Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка результатов тренинга

Оценка результатов тренинга

Материалы III-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров «Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар»

Оценка результатов тренинга формирует заключительную часть тренингового цикла, который начинается с определения проблемы, проходит стадию диагностики, где проблема превращается в тему программы обучения, и переходит на этап планирования и организации этой программы.

Именно на стадии оценки результатов обучения происходит определение того, были ли достигнуты первоначально ставившиеся цели и были ли исправлены любые возникшие недочеты. Оценка, таким образом, присутствует там, где выносится суждение об эффективности проведенного тренинга.

В оценке результатов любого тренинга обычно заинтересованы четыре категории людей. Это: инструктор (тренер), участники тренинга, отдел обучения и развития персонала, клиент (менеджер, руководитель).

Интерес участника тренинга к итогам работы фиксирован на себе самом. Он хочет удостовериться в том, что программа отвечала его личным стремлениям и ожиданиям, а также соответствовала потребностям в обучении, выявленным отделом обучения и развития персонала перед началом программы.

Инструктор стремиться узнать, был ли проведенный тренинг самым эффективным из всех возможных в настоящих условиях. Если результаты не соответствуют стандартам, инструктору будет необходимо выяснить, что следует изменить в своем материале или манере его изложения.

Отдел обучения и развития несет ответственность за проведение обучения, и его сотрудникам необходимо определить, наилучшим ли способом в тренинге использовались доступные ресурсы (человеческие, финансовые, временные и ресурсы оборудования).

Непосредственные руководители участников тренинга хотят удостовериться, сто рабочее время их подчиненных, потраченное на участие в тренинге, сполна окупилось восполнением недостатков навыков и знаний.

Цель любой оценки тренинга – проверить качество обучения и определить, насколько оно было эффективным. Чтобы оценить воздействие тренинга во всей полноте, необходимо учитывать четыре категории:

    оценка реакции участников (обеспечивает анализ отношений участников тренинга к пройденной ими программе);

оценка обучения (позволяет удостовериться, что некоторые факты, навыки и принципы были усвоены участниками и что они выработали способность в какой-то степени пользоваться ими).

оценка поведения (дает возможность удостовериться в том, что все выученное на тренинге не только усвоено участниками, но и проявляется в изменении их поведения).

  • оценка результатов (это метод оценки фактора, важность которого очевидна для любого руководителя, а именно – финансовой эффективности).
  • Выбор правильного времени для проведения оценки эффектов тренинга можно заметно воздействовать на полученные результаты. Обычно оценивание проводится на одной из стадий: перед началом программы, в последний день программы, после завершения программы. Но это не исключает возможность проведения оценки и в другое время (например, в процессе проведения тренинга).

    Оценка перед началом программы

    Оценка, проводящаяся в последний день программы.

    В большинстве случаев оценивание происходит в заключительный день тренинга.

    Как показывает практика, наиболее эффективным методом оценки является проведение во время завершающего занятия обзора материала, пройденного за время тренинга, и предоставить участникам ещё одну возможность проверить себя и взглянуть на свой прогресс при помощи ролевой игры, выступления, демонстрации или практики. Следующая после выполнения этого упражнения процедура оценивания (социометрическое анкетирование) показывает, что участники осознают то, чему они научились, и могут применять свой новый опыт на практике, на своем рабочем месте.

    Грамотно составленная схема опроса, проводимого после завершения программы, может стать показателем следующих моментов:

      достигнуты ли цели тренинга;

    каков практический эффект приобретенных навыков и знаний;

    степень подкрепления и поддержки со стороны окружающих;

  • могут ли руководители и не прошедшие обучение сотрудники также получить какую-либо пользу от посещения тренинга.
  • Оценка после завершения программы

    Для того, чтобы получить более точную картину воздействия программы обучения, возможно использование дополнительного опросника, который рассылается участникам тренинга через 4-6 недель после его завершения.

    Опросник могут заполнять не только участники, но и их непосредственные начальники, в зависимости от того, какая информация необходима.

    Наиболее часто применяемые способы оценки тренинга, его эффективности:

    Свободный отчет членов группы

    «Расскажите о том, что показалось Вам самым важным (интересным, полезным и т.п.) за сегодняшний день. Свой рассказ закончите своим состоянием (как Вы себя чувствуете) здесь и сейчас».

    Процедура хорошо вписывается в личностно-ориентированный тренинг. Неструктурированность задания оставляет свободу выбора любой темы. Последняя часть стимулирует членов группы на проговаривание чувств и состояний. Это работает на цель тренинга и снижает эмоциональную напряженность участников. Тренер может уточнить непонятные моменты и прояснить состояние тех членов группы, которые вызывают у него тревогу.

    К дефицитам данной процедуры следует отнести её продолжительность и непредсказуемость.

    «Впечатление от сегодняшнего дня сожмите в одно — два слова (фразы) и назовите его (её)».

    Такое окончание логично для «инструментальных» тренингов, направленных на отработку умений и навыков. Процедура проходит очень быстро, занимает 1-2 минуты. Она позволяет уточнить общее состояние группы и соотнести результат с намеченной целью. При этом, та же краткость этого способа «оставляет за кадром» множество важных впечатлений, эмоциональных реакций.

    «В течение пяти минут нарисуйте свои впечатления о сегодняшнем дне (тренинге). Сделайте свой рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так, чтобы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне.» (Когда все рисунки будут у тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок). А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка и подпишите его».

    Это форма отчета уместна в тренингах сензитивности или креативности. Процедура работает на цель тренинга – повышает чувствительность к внутренним состоянием. В то же время, упражнение достаточно продолжительно, и содержательная сторона тренинга почти не затрагивается.

    В конце каждого дня (тренинга) заполняют короткую анкету из 6-8 вопросов.
    Например:

      На тренинге мне было:

    — очень интересно
    — интересно
    — едва ли интересно
    — скучно

    Я чувствовал себя сегодня:

    — свободно, раскованно
    — слегка скованно
    — неловко

    Кто из участников группы, по вашему мнению, ближе всего находится к цели тренинга (2-3 человека)?

    Кто из участников группы оказал сегодня самое большое влияние на ход работы группы (1 человек)?

    Поведение кого из участников группы сегодня вам больше всего мешало, отвлекало?

    С кем из участников группы вы хотели бы сыграть в ролевой игре в первую очередь (2-3- человека)

    С кем из участников группы вы однозначно не хотели бы играть в ролевой игре?

    Я чувствую, что сегодня приблизился к целее тренинга:

    — значительно
    — на среднем уровне
    — совсем не приблизился

    Анкетирование занимает 2-3 минуты. У тренера остаются сведения, позволяющие:

      Соотнести субъективные впечатления тренера с «объективными» впечатлениями участников.

      Отслеживать индивидуальное состояние каждого участника на протяжении всех дней тренинга.

      Отслеживать состояние и движение группы в целом.

      Корректировать ход тренинга.

    1. Сопоставлять начальные и конечные результаты.

    Литература:

    1. Ли Девид, Практика группового тренинга. – СПб, «Питер», 2001. – 224с.

    Новак А., Обратная связь о состоянии группы и участников социально-психологического тренинга в конце дня //Журнал практического психолога 1998 г., № 2, с. 79 – 83.

    Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб: «Ювента», Институт тренинга, 1999 г. – 256 с.

  • Тренинг партнерского общения /Методическое пособие/ под ред. П. К. Власова. – Х., 2005 г., с. 22.
  • Критерии и методы оценки эффективности тренинга

    тренинг наставничество обучение персонал

    Задача тренера не только грамотно провести тренинг, но и оценить его эффективность после с целью понять, насколько поставленные цели были достигнуты, а также выяснить, насколько успешно полученные навыки и знания применяются в работе. Это необходимо не только для оценки уже проведенного тренинга, но также и для возможности корректировки последующей программы обучения сотрудников.

    По окончании тренинга важно оценить его эффективность и пользу для участников и для всей компании в целом. Следовательно, необходимо понять были ли достигнуты поставленные цели, изучить качество проведения тренинга, определить практическую ценность обучения.[53]

    Универсальной методики, которая позволит со стопроцентной вероятностью определить эффект, полученный от тренинга, не существует. Это связано с тем, что оценка знаний и навыков, приобретенных во время обучения, является достаточно затруднительной. Несмотря на это, существуют определенные алгоритмы оценки эффективности конкретного тренинга. Самой популярной из них является оценка эффективности тренингов с точки зрения степени восприятия. При этом анализируются несколько критериев, имеющих непосредственное отношение к прошедшему тренингу. Данные критерии представлены ниже:

    • 1. Отношение слушателей к тренингу и непосредственно к тренеру. Этот критерий позволяет оценить, насколько участники тренинга были подготовлены в плане мотивации и восприятия подаваемой информации. При это, данный критерий имеет несколько существенных недостатков. Во-первых, он основан исключительно на субъективном восприятии слушателей. Во-вторых, ни один восторженный отзыв о тренинге или о тренере не будет означать, что поставленные в самом начале обучения цели, будут достигнуты. [48]
    • 2. Установление навыков, приобретенных слушателями во время тренинга. Измерить этот критерий можно, проследив по сравнению с периодом времени до использования тренинга. Данные измерения производятся с помощью оценочных мероприятий: интервью, аттестации, тестов, устных и письменных опросов, экзаменов. Однако, как и любые оценочные суждения, данный критерий носит субъективный характер. Не стоит принимать на веру слова слушателей, которые не смогли усвоить материал. На это могут быть две причины: невысокая обучаемость самого сотрудника и наличие существенных недостатков в самой организации учебного процесса.
    • 3. Успешность применения на практике полученных на тренинге знаний и навыков. Методами исследования данного критерия могут служить анкетирование, опрос коллег либо клиентов организации. Однако, руководству перед проведением сбора информации по этому критерию стоит помнить, что прежде всего, в организации должны быть обеспечены необходимые условия труда, позволяющие использовать и применять полученные знания. [26]
    • 4. Изменение конкретных показателей организации в целом. Каждая современная компания вкладывает деньги в обучение своих сотрудников для с целью внедрения нужных ей изменений. Например, повысить качество и производительность труда, снизить риски и издержки, отработать навыки работы с клиентами, повысить сервис, освоить новое направление, внедрить новую технологию и т.д. Именно поэтому так важна роль влияния результатов обучения на деятельность всей организации. [54]
    Читать еще:  Психологические тренинги для студентов

    Обучение сотрудников имеет смысл для организации в том случае, когда они применяют новые знания и умения для улучшения своей работы, а точнее таких ее параметров, как скорость, качество, надежность, результат.

    Результаты оценки важны не только для совершенствования программы конкретного тренинга, но и для дальнейшего планирования профессионального обучения сотрудников и развития системы обучения в компании в целом. Цели и задачи тренинга разрабатываются заранее. Более того, с ними необходимо ознакомить и самих сотрудников, направляемых на тренинг, и их непосредственных руководителей. [10]

    Для получения наиболее объективной картины о тренинге можно использовать методы получения обратной связи, которые отвечают следующим критериям:

    • · предоставляют всю необходимую для анализа информацию;
    • · дают участникам свободу высказывания;
    • · не являются излишне подробными (чтобы у слушателей не исчезло желание принимать участие в оценочных процедурах).

    Ключевым моментом, интересующим руководство компании при изучении эффективности тренинга, является эмоциональное состояние всех участников и их мнение о качестве тренинга.

    Для изучения субъективных оценок участников можно выделяют несколько методик, которые рекомендуется проводить сразу по окончании тренинга:

    Анкетирование является самым распространенным способом получения обратной связи от группы. Популярность данного метода можно объяснить минимальными временными затратами и низкой стоимостью; поскольку заполнение анкеты не вызывает трудностей ни у участников, ни у самих организаторов тренинга.

    Принцип анкетирования достаточно простой: участники заполняют заранее подготовленную оценочную анкету (Приложение 2), которая состоит из стандартных вопросов, позволяющих получить информацию и оценить такие параметры, как уровень организации тренинга, первое впечатление от тренера, качество содержания, доступность информации, возможность практического применения, польза для дальнейшей деятельности, желание и необходимость проведения последующих обучений. [47]

    Анкеты заполняются как по окончании каждого модуля, так и по окончании одного дня для того, чтобы получить наиболее достоверную и точную информацию о самом тренинге. Существует так же вариант заполнения анкет через 2-3 дня после завершения тренинга для оценки возможности применения полученных знаний и навыков.

    Несмотря на видимую простоту и универсальность, анкетирование как метод оценки тренинга, имеет ряд недостатков:

    • · слушатели могут поставить оценки «для галочки»;
    • · страх обидеть тренера;
    • · некорректная формулировка вопросов;
    • · типичные ответы.

    Несмотря на эти недостатки, анкетирование как метод сбора информации об эффективности тренинга получило широкое применение поскольку позволяет получить достаточно рациональную и содержательную информацию из первых уст.

    Опрос проводится в форме интервью, группового обсуждения или дискуссии. При групповом обсуждении тренер, как правило, задает направление беседы, то есть указывает, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например, «Мое самое яркое впечатление, оставшееся после тренинга?», «Чем был полезен для меня данный тренинг?», «Основные навыки, полученные мной в данном тренинге». Участники по очереди высказывают свое мнение. Подобная оценка тренинга делается сразу по завершении обучения. [25]

    Коллаж. По окончании тренинга на стене или флипчарте развешиваются фотографии, сделанные во время самого тренинга. Участники, разделившись на подгруппы и используя данные фотографии, должны сделать коллаж, иллюстрирующий их отношение к данному тренингу и навыкам, полученным на нем.

    После завершения работы в группах происходит обмен мнениями. подгруппы меняются коллажами и комментируют полученные материалы. Тренер фиксирует настрой участников по их настрою, комментариям, фотографиям, выбранным для коллажа. Полученные данные анализируются в дальнейшем.[55]

    Польза данного метода оценки заключается в том, что участники заново вспоминают и проживают весь тренинг и тем самым полученные знания.

    Мишень («дартс»). Данный метод является хорошим способом визуализировать оценки. Оценочная шкала изображается на доске, флипчарте или листе ватмана в виде концентрических кругов — «мишени». Каждому кругу мишени присваивается собственный балл оценки. Каждый сектор мишени отвечает за свой параметр тренинга: удовлетворенность формой подачи материала, качество изложения, практическая значимость материала, доступность для понимания и информативность. Участники по очереди отмечают на мишени баллы, которые соответствуют его оценке.

    Мишень дает возможность получить наглядную и полную информацию тренинга.

    Барометр. Методика, позволяющая оценить общий настрой группы на тренинге и даже оперативно измерить какой-либо его аспект. В этой методике используется градуированная шкала, стилизованная под барометр. Слушатели подходят к рисунку и ставят оценки, которые на их взгляд заслуживает тренинг. Последние две методики групповой экспресс-оценки достаточно эффективны тогда, когда на подведение итогов остается немного времени.[46]

    Таким образом, в данной части выпускной квалификационной работы представлены теоретические аспекты понятия тренинга, как метода обучения, которые лягут в основу написания авторского варианта модели тренинга наставников в перспективе развития дипломной работы.

    Общепринятого определения понятия «тренинг» не существует. Из всего многообразия определения можно остановиться на следующем: «тренинг» — это комплекс различных методов, способствующих развитию способности к обучению и овладению различных видов деятельности.

    Возникновение тренинга было обусловлено появлением новых специальностей и динамичным развитием рынка.

    Функции, выполняемые тренингом: диагностическая, обучающая, командообразующая, психотерапевтическая, мотивационная.[56]

    Если до начала тренинга не разработать четких методик и критериев его оценки, скорее всего, он окажется неэффективным, а значит при построении тренинговой программы тренер должен: учитывать особенности аудитории по уровню текущих знаний, навыков и стилю обучения, выявленные перед тренингом потребности каждого отдельного слушателя в обучении; четко формулировать цель и задачи тренинга; разработать четкую структуру тренинга с учетом всех выявленных заранее потребностей и т.д.

    Задача тренера не только грамотно провести тренинг, но и оценить его эффективность после с целью понять, насколько поставленные цели были достигнуты, а также выяснить, насколько успешно полученные навыки и знания применяются в работе. Это необходимо не только для оценки уже проведенного тренинга, но также и для возможности корректировки последующей программы обучения сотрудников. [24]

    По окончании тренинга важно оценить его эффективность и пользу для участников и для всей компании в целом. Каждая современная компания вкладывает деньги в обучение своих сотрудников с целью внедрения нужных ей изменений. Например, повысить качество и производительность труда, снизить риски и издержки, отработать навыки работы с клиентами, повысить сервис, освоить новое направление, внедрить новую технологию и т.д. Именно поэтому так важна роль влияния результатов обучения на деятельность всей организации. Следовательно, необходимо понять были ли достигнуты поставленные цели, изучить качество проведения тренинга, определить практическую ценность обучения. [9]

    При оценке эффективности проведенного тренинга важно оценить несколько критериев:

    • 1. Отношение слушателей к тренингу и непосредственно к тренеру.
    • 2. Установление навыков, приобретенных слушателями во время тренинга.
    • 3. Успешность применения на практике полученных на тренинге знаний и навыков.
    • 4. Изменение конкретных показателей организации в целом.

    Оценка эффективности тренинга

    Критерии оценки эффективности тренинга

    Успешность проведения тренинга можно охарактеризовать с разных позиций. И администрации, и лицам, осуществлявшим обучение, важно знать: 1) разрешены ли организационные проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки персонала; 2) удовлетворены ли участники прохождением курса обучения; 3) удалось ли в ходе обучения усовершенствовать разработанную программу и выделить перспективные направления ее продолжения. Поиск ответов на эти вопросы требует комплексной оценки эффективности тренинга.

    Каким же образом можно определить, насколько эффективной в целом оказалась реализация тренинговой программы? Прежде всего для этого необходимо еще до начала обучения разработать критерии оценки эффективности и довести их до сведения всех задействованных в этом процессе лиц — обучающихся, тренеров и представителей управленческого звена организации, ответственных за проведение этих мероприятий. В том случае, если критерии для оценки тренинга не были разработаны до его начала, обучение, скорее всего, окажется малоэффективным. При этом важно учитывать, что многие психологические тренинги проводятся не столько для обучения конкретным профессиональным навыкам и умениям, сколько для формирования иного типа мышления и новых форм поведения сотрудников организации. Эффективность такого рода тренинговых программ трудно измерить «напрямую», так как их результаты, во-первых, связаны с изменением таких психологических характеристик, которые с трудом поддаются количественной оценке (сознания, мотивации, отношения к делу и др.), и, во-вторых, рассчитаны на долговременную перспективу. Поэтому чаще всего для диагностики результатов тренинга используются косвенные методы:

    • • тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания и умения участников тренинга;
    • • наблюдения за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
    • • непосредственные оценки эффективности тренинга самими обучающимися — на основе анкетирования или в ходе открытого обсуждения;
    • • отсроченные оценки эффективности работы сотрудника, прошедшего обучение, его руководителем и, если возможно, клиентами или потребителями.
    Читать еще:  Тренинг на сплочение коллектива студентов

    После завершения обучения и проведения его оценки полученные результаты надо обязательно использовать для планирования дальнейшей работы с персоналом организации. При этом важно различать понятия «эффект» и «эффективность» тренинга. Под психологическим эффектом тренинга понимают различные изменения, происходящие у человека или в рабочей группе (как позитивные, так и негативные) в результате воздействия тренинговых занятий [66; 186]. Можно выделить следующие основные виды эффектов тренинга [225]:

    • • типичный эффект для каждого конкретного тренинга;
    • • универсальный эффект, общий для всех видов тренингов;
    • • кратковременный эффект, когда изменения, возникающие под воздействием тренинга, непостоянны и исчезают через некоторое время;
    • • долговременный эффект, когда произошедшие изменения необратимы или сохраняются в течение намного более продолжительного периода, чем время, затраченное на проведение тренинга. Понятие эффективность тренинга отражает соотношение полученных результатов (изменений, произошедших у участников трезво

    нинга) и затраченных организацией средств на проведение обучения [66; 93]. Наиболее полной (и самой популярной) является схема оценки эффективности тренинга, предложенная Д.Л. Киркпатриком [329], предполагающая выделение четырех уровней оценки эффективности тренинга.

    • 1. Индивидуальные реакции участников тренинга.
    • 2. Приобретенные ими знания и умения к концу занятий.
    • 3. Поведение сотрудников на рабочем месте после окончания тренинга.
    • 4. Результаты, достигнутые для организации в целом.

    Как и описанный выше цикл Колба, данная схема нередко служит исходной для построения различных систем оценки эффективности тренингов, которые используются в прикладных условиях. Для того чтобы получить многоплановую и объективную картину как сильных, так и слабых сторон проведенного обучения, методические процедуры, которые включают в такие системы для оценки эффективности тренинга, должны отвечать следующим требованиям:

    • • давать полезную и исчерпывающую информацию по основным вопросам, затрагиваемым в ходе обучения;
    • • обеспечивать возможность свободного высказывания мнений всеми лицами, участвующими в тренинге;
    • • избегать излишней детализации и трудоемкости при исполнении оценочных заданий, поскольку это может привести к исчезновению у занимающихся желания принимать участие в этом процессе. Методики оценки эффективности тренинга и процедура сбора данных Существует ряд известных и апробированных на практике методик и диагностических процедур, которые целесообразно использовать для оценки эффективности тренинга в конце его проведения [93; 138; 186; 329]. К ним в первую очередь относятся: а) методика получения обратной связи; б) коллаж; в) мишень или «дартс»;
    • г) оценочная анкета (подробное описание методик представлено в прил. 7).

    Перечисленные методики оценки эффективности тренинга достаточно разнообразны и в то же время хорошо дополняют друг друга. Поэтому целесообразно организовать процедуру оценки эффективности тренинга таким образом, чтобы дать обобщенную характеристику произошедших изменений по комплексу методик. При этом нужно продумать наиболее компактный и удобный формат совмещения разных методических процедур, позволяющий сократить временные затраты персонала при сохранении ценности собираемой информации о результатах проведенного тренинга.

    В связи с этим возникает вопрос о том, когда и кем должна проводиться оценка эффективности. Поскольку речь идет о результатах, достигнутых при реализации всей запланированной программы обучения, то важно, чтобы получаемая информация обеспечивала подведение итогов проделанной работы 1 . Поэтому основные оценочные мероприятия должны осуществляться:

    • 1) сразу после завершения тренинга — на последнем занятии или в течение 2—3 дней после его окончания, что дает возможность охарактеризовать его кратковременные эффекты;
    • 2) с отсрочкой на достаточно продолжительный период — через несколько недель или даже месяцев после проведения занятий, что необходимо для определения долговременных эффектов тренинга.

    На этапе завершения тренинговых занятий участники в максимальной степени готовы дать его непосредственную оценку, поскольку все детали еще «живы в памяти» и на этой основе легко сформировать и сформулировать свое отношение к происходившему. Это — важный элемент рефлексивной оценки, которая задает ориентиры для интеграции полученных знаний в личностный опыт человека. Для тренера этот период также является заключительной частью обучения, когда он последний раз встречается со всей группой и сам может оценить результаты. Необходимо, чтобы уже при подготовке сценария тренинга было выделено достаточное время для проведения оценочных процедур в его заключительной части, так как в противном случае окончание занятий может оказаться «смазанным», а собранная информация — фрагментарной или отчасти искаженной из-за того, что все «делалось впопыхах». При сборе оценочных данных сразу же после окончания тренинга, т.е. в течение 2—3 дней на рабочих местах обучавшихся, тренеру оказывают помощь выделенные для этого сотрудники организации, например менеджеры из отдела по работе с персоналом.

    Отсроченная оценка эффективности тренинга нужна для уточнения картины устойчивых изменений, произошедших в результате обучения. Главный интерес при этом представляют информация, характеризующая как позитивные, так и негативные сдвиги в деятельности и трудовом поведении персонала, а также показатели производительности труда, качества исполнения рабочих заданий, изменения социально-психологического климата в коллективе и другие объективные сведения. Помимо сбора и анализа перечисленных независимых показателей, для этих целей используют также и ряд психологических методик, например параллельно проводимый опрос участников тренинга и их непосредственных руководителей

    Это не исключает проведения некоторых оценочных процедур непосредственно по ходу тренинга, что важно для отслеживания текущих результатов обучения с целью ситуативной корректировки содержания занятий.

    (с помощью специально подготовленных анкет), групповое обсуждение достигнутых успехов и возникших осложнений в работе через некоторое время после завершения обучения. Существенно повысить позитивные долговременные эффекты тренинга помогают специально организуемые программы по закреплению приобретенных навыков и умений, проводимые в форме отслеживания за появлением новых форм трудового поведения в реальных ситуациях. Как правило, сам тренер не принимает участия в реализации таких видов отсроченной оценки эффективности обучающей программы. Ее выполняют представители кадровых служб и администрации организации, что дает основание для формирования независимых оценочных суждений о пользе и недостатках проведения тренинга.

    Обычно квалифицированное проведение разных видов тренинга приводит к весьма ощутимым позитивным сдвигам, касающимся разных аспектов деятельности персонала. Однако даже и после успешного обучения иногда возникают неадекватные генерализованные эффекты и отсроченные отрицательные проявления «парадоксального типа». Так, в результате участия в интересном и субъективно значимом тренинге у его участников могут появиться чувства недовольства собой, нереализованности своих возможностей. Если та работа, которую они выполняют, не способствует проявлению личных способностей и приобретенных компетенций, то подобные переживания усиливаются и переносятся на отношение к окружению в целом. Кроме того, возможности использования результатов, достигнутых при обучении, находятся в прямой зависимости от особенностей производственной ситуации, типа организационной культуры, доминирующего стиля управления и других обстоятельств. Поэтому нередко участие в тренингах внушает работникам ложные надежды — на улучшение условий работы, продвижение по службе, активизацию инновационных процессов, которые не находят воплощения в реально сложившейся системе взаимоотношений в организации.

    Обобщая материалы, представленные в данной главе, следует подчеркнуть, что проведение тренингов — важный компонент построения мобильной и эффективной системы обучения и переподготовки персонала, ориентированной на быструю адаптацию организации в динамичной социально-экономической среде. Систематическое и квалифицированное внедрение тренинговых программ разного типа не только позитивно влияет на экономические показатели деятельности организации и стабильность ее функционирования, но и активизирует главный ресурс «внутреннего роста» и саморазвития, повышая дееспособность и компетентность персонала. Прохождение базовых обучающих программ позволяет людям, только поступившим на работу или перешедшим на другую должность, быстрее осваивать новый вид деятельности и адаптироваться к изменившимся условиям, а сотрудникам, попавшим в кадровый резерв или получающим смежные профессии, — приобретать знания и навыки, выходящие за пределы освоенных ими ранее компетенций.

    Отличительной чертой тренинга является то, что необходимость в его проведении должна быть осознана и инициирована руководством организации. Роль организационного психолога, специализирующегося на проведении такого рода практической работы, не сводится просто к оказанию «заказанных» услуг. Тренер — это учитель, который сам владеет необходимым багажом знаний, умений, навыков, готов и умеет передать их другим. Он должен активно включаться в процесс овладения своими учениками новой сферой действительности, управлять им, принимая на себя ответственность за результаты совместного труда. В его обязанности также входит и формирование у руководства организации-заказчика ответственности за тех людей, которые были направлены на обучение. Это предполагает дальнейшее участие тренера в совместной с администрацией работе по созданию необходимых условий для эффективного использования возросшего потенциала сотрудников организации.

    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА;

    Мы уже говорили выше, что третьим компонентом обеспечения тренинго-вой программы является оценка ее эффективности и определение достигнутых результатов. Суть этой процедуры заключается в сопоставлении по заданным параметрам (объективным показателям) состояния обучаемых до и после тре­нинга. В зависимости от задач обучения объективным результатом может явить­ся уменьшение конфликтных ситуаций, увеличение количества удовлетворен­ных клиентов, улучшение имиджа компании, увеличение уровня продаж и т.п.

    Читать еще:  Тренинговые упражнения с целями

    Несмотря на кажущуюся простоту процедуры оценки, при ее практичес­ком осуществлении возникает немало трудностей, связанных прежде всего с тем, что за время, прошедшее между начальной и итоговой оценками обучае­мых, на них могли оказать влияние различные факторы: стихийное, естествен­ное расширение их практического опыта, адаптация к работе, особое внима­ние со стороны экспертов и руководства (Хоторнский эффект) и т.п. Возьмем самый простой случай. Компания проводит ряд тренингов по навыкам про­даж и развитию системы управления продажами для своих «сейлзов». По ито­гам следующего квартала имеет место прирост продаж. Очень соблазнитель­но приписать операционные успехи эффекту от проведенного мероприятия и оценить экономическую эффективность тренинга через сопоставление при­роста выручки от реализации со стоимостью тренинга. Такая методика оцен-

    ки подкупает простотой и наглядностью и широко распространена в компа­ниях, однако на ее достоверность нельзя полагаться полностью. В приведен­ном примере прирост продаж может быть связан как с тренингом, так и с мар­кетинговыми мероприятиями, изменением потребительских предпочтений, развитием конъюнктуры рынка, динамикой цен, условиями конкуренции и т.д. Простая связка «тренинг — прирост продаж» приписывает успех лишь одному из возможных факторов. При корректной же оценке эффективности тренинга следует исключить или, по меньшей мере, учесть их влияние.

    В качестве критериев оценки результативности тренинга целесообразно использовать те показатели, которые в свое время применялись для опреде­ления потребностей в его проведении. Критерии оценки подразделяются на: внутренние (оценка полезности тренинга самими обучаемыми; учебный ус­пех или достижения обучаемых, демонстрируемые ими в тренинговых уп­ражнениях и играх) и внешние, характеризующие влияние тренинга на реаль­ный трудовой процесс (изменение эффективности труда на рабочем месте, влияние на работу подразделения и т.п.).

    В целом же оценку эффективности проведенного тренинга следует про­водить по четырем основным направлениям:

    1. Реакция. Как отнеслись к тренингу его участники? Понравился ли он (содержанием, структурой, организацией, учебными методиками, способно­стями и стилем ведущих, характером окружения, степенью достижения по­ставленных задач) им и насколько? Каковы рекомендации по его улучшению?

    2. Знания. Какую информацию (теоретического и практического толка) удалось получить участникам тренинга? Как хорошо они ее усвоили? 4

    3. Поведение. Изменилось ли трудовое и профессиональное поведение людей, принявших участие в программе? 5

    4. Результаты. Каковы результаты, достигнутые в ходе тренинга? (Полу­ченные результаты оцениваются, как правило, с точки зрения таких факто-

    4 Оценить, насколько информация, полученная в ходе тренинга, была понята и усвоена его участни­ками, можно с помощью стандартных тестовых методик. Для получения максимально полной, реа­листичной и достоверной картины тестирование следует проводить в два этапа — до начала и позавершении тренинговой программы.

    5 Оценка изменений, происходящих в трудовом поведении людей, участвовавших в тренинговых про­граммах, представляется нам более сложной, нежели оценка их реакций и полученных ими знаний.В связи с этим специалистами было разработано своего рода «руководство» по оценке поведенчес­ких изменений, которое мы и приводим ниже:

    1. Систематическая оценка поведения на рабочем месте должна осуществляться в два этапа: до на­чала и после завершения тренинга.

    2. Оценка деятельности производится представителями одной (или нескольких — по принципу «чем больше, тем лучше») из нижеперечисленных групп:

    • сами участники тренинговых программ;

    • непосредственный руководитель или руководители участников тренинговых программ;

    • подчиненные участников тренинговых программ;

    • коллеги участников тренинга или те, кто близко и хорошо знаком с их профессиональной деятель­ностью.

    3. С целью сравнения трудовой деятельности людей, принявших участие в тренинге, до и после его завершения, а также соотнесения полученных результатов с эффектом от проведенных мероприя­тий необходимо провести статистический анализ.

    4. Долгосрочную оценку результатов тренинга следует осуществлять спустя несколько месяцев пос­ле его завершения: только в этом случае участники смогут продемонстрировать на практике то, чему их научили в ходе реализации тренинговой программы.

    5. Кроме того, в целях сопоставления необходимо использовать так называемую «контрольную груп­пу», состоящую из людей, не принимавших участие в тренинге.

    ров, как уменьшение текучести кадров, снижение себестоимости выпускае­мой продукции при улучшении ее качества, повышение эффективности и производительности труда и пр.)

    Оценки эффективности тренинговых программ делятся на посяетренин-говые и долгосрочные. Первые измеряют эффект тренинговой программы не­посредственно после ее завершения, вторые — после истечения определен­ного промежутка времени. Чтобы получить всестороннюю картину эффек­тивности солидной тренинговой программы, целесообразно использовать как послетренинговую, так и долгосрочную ее оценку. Ведь, к сожалению, тре­нинг — не волшебная палочка, способная одним взмахом изменить целую организацию. Результаты обучения часто сказываются не сразу, а через не­которое время. В любом случае эффективность тренинга определяется пос­ледующим применением полученных знаний и приобретенных умений на практике, в реальной действительности — мало просто научить чему-то со­трудников, необходимо, чтобы они имели возможность использовать новые умения и сами были заинтересованы работать так, как их научили.

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРЕНИНГА

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРЕНИНГА

    Основания для оценки

    Похожие главы из других книг:

    Темы тренинга

    Темы тренинга • Основные правила безопасной торговли.• Определение сильных и слабых сторон каждого участника тренинга.• Постановка задачи на проработку проблемного навыка.• Определение цели и пошагового плана формирования привычки.• Установление системы штрафов

    3.2. Понятие финансовых результатов. Порядок формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете

    3.2. Понятие финансовых результатов. Порядок формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете В соответствии с планом счетов показатели «чистая прибыль» и «нераспределенная прибыль» формируются на разных счетах бухгалтерского учета.[30] Чтобы узнать величину

    Check – Оценка результатов проверок

    Check – Оценка результатов проверок Для работы с реестром замечаний (табл. 4.14), выявленных в результате контроля качества залоговой работы в сети, создаются универсальные критерии оценки.Табл. 4.14. Реестр замечаний по залоговым досье ЗСФ «___» филиала за __ 20__г. Определению

    Подпроцесс «Оценка результатов исполнения ИП»

    Подпроцесс «Оценка результатов исполнения ИП» Данный подпроцесс включает в себя пять основных этапов:• создание рабочей приемочной комиссии, проведение приемочных испытаний и ввод в эксплуатацию;• создание требуемых условий для эксплуатации (обеспечение

    Оценка результатов труда

    Оценка результатов труда Данный подпроцесс включает в себя три основных этапа:• регистрация производственных показателей;• расценка выработки и формирование суммы к оплате;• регистрация условий для выплат, не связанных с производственными показателями позиции

    7. Оценка результатов

    7. Оценка результатов Основная проблема PR-деятельности в консалтинговой компании – оценить результат. Итак, какими методами можно оценить эффект кампании?Во-первых, можно оценивать результаты по обратной связи (например, участились запросы от потенциальных или

    16. Способы соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов. Оценка инвестиционных рисков

    16. Способы соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов. Оценка инвестиционных рисков Инфляционные процессы в экономике приводят к необходимости сопоставлять разновременные затраты, результаты и эффекты, что прежде всего актуально для капитальных

    Оценка результатов работы персонала

    Оценка результатов работы персонала Официальная процедура аттестации полезна не только для сотрудников, но и для предприятия. При оценке работы необходимо:• проанализировать показатели работы сотрудника за последний год;• подчеркнуть и похвалить его за сильные

    Оценка и сравнение различных аспектов тренинга

    Оценка и сравнение различных аспектов тренинга Ниже приводится список областей, на которые следует обратить внимание при оценке подразделений обучения и развития персонала и индивидуальных тренеров. Включенные пункты отвечают на вопрос «как», а не «что». Это позволяет

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Любопытно, что, когда людей прямо спрашивают, удовлетворены ли они своей работой, многие из них говорят, что, в общем, да. И это не зависит от выполняемой работы и жалоб на нее. Возможно, причина этого явления заключается в том, что, хотя большинство людей

    Уровень 4. Оценка результатов

    Уровень 4. Оценка результатов Это последний уровень оценки, на основании которого определяют, насколько велики выгоды от обучения по сравнению с затратами на него. Оценка должна основываться на измерениях, проведенных до и после обучения, и должна определять, в какой

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Любопытно, что, когда людей напрямую спрашивают, довольны ли они своей работой, большинство (70–90%) говорят, что да. И это не зависит от выполняемой ими работы, даже зачастую несмотря на наличие множества жалоб. Возможно, причина этого явления заключается

    Оценка результатов

    Оценка результатов В конце первого года генеральный директор Левенте Хуго Бара с помощью консультантов Kaizen Institute провел аудит внедрения SMK и состояния других процессов. В ходе проверки выявлены следующие результаты:• Люди хорошо осведомлены о новом видении компании, а

    Шаг 1. Оценка результатов проекта

    Шаг 1. Оценка результатов проекта Здесь сравнивается (модифицированное) исходное бизнес-обоснование с фактическими итогами проекта (включая реализованную ценность). Проводится сравнение с исходной точкой отсчета, чтобы определить:• насколько быстрее выполняются

    Глава 7. Обучение торгового персонала: цели, формы, методы и оценка результатов

    Глава 7. Обучение торгового персонала: цели, формы, методы и оценка результатов В этой главе…• Обучение новых и опытных сотрудников• Формы и методы обучения• Оценка эффективности программ обученияСовременные рынки характеризуются высокой конкуренцией и быстро

    Оценка результатов внедрения и/или корректировка программы

    Оценка результатов внедрения и/или корректировка программы Оценка результатов выполнения мероприятий – промежуточная и окончательная, является основным средством мониторинга исполнения программы. Кроме того, поскольку часть мероприятий может быть относительно

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector