакта. В некоторых случаях коммуникацию лучше просто прервать уходом.

6. Конструктивная конфронтация. Вслух озвучивается расклейка манипуляции. В самом первом приводимом примере, на ироничные слова «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Я правда отказываю тебе сейчас, но это не значит, что я вообще не готова тебе помогать».

7. Конкретизирующие вопросы. Замечательная техника, которая либо остановит напор манипулятора, либо поможет перевести разговор в конструктивное русло. Примеры вопросов: «Кто именно это говорит?», «Когда конкретно это произошло?». К каждому «неправда, что» можно задать конкретизирующий вопрос.

Читать еще:  Как разрабатывать тренинги

Например, «А вы всегда теперь будете уходить с работы раньше времени?»

Правда, что сегодня я ухожу раньше окончания рабочего дня, неправда, что этот человек видел, что я и до этого случая уходила с работы раньше времени.

Конструктивный вопрос: «А что, кроме сегодняшнего дня, вы еще когда-то видели, что я раньше ухожу?».

8. Вопрос о целях манипулятора. «Чего вы добиваетесь этим разговором? Почему вы заговорили об этом?». Показывает, что мы понимаем скрытые мотивы манипулятора.

Что главное в противостоянии манипуляции? Не играть в предлагаемую игру. Манипулятивную, агрессивную и т. д. Цель противостояния манипуляции — конструктивная защита личных границ, а не наезд на другого человека. Один и тот же ответ, высказанный доброжелательным или враждебным тоном, будет либо конструтивным противостоянием манипуляции, либо агрессивным выпадом. Отвечая агрессией на агрессию мы продолжаем играть в навязываемую нам игру «агрессор-жертва», конструктивно реагируя — мы не позволим втянуть себя в выматывающую перепалку.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.

Способы манипулирования людьми

Хитрости кукловода

Считается, что в бизнесе, в любви и на войне все средства хороши. Отчасти это правда. Успешный менеджер умеет противостоять психологическому давлению со стороны. Сам же, в свою очередь, знает способы воздействия на другого человека и умело ими пользуется. Поэтому в Москве надо ухо держать востро, чтобы тебя не посадили в лужу. Хотите узнать о способах манипулирования людьми? На тренингах и консультациях в центре «Позиция» рассматривают основные техники противостояния оказываемому влиянию. Удобное время проведения семинаров и их доступная стоимость сделали лекции популярными среди столичных компаний.

Внимание! Внимание! Смещение внимания!

Вот старый способ манипулирования людьми, описанный еще психологом М.Эриксоном. Одной из особенностей человеческой психики является способность отвлекаться (переключаться) на мелочи. Манипуляторы этим активно пользуются. В самый важный момент диалога они неожиданно отвлекают собеседника. К примеру, такой человек предлагает вам выбрать один из трех вариантов. На первый взгляд, ничего опасного. Но это только на первый. Конечно же, здесь есть тщательно завуалированный подвох. И заключается он в том, что при выборе любого варианта вы все равно останетесь в проигрыше, потому что все три заранее обдуманы манипулятором. Ловко, не правда ли?! А все оттого, что доступные вам механизмы самозащиты были блокированы. Цена за такое несанкционированное воздействие может быть довольно высока.

Соблазнение собеседника – сладость «грехопадения»

Как правило, тактика манипулятора всегда достигает цели. Этому способствуют его коммуникативная позиция, универсальные психологические приемы, принципы распознания ваших внутренних изменений. Как ни странно, соблазнить можно и подначиванием собеседника. Наверняка, вы не раз слышали такие фразы, как «А тебе слабо?» или «Ну, ты че, не мужик что ли?!». Это крючки, жало которых довольно легко цепляет человеческую психику, потому что мы так устроены. И манипулятор это знает. Формирование зависимости от такого человека происходит незаметно для нас. Ведь иногда приемы воздействия очень тонкие. Вот еще типичный пример. Вы идете по супермаркету (рынку, просто по улице) и вдруг видите очередь. В мозгу вспыхивает интерес: «Что это там продают?!» Подходите. Народ, охваченный ажиотажем, хватает маленькие махровые полотенца. И вот вы уже в раздумьях: а не купить ли и мне? Они такие красивые и по цене ничего. Встаете в очередь, берете 2 штуки и довольные отчаливаете восвояси. Это чувство стадности. Все берут – и мне надо.

Читать еще:  Тренинг на сплочение коллектива студентов

А счетчики с обратным отсчетом во время проведения акций в интернете? «Осталось 2 часа 12 минут 45 секунд до того момента, когда вы уже НЕ СМОЖЕТЕ заказать бесплатный курс обучения!» Знакомо, не правда ли?! Это типичная манипуляция. Нами.

Чувство долга – когда невозможно отказать

Вы заезжаете к партнеру в офис. Просто по пути. Спросить одну простую вещь. Конечно, есть телефон. Но личный контакт. Ну, вы понимаете. А партнер радушен и великодушен. Даже не спрашивая, наливает вам чашечку ароматного кофе, пододвигает печенюшки и достает из укромного места початую бутылку дорогого коньяка и блюдечко с нарезанным лимончиком. Находится и повод. И вот вы уже мило болтаете «за жизнь».

Спустя пару-тройку дней партнер звонит вам и говорит, что нужно срочно сделать одно важное дело. Просит выручить его. И хотя у вас у самого дел по горло, но вот коньяк и печенюшки. Вы понимаете, что должны этому человеку и отказаться никак нельзя – не поймет. Приходится соглашаться и делать это дело. Что получается в сухом остатке? Откушали у партнера на 20 рублей, а услугу оказали на 20 тысяч. Чувство долга заставило. А партнер просто ловко вами манипулировал. Чтобы не попадать в такие ситуации, запишитесь на наши тренинги. Полученные знания помогут вам не быть марионеткой в руках других. Узнаете подоплеку манипулирования, научитесь этому противостоять. Результаты не заставят себя ждать. И сделки будут более удачными, и с выгодными контрактами дело наладится.

Упражнения, помогающие противостоять манипуляциям

Для того чтобы ребенок мог понимать стратегии возможной манипуляции с ним (в виртуальном и реальном пространстве), распознавать внешнее давление, критично взвешивать предложения окружающих (в том числе в интернет-сообществах), принимать ответственное решение, научиться технике уверенного отказа, применяются соответствующие упражнения, помогающие выработать необходимые навыки. Так как стратегии отказа от неприемлемых предложений схожи, то можно использовать в работе с подростками упражнения, направленные на умение говорить «нет» в ситуациях склонения к употреблению алкоголя или наркотического вещества. В рефлексии упражнений можно затронуть тему манипуляций и давления в виртуальном пространстве, провести параллель с непринятием предложения в реальной жизни и отказом модератору интернет-сообщества, или друзьям в социальных сетях.

Данный блок упражнений эффективно применять непосредственно в рамках работы с проблемой увлечения несовершеннолетними виртуальными «группами смерти».

Упражнение «Да и нет»

С помощью этого упражнения подростки могут проследить разнообразные варианты давления со стороны оппонента, понять свои реакции, прочувствовать оптимальный способ сопротивления и т.п. Упражнение проводится в свободном движении, можно под ритмичную музыку.

Инструкция: «Объединитесь в пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто – «нет». Говорить можно только эти слова. Один из вас начинает игру, произнеся слово «да». Второй сразу же отвечает ему: «нет». Тогда первый снова говорит «да», может быть, чуть громче, а второй опять ему отвечает «нет», и тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: или «да», или «нет». Но вы можете произносить его по-разному, как вам захочется: тихо или громко, нежно или грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора закончить спор».

Обсуждение: Как вы сейчас себя чувствуете? Как вам удобнее спорить – произнося слово «да» или произнося слово «нет»? Громко или тихо вы говорили? Сложнее говорить «нет» под натиском или в ответ на уговоры?

Данное упражнение направлено на осознание подростками манипуляции и на понимание своих ощущений от бездумного подчинения. Следует подвести детей к мысли о том, что все мы подвергаемся давлению социума (семьи, близких, учителей), требованиям закона или правил общества, однако существуют люди-манипуляторы, которые в обход здравому смыслу и нашей критичности нас заставляют принимать неверные решения, заставляют полностью подчиняться их воле, причем делают это разными способами.

Читать еще:  Что такое тренинг по психологии

Далее детям сообщается, что сейчас им предлагается почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие.

Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника – марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет роль «куклы», не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

— Что чувствовали участники игры, когда были в роли «куклы»?

— Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?

— Хотелось ли что-то сделать самому?

Упражнение направлено на понимание своих ощущений в ситуации бездумного подчинения и невозможности самостоятельного выбора. Как и в упражнении «Марионетка», для детей необходимо развести понятие «осознанное подчинение требованиям закона и правил общественной жизни» и «слепое подчинение воли манипулятора», т.е. человека, который использует других в своих корыстных целях.

Участникам объясняется, что с помощью следующей игры присутствующие попробуют узнать, как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие.

Описание. Участники делятся на две подгруппы – водители и машинки. У «машинок» закрыты глаза. Водители управляют машинками (2 мин.):

— руки на плечах «машинок» – едем,

— убрали руку с левого плеча – поворот направо,

— убрали руку с правого плеча – поворот налево (поворот делается в ту сторону, на каком плече осталась рука).

— убираем обе руки с плеч – стоп.

— легонько похлопать по спине – срабатывает сигнал.

Затем «водители» и «машинки» меняются ролями.

— Как вы себя чувствовали, когда были «машинками»?

— Как вы себя чувствовали, когда были «водителями»?

— Понравилось ли вам нести ответственность за ситуацию?

— Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?

Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой, это неприятно.

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.

Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

— Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

— Что внутри вас помогало вам отказаться?

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Цель: отработка навыков отказа, овладение навыками уверенного поведения, выбор наиболее эффективных стратегий отказа и аргументированного отказа в ситуации выбора.

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:

— одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома,

— одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи,

-одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.

— одноклассник (сосед, лидер двора) просит купить наркотик.

Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.

Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.

После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

— Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

— Какой вариант отказа оказался более эффективным?

— Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

IV блок

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector