Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тренинг по психологии

Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов

Тренинг – слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг — это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг — это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа — это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Классификация тренингов

В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

Итак, тренинги бывают следующих видов:

Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека – комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола – чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции — знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Психологический тренинг

Психологи́ческий тре́нинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом обеспечивающим эффективное обучения и развитие, является постоянном сочетании в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Следует отличать психологические тренинги от групповой психотерапии.

Многие практики, формально называющие себя психологическими тренингами, критикуются некоторыми авторами как психокульты. [источник не указан 249 дней]

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Психологический тренинг» в других словарях:

психологический тренинг — Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым… … Справочник технического переводчика

психологический тренинг — 2.2.4.7 психологический тренинг: Социально психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно психической напряженности, формирование личностных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Социально-психологический тренинг — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг Л. А. Петровской — Л. А. Петровская стояла у истоков становления практики социально психологического тренинга в нашей стране и ее теоретического осмысления с конца 1970 х гг. В 1982 г. она ввела в научный обиход само понятие «социально психологический тренинг» (С.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Финансовый словарь

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЛИНГВО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Метод обучения иноязычной речи взрослых людей, разработанный И. М. Румянцевой на основе «интегративной модели речи». Представляет собой систему целенаправленных, взаимообусловленных и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Словарь бизнес-терминов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. В отечественной литературе авторы,… … Психотерапевтическая энциклопедия

Читать еще:  Психологические тренинги на знакомство

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — специальные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Множество форм группового тренинга разделяют на два больших класса: ориентированные на развитие социальных умений (напр., умение вести дискуссию,… … Профессиональное образование. Словарь

Социально-психологический тренинг с осужденными — Форма групповой подготовки (тренировки) осужденных для получения навыков в решении социальных и личных проблем. Основная цель СПТ – подготовка осужденных к законопослушному образу жизни на свободе. Тренинг способствует как развитию личности, так… … Энциклопедия современной юридической психологии

Что такое тренинг

Как решить психологическую проблему

Training (англ.) — «тренировка, выработка навыков».

Допустим, что у вас есть какая-то проблема. Например, вы чувствуете, что больше не справляетесь со своим ребенком-подростком, который совершенно отбился от рук, и ничего не слушает. Вы, конечно, слышали, что с подобной проблемой можно обратиться к психологу. Допустим, что вы решили записаться к нему на прием, как вдруг увидели объявление, что специалист, которого вам порекомендовали, помимо индивидуальных занятий проводит еще и тренинг для родителей подростков. И вот тут вы растерялись, потому что совершенно не представляете себе, что и как будет происходить на этом тренинге, и может ли этот самый тренинг быть полезнее, чем индивидуальная консультация.

Итак, что такое тренинг. Тренинг — это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме, на котором собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы. В чем-то одинаковой — в нашем случае, трудности взаимодействия с подростками, — но в чем-то различной, что обусловлено различными обстоятельствами и предысторией.

От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга. Достигается это за счет того, что ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.

Выглядит это все примерно так: человек десять-двенадцать сидят на стульях друг напротив друга и говорят, разыгрывают специальные упражнения, выполняют различные творческие задания ведущего. А тренер, чаще всего психолог, внимательно наблюдает за реакцией участников на те или иные идеи или предложения. В случае если материал «не идет», тренер проводит специальные «разогревающие» процедуры, чтобы пробудить у аудитории непосредственный интерес к теме и мотивировать их к активному участию в работе над ней.

Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления человека о проблеме и о путях выхода из нее сразу многократно расширяются. Часто само присутствие на группе уже способствует снятию остроты проблемы. Мама или папа, посетившие тренинг, убеждаются в том, что это не только их чадо перекрасило волосы в зеленый цвет, отказывается быть вежливым и все время клянчит деньги. Они видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются родители многих, если не всех, подростков. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет, и что с таким проблемным ребенком тоже жить можно, и даже договариваться о чем-то можно.

Есть целый ряд наиболее распространенных проблем, решать которые удобно с помощью группового тренинга. Что однако не исключает и возможность обращения за дополнительной индивидуальной консультацией. Среди таких проблем:

  • неуверенность в себе, сложности в общении, одиночество;
  • способы борьбы со страхами;
  • методы разрешения конфликтов, умение противостоять агрессии;
  • проблемы супружеских отношений: не понимание, разобщенность;
  • тренинг на повышение женской привлекательности;
  • повышение творческого потенциала, развитие самопознания; и др.

В нашем центре (Европейский Центр Психологической Поддержки Семьи) разработан специальный тренинг для молодых мам, сталкивающихся с похожими психологическими проблемами после рождения первенца. В результате тренинга у молодых мам снимается тревожность, т.к. они начинают понимать причины своего состояния и специфику своей психологической нагрузки. Мама получает возможность разобраться в поведении своего мужа в первый год жизни малыша, а также научиться ладить со свекровью и собственной матерью, участвующих в воспитании ребенка и т.п.

Таким образом, тренинг может быть разработан практически под любую проблему, типичную для нашей культуры и нашего времени. Психологи, специализирующиеся на решении какой-то распространенной проблемы на индивидуальных консультациях с клиентами, разрабатывают комплекс полезных упражнений на преодоление этой проблемы уже для групповой работы.

Что дает людям участие в этих тренингах? Прежде всего, новый опыт, лучшее осознание самих себя, а значит, и лучшее понимание других людей. Например, родители трудных подростков в результате тренинга могут понять, чем вызван бунт подростка, и, вспомнив себя в этом возрасте, найти в итоге точки соприкосновения со своим строптивым чадом. Неуверенные в себе женщины после тренинга женской привлекательности обучаются не бояться подчеркивать свои достоинства и привлекать к себе внимание мужчин. Супруги, разыграв несколько упражнений на совместную деятельность в тренинге на лучшую совместимость и взаимопонимание, начинают видеть, что их сильные и слабые стороны как бы взаимно уравновешиваются, а значит, в паре они лучше защищены от различных жизненных неурядиц.

Конечно, люди по-разному «вкладываются» в работу над собой на тренингах. Соответственно, успехи одних оказываются больше, чем достижения других. Результат также очень зависит от ожиданий, предшествовавших тренингу (поможет или не поможет), и готовности к эксперименту над собой, т.е. желанию применить полученные знания и умения на практике в реальной жизни.

Правила поведения в тренинговой группе обычно специально оговариваются в самом начале. Они могут слегка варьироваться в зависимости от задач, решаемых на тренинге. Из наиболее распространенных правил можно указать:

  • единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);
  • персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);
  • уважение к говорящему (каждый имеет возможность высказаться);
  • конфиденциальность всего происходящего (сохранение анонимности).

Тренинги, о которых упоминалось в этой статье, относятся к так называемым тренингам личностного роста. Другая категория тренингов — это бизнес-тренинги. Бизнес-тренинги, как правило, носят более прикладной характер (например, отрабатывают какой-то навык — как правильно говорить по телефону, вести переговоры, проводить презентации, осуществлять продажи, делать рекламу). Бизнес-тренинги дают человеку возможность повысить свой профессионализм, достичь успехов в карьере.

Тренинги личностного роста — это более глубокий уровень работы человека над собой, затрагивающий более сложные внутри- и межличностные проблемы. Здесь и проблемы взаимоотношений с родителями и собственными детьми, спутником/спутницей жизни и другими значимыми близкими людьми; и преодоление каких-то внутренних противоречий, поиск выхода из тупиковых ситуаций, обретение иного смысла жизни.

Зажигина Марина, семейный и детский психолог, консультант Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи «СемьЯ»

Как устроен психологический тренинг и что он дает?

Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.

Читать еще:  Управленческий тренинг упражнения

В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.

Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.

Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.

Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.

Понятие «тренинг» выходит за рамки традиционного образования, где обучающимся предлагается выучить «конечный» вариант материала, составленного экспертами в своей области, принять его как единственно верную точку зрения и затем, посредством тестов, контрольных работ и экзаменов — выяснить, насколько хорошо «изучен» данный материал. Тренинг — это совместное творчество студентов и ведущего образовательный процесс в области раскрытия и освоения незадействованного до сих пор жизненного, творческого и духовного потенциала человека. Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в Тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

Тренинг предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Поведение человека спонтанно и рождается исходя из того, что он решает о себе. Например: если я решила, что я стеснительна, — я буду вести себя как стеснительный человек. Для большинства людей вопрос не состоит в том, хочу ли я на самом деле достичь экстраординарных результатов в жизни, а в том, что удерживает меня от того, чтобы стать тем выдающимся человеком, каким я себя считаю? Тренинг уделяет большое внимание изучению того, что на самом деле влияет на поведение человека, что мотивирует его действия, какой образ мышления создаёт те результаты, которые есть, и какой те, которые желанны в жизни?

Очень часто в жизни мы действуем в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть названы беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в своё время Альберт Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную реальность, не в состоянии воспринимать иную». Другими словами, мы часто надеемся что, пользуясь старыми знаниями и опытом, мы сможем создать нечто новое и экстраординарное в нашей жизни, то, что часто называем своей мечтой или главной целью. При этом, однако, мы забываем, что наше восприятие нового через призму старого будет делать это новое очень похожим на то, что мы уже знаем. Иначе говоря, если мы привыкли смотреть на мир через серые очки — в нас будет сильна установка, что трава может быть только серого цвета.

Тренинги — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу Вашего жизненного опыта, исходя из которых Вы действуете в своей жизни и создаёте результаты. Это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как Вы видите мир. Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений. Многие из имеющихся у нас установок, отношений и интерпретаций неаккуратны, устарели и контрпродуктивны. По мере того как это становятся всё более очевидными участникам Тренинга, у них появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные интерпретации и установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.

Сила Тренинга заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание того, что Тренинг предлагает вызов сложившемуся субъективному видению мира, позволяет участнику, проходящему Тренинг, подготовиться к нему должным образом так, чтобы возможность создания новых результатов во время Тренинга и после его завершения имела бы практическую реализацию. Большинство из наших установок и интерпретаций, которыми мы пользуемся в жизни — это идеи и решения, которые мы принимали на протяжении путешествия по жизни. За прошедшее время мы собрали предостаточно свидетельств и доказательств в поддержку своей точке зрения на мир. Довольно скоро данное мировоззрение становится для нас реальностью подобной факту (подобно гравитации — чем-то, что просто есть и по поводу чего мы не в силах что-либо сделать). Таким образом, наши интерпретации начинают управлять нами. Мы начинаем видеть вещи, себя и жизнь так, как мы верим в это, полагая, что только так и возможно.

Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.

Следует оговориться, что Тренинги не являются терапией или образованием, которое само сделает всю работу за Вас, достаточно лишь зайти в зал Тренинга. Тренинг — это место и возможность начать действовать в отношении того, что важно в Вашей жизни, принять вызов создания будущего, которое не наступило бы само по себе. Таким образом, Тренинг предлагается вниманию успешных людей и необходимым условием его эффективного прохождения является готовность участника к работе над своей жизнью так, как если бы более ни от кого не зависело, изменится что-то в ней или нет. Именно это является одним из критически важных моментов Тренинга. Тренинг — это возможность и привилегия начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.

Читать еще:  Командный тренинг на сплочение

Психологические тренинги разрабатываются и проводятся профессиональными психологами на базе научных подходов. В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге — это всегда «живой» опыт, а не посещение лекций и не получение «сухих» теоретических знаний.

В психологических тренингах не используют никаких магических, мистических, экстрасенсорных и пр. техник. Не применяют шарлатанских методов, подобных подходам чумаков и кашпировских. Не происходит никаких психологических манипуляций и воздействий на уровне бессознательного, из серии гипноза , 25 кадра и т.д. Не может также идти речь ни о каких таблетках и медицинских средствах.

В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.

Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.

Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.

Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

За счет чего происходят изменения?

В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.

Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.

В тренинге ведущий предлагает участникам включиться в выполнение разных техник и упражнений. Основная цель таких процедур — помочь разобраться в собственных переживаниях и приобрести навыки эффективного преодоления трудностей. В процессе работы тренинга возможность изменений обеспечивается за счет психологических закономерностей, в числе которых получение обратной связи от ведущего и других участников, активизация личностной рефлексии, осознание ранее не знаемых особенностей. В результате приобретаются базовые психологические знания и навыки, которые потом могут быть активно применены и за пределами ситуации тренинга.

В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.

Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.

Что такое психологический тренинг

  • Что такое психологический тренинг
  • Что такое тренинг
  • Зачем нужны тренинги

Психологический тренинг — это активная форма психологической работы, основная цель которой — выработка навыков, облегчающих процесс взаимодействия с другими людьми и самим собой в разнообразных ситуациях.

Разберем подробно каждую часть этого определения, чтобы в результате сформировать целостный образ такой формы психологической работы, как тренинг.

Активностьв тренинге предполагает, что вы как участник активно включаетесь в работу, а именно, выполняете упражнения и задания (самостоятельно, в парах или в группе), а по итогу получаете обратную связь от тренера. Только при соблюдении этого условия вы сможете выработать новый навык. Если «тренер» только рассказывает о чем-то, но не предлагает вам опробовать информацию на практике, или если тренер просто принимает ваши задания, но никак их не комментирует, не помогает вам увидеть вашу работу со стороны, то в лучшем случае вы попали на семинар или лекцию, в худшем — к шарлатану. Знания в этом случае вы, может быть, и получите, а вот навык — нет.

Основная цель тренинга — выработка навыков. Прежде чем пойти на какой-либо тренинг, вы заранее должны представлять, чему вы там научитесь. В анонсе своего мероприятия тренер обязательно указывает на это: например, после тренинга вы научитесь распознавать манипуляции и предотвращать их; понимать других людей; овладеете умением удерживать внимание аудитории и т.п. Конечно, кроме навыка, в итоге тренинга вы много чего узнаете: и о теме, которая вас заинтересовала, и о себе (а это самое интересное!), и о других людях. Но это скорее промежуточный и вспомогательный результат. Основной — приобретение нового полезного психологического навыка.

Навыки, которые вы получите в результате психологического тренинга, будут касаться взаимодействия с другими людьми или с самим собой. Какое именно это будет взаимодействие, зависит от темы тренинга. Например,

  • если вы хотите посетить тренинг продаж, то вы приобрете навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с покупателями;
  • если вы идете на тренинг компетентности в общении, то там вы научитесь общим приемам эффективного взаимодействия с людьми, независимо от конкретных ситуаций;
  • если вам приглянулся тренинг личностного роста, значит, в результате прохождения программы тренинга вы научитесь навыкам и приемам этого личностного роста (здесь как раз речь идет о взаимодействии с собой).

Тренинг не бывает коротким. Если вам предлагают программу на 2, 3, 5 часов — это не тренинг. За это время невозможно выработать социально-психологический навык. Разве что можно успеть погрузиться в тему и прощупать свое к ней отношение на практике. Хорошая тренинговая работа длится около 20-30 часов (2-4 дня), иногда дольше — в засимости от сложности навыка, которому обучает тренер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector