Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экзотические языки программирования

Подборка эзотерических языков программирования

Подборка эзотерических языков программирования

  • Подборки , 6 октября 2018 в 20:32
  • Corewood

Многие из вас и так знают, что из себя представляют PHP с JavaScript. Есть и классики, предпочитающие C++, и приверженцы нью-скула, пишущие на C# или даже Go. А как насчёт экзотики? В этой подборке мы рассмотрим наиболее интересные и необычные с эстетической точки зрения языки программирования.

ZOMBIE

И начнём мы… с нежити!

Да-да, именно так. Ведь первым у нас на очереди язык настоящих некромантов и чернокнижников. Название представляет собой аббревиатуру, расшифровывающуюся как Zombie-Oriented Machine-being Interface Engine. Программисты на нём повелевают мёртвыми телами, призывают души и заставляют их подчиняться своей воле. То есть решать задачи.

Структура

Структурно язык полагается на Сущности. Есть несколько типов:

Нежить: души умерших, неспособные покинуть бренный физический мир по различным причинам. В нежить входят:

  • Зомби, оживлённые и порабощённые некромантом;
  • Призраки, чьи души так и не были упокоены и остались по обе стороны завесы, дабы свершить мрачное правосудие;
  • Вампиры — вольная нежить, обманувшая саму смерть ради тёмных свершений.

Демоны: вольные и зловещие сущности, обычно населяющие различные параллельные реальности. Их можно призвать и назначить им задания, но необходимо иметь в виду две особенности:

  • Демоны понимают всё в свойственной им извращённой форме буквальности и перевернут смысл данной им команды с ног на голову, придерживаясь при этом строго буквальной интерпретации.
  • Если стражи, обязанные держать демона под контролем, окажутся в какой-либо степени несовершенны, последний обернётся против того, кто его призвал.

Джинны: капризные вольнодумные создания. Становятся подконтрольны заклинателю, если тот владеет некой вещью, привязанной к сущности создания неразрывным соединением. Горе вам, если потеряете контроль над ним, ибо Джинны таят внутри ненависть к тем, кто ими управляет.

Примеры кода

Ритуал «Hello world!»

Ритуал «Числа Фибоначчи»

Whenever

Этот язык программирования совершенно не понимает, к чему вся эта спешка, и выполняет команды тогда, когда ему это вздумается, в удобной для себя последовательности. Переменные? О чём речь, здесь нет даже контроля потока данных! Структура данных? Да бросьте.

Структура

Так как код на Whenever обязательно исполняется последовательно, он выглядит как типичный to-do список дел, который интерпретируется при исполнении так, как придётся. Из-за этого довольно сложно убедиться в том, что определённая задача была выполнена до того, как выполнится следующая, использующая её выходные данные. Поэтому в языке присутствуют конструкции, позволяющие переназначить команды в списке дел, если необходимые для текущей задачи действия ещё не были совершены.

Примеры кода

Постыдно тривиальная задача в списке дел на Whenever:

Этот код выведет первые 100 чисел Фибоначчи. Когда-нибудь…

Язык, чей создатель вдохновился уже легендарным Brainfuck. Предназначен для написания программ одной рукой, преимущественно левой. А код выглядит так, словно программист заснул на левой части клавиатуры. Правой можно держать кружку с кофе, например. Или подыскивать более стоящее для программиста занятие.

Структура

Язык работает, опять же, подобным Brainfuck образом. Указатель перемещается в массив ячеек, значение которго по умолчанию равно нулю. Каждая ячейка может быть увеличена или уменьшена на единицу, после чего программа выведет ASCII-символ.

Примеры кода:

Что мы говорили про сон на клавиатуре?

Incident

Следующий язык программирования создан в качестве некоего пазла для программеров — разработчику предстоит практически методом тыка разобраться, как и что работает, и что нужно для создания хотя бы простейшей программы. Сам язык подчиняется практически бессмысленным правилам и ограничениям.

Структура

Лексический анализатор Incident работает посредством анализа исходного кода, а не исполнения предопределённых инструкций. Основная суть заключается в том, что токены для каждой отдельно взятой программы — это подстроки, повторяющиеся в ней строго три раза. При этом существуют ограничения:

  • Токен не может быть подстрокой более длинного токена, в противном случае меньший полностью игнорируется.
  • Два токена не могут пересекаться в пределах одного исходника, в противном случае оба игнорируются.

Примеры кода:

Традиционный «Hello world!». По крайней мере, должен быть он…

А это «кошка». Все любят кошек.

Libertas

Надоели баги? От одной мысли о том, что придётся прочёсывать полторы тысячи строк кода в поисках пропущенной точки с запятой, волосы начинают седеть целыми прядями? Хватит это терпеть! Даёшь свободу от дебажного рабства! Libertas!

А если серьёзно, то особенностью этого языка является то, что он выполнит ваш код несмотря ни на что. И даже совсем не будет засорять лог ненужной информацией. Да кому вообще дело есть до такой мелочи, как отладка.

Примеры кода

Вот код, выводящий традиционный «Hello world!»:

А вот похожий код:

Смутил метод toScren ? А вот Libertas всё равно. Он просто продолжит выполнять следующий код. А toScren просто будет хранить в качестве значения два самых главных слова. Пропустили закрывающие кавычки в первой строке? Тоже мне проблема, просто строка в переменной превратится в «Hello World if Date:Day:Set =» .

MarioLANG

Пришло время вспомнить далёкое детство… Нет, речь не про BASIC, хотя сегодня он и считается практически реликвией. У всех или почти всех ведь была «Денди»? И принцессу искали, и монетки собирали, и по трубам лазили… Встречайте новое амплуа итальянского водопроводчика в мире программирования.

Структура

Исходный код на этом языке действительно напоминает мир игр серии Super Mario. В качестве условных операторов используются символы, выступающие строительным материалом для локаций, а также указания для усатого сантехника. Всё, что не распознаётся как команда, является комментарием.

Примеры кода:

В результате выполнения кода выводится последовательность чисел: 4 6 0 5 6 7 8 9 10 11 12 12 12 12 12 11. После этого пользователь должен ввести букву, и программа выведет её и следующую в алфавите.

Эта программа выводит цифру 4. Двоеточие в конце означает, что Марио останавливается и выполняет вывод.

BiTrax

Этот язык не похож ни на один из вышеперечисленных. Ведь в нём вам придётся не писать код, а… рисовать. Нет, правда. В качестве условных операторов в нём используются цвета — а точнее, их коды. Сами по себе программы работают на ленте памяти, бесконечной в обоих направлениях. Каждая ячейка памяти по умолчанию равна нулю и при изменениях принимает значение единицы.

Структура

Сам исходный код представляет собой точечный рисунок, где пиксели играют роль операторов:

  • Белый (FFFFFF): не делает ничего;
  • Жёлтый (FFFF00): бит ввода сохраняется в текущей ячейке;
  • Чёрный (000000): текущая ячейка предназначена для вывода;
  • Серый (808080): меняет текущую ячейку;
  • Зелёный (00FF00): перемещает указатель в текущем направлении на одну ячейку;
  • Красный (FF0000): перемещает указатель в обратном направлении на одну ячейку;
  • Синий (0000FF): меняет порядок выполнения команд в зависимости от значения текущей ячейки;
  • Все остальные цвета генерируют ошибки выполнения при достижении их ячейки.

Код программы начинает выполняться с левого верхнего угла. При достижении синего пикселя направление указателя меняется влево или вправо в зависимости от того, содержится ли в текущей ячейке начальное либо любое другое значение. При этом указатель не переходит на сам синий пиксель. Если при этом достигается край изображения, работа программы останавливается.

Примеры кода:

Данная программа вводит четырёхзначное число, прибавляет к нему один, а затем выводит уже пятизначное (чтобы обработать возможное переполнение). Для работы с более простыми числами просто увеличьте части с вводом и выводом.

Ну и куда без «Hello world!»?

Velato

Вам когда-нибудь хотелось создать шедевр? Написать симфонию? Ведь программирование — это искусство! Ах, этот оркестр потоков, увертюра из инициализаций, крещендо растущих логов.

Начните с простенького этюда, добавьте аккомпанемент в функции бэкенда, затем аранжировки UI… Безусловно, это самый прекрасный язык программирования для истинных ценителей прекрасного.

Структура

Velato использует в качестве исходного кода MIDI-файлы. В качестве условных операторов язык использует ноты, чьё назначение зависит от тональности. Первой идёт «корневая» нота. Все интервалы отсчитываются от неё до следующей «корневой» ноты, которую можно менять между выражениями. Также можно играть аккорды, в которых команды выполняются в порядке представления внутри MIDI-файла, несмотря на отсутствие интервала между ними.

Примеры кода:

Сами-знаете-какая программа. Ах, эта музыка.

Заключение

На самом деле, существует огромное количество экзотических, странных и просто нелепых языков программирования, мы же отобрали самые интересные на наш вкус. И вне зависимости от того, какую цель преследуют их создатели, они доказывают главное: программирование — одна из самых увлекательных и творческих профессий.

ORDINATUS

Информационно-технологический бортовой журнал

Информационно-технологический бортовой журнал

Подписаться на нас

Подписаться на нас

Метки

10 самых странных языков программирования

Языки программирования, как предполагается, просты в использовании и обучении. Они должны быть структурированы и позволять решать реальные проблемы, синтаксис должен быть ясен и понятен, а реализация программ на них должна работать быстро и без ошибок. Существуют языки программирования, которые не соответствуют этим принципам. Они создаются для научных исследований или просто для удовольствия. Вот 10 самых странных и непрактичных языков программирования.

LOLCODE

Он был создан в 2007 году Адамом Линдсей, научным сотрудником Ланкастерского университета. Язык использует сокращенный словарь интернет-мема ЛОЛКОТ и будет прост в освоении для тех, кто знаком с английским интернет сленгом.

Как и в большинстве языков в этом списке, в нём нет стандартных библиотек. Это означает, что вы не сможете использовать LOLCODE никак больше, чем чтение файла или запись текста на консоль. Если вам нужна более мощная версия, можно использовать LOLPython, который, использует синтаксис LOLCODE и дает Вам доступ ко всем библиотекам языка Python.

Glass

Является эзотерическим языком программирования, разработанным компанией Gregor Richards в 2005 году. Он сочетает в себе не интуитивные постфиксные обозначения и сложную реализацию объектно-ориентированной модели программирования. По мнению автора ни один другой язык не реализован так, как этот, потому что это идиотизм.

Вот пример программы, которая выводит последовательность Фибоначчи:

Brainfuck

Brainfuck является суперзвездой среди непонятных языков, став почти культом. Общеизвестно, что трудно программировать на нем, используя только восемь простых команд и указатель команд. Он предназначен, чтобы бросить вызов и развлекать программистов, а не для того, чтобы быть пригодным для практического использования. Он был создан в 1993 году Урбаном Мюллером. Сообщение «Привет, мир!» Программа выглядит следующим образом:

Chicken

Chicken не только название языка, но и единственное ключевое слово, которое используется в нем! Количество повторений и новых линий определяет код операции, которая выполняется. Пример программы показан в следующем примере. Можете догадаться, что он делает?

Whitespace

Это замечательный язык программирования. Он понимает только пробелы, табуляции и новые строки, игнорируя все остальное. Это дает возможность создать основную программу, написанную на другом языке, например JavaScript, отступы, которой является программой в Whitespace! Вот пример, который печатает «Hello, World!» (пробелы, отмеченные S а табуляции Т):

Минималистский язык, который состоит только из одной операции — подстановки строк в виде / источника / замены /. Его разработал Таннер Светт в 2006 году. Язык очень ограничен, но некоторые умные программисты способны превратить операцию замены строк в полностью рабочие программы, которые обрабатывают и выводят данные. Вот пример программы «Hello, World!»:

Befunge

Befunge это двумерный язык программирования. Ваш код находится на игровой области с фиксированным размером. Каждая клетка игрового поля может удерживать код или данные, ваша программа может заменить любую ячейку с ними. Вызов программы начинается в верхней левой ячейке и продолжает вправо. Вы можете управлять направлением при помощи специальных инструкций. Например, это бесконечный цикл:

А это “Hello, world!”:

Пит это язык программирования, в котором программы — это растровые изображения, которые выглядят как абстрактные картины. Основным строительным блоком для программ является цвет блока. Он поддерживает 20 различных цветов, в некоторых реализациях языка используется большее количество цветов. Компилятор руководствуется указателем, который движется вокруг изображения, с одного цветного региона к другому. Вот “Hello, world!”:

Hello World на Piet

Malbolge

Malbolge это язык программирования, разработанный Беном Олмстедом в 1998 году и назван в честь восьмого круга ада в ада по Данте. Название было выбрано не случайно — язык был специально разработан, чтобы на нем было невозможно писать полезные программы. Через несколько лет после его появления, были найдены «уязвимости», которые делают возможным написание программ на нем. Необходимо обладать навыками криптографии, чтобы написать содержательную программу. Вот так “Hello, world!” выглядит в Malbolge!:

Это язык программирования, который пытается подражать естественно звучащему языку. Ни одна функция не может быть определена программистом — есть возможность использовать только встроенные в язык функции. Вот пример программы:

4 эзотерических языка программирования и маленькая ОС

В свободное время я люблю читать. Один из моих любимых писателей – Терри Пратчетт, автор цикла фентезийных романов «Плоский мир». С него-то все и началось.

У Пратчетта тексты очень многослойные, в них множество отсылок к разнообразным темам. Поэтому любопытно бывает почитать статьи с анализом этих текстов – чтобы понять, насколько плохо их понял самостоятельно.

Блуждая таким образом по интернету и выискивая отсылки к теме программирования, я наткнулась на упоминание эзотерического языка программирования «Уук!». Слово «эзотерический» пришлось перечитать дважды, ибо для меня «эзотерика» – это что-то из сферы ретроградного Меркурия в третьем доме и прочих Козерогов.

В общем, полезла я на Вики – смотреть, что такое эзотерические языки программирования. И понеслось…

Из-за утечки магии в Незримом университете (где обучаются волшебники Плоского мира) библиотекарь превратился в орангутана. Он сохранил за собой свое рабочее место: в новом обличьи ему стало еще легче перемещаться по шкафам и полкам. Библиотекарь любит бананы, не любит, когда его называют обезьяной, и общается с окружающими с помощью одного слова – «Уук» (англ. Ook), произносимого с разными интонациями.

Этой историей вдохновлялся создатель язык программирования Ook! – Дэвид Морган-Мар. По сути этот язык является диалектом другого эзотерического языка, Brainfuck. В нем есть восемь команд, составленных исключительно из «Ook» и знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знак). При этом Ook! является тьюринг-полным языком.

Далее информация с сайта dangermouse.net (сайт Дэвида Моргана-Мара).

В основу языка заложены следующие принципы:

  • Язык должен быть таким, чтобы на нем могли читать и писать орангутаны.
  • Следовательно, синтаксис должен быть простым, легко запоминающимся и не содержать слово «обезьяна».
  • Бананы это хорошо.

Поскольку слово Ook! способно передавать идеи, эмоции и абстрактные мысли, язык Ook! не нуждается в комментариях. Код и сам прекрасно описывает, что и как он делает.

Hello World на Ook!:

Также для Ook! были написаны интерпретаторы на разных языках (Ruby, Python, Perl), но приведенные в статье ссылки на них не работали.

Этот эзотерический язык похож на Ook! и тоже является диалектом Brainfack. Исходя из того, что словарь коров довольно ограничен, для записи команд используется только слово «Moo».

Инструкции чувствительны к регистру и это позволяет обходиться одним словом в разных вариантах написания (moo, mOo, MOo и т.д.). Страница разработчика с информацией об этом языке – http://bigzaphod.github.io/COW/.

Мне не попалось информации о том, связана ли эта корова с командами cowsay и aptitude moo в Linux, но такое внимание к коровам с разных сторон просто удивительно.

Пример Hello World на Cow:

Brainfuck

Логично обратить внимание и на основной язык, раз уж упомянули его производные. Brainfuck это довольно известный эзотерический язык, на основе которого создано еще с десяток «диалектов». В нем 8 команд, которые записываются символами. Одна команда – один символ.

Этот язык создал Урбан Мюллер в 1993 году, вдохновляясь при этом другим эзотерическим языком – FALSE. Среди целей Мюллера было достижение наименьшего размера компилятора.

Hello World на Brainfuck:

Еще один язык Дэвида Моргана-Мара. Программы на этом языке выглядят похожими на рецепты.

  • Программы-рецепты должны не только генерировать валидный output, но также быть простыми в приготовлении и вкусными.
  • Рецепты должны быть привлекательными для поваров с различным бюджетом.
  • Могут использоваться традиционные кухонные единицы измерения вроде ложек и чашек.

Ингредиенты

Обязательная часть рецептов. Ингредиенты (переменные) содержат отдельные значения данных. Все ингредиенты исчисляемы, так что для целей ввода/вывода их можно интерпретировать в Unicode. Жидкие ингредиенты будут выводиться в виде символов Unicode, а сухие (или неопределенные) – в виде цифр.

Миски для смешивания и формы для выпечки

Шеф имеет доступ к неограниченному количеству мисок и форм. Они могут содержать значения ингредиентов.

Ингредиенты в мисках или формах располагаются по порядку, вроде стопки блинов (стеки). Новые ингредиенты помещаются наверх, а если значения удаляются, то тоже сверху.

К мискам можно обращаться по порядковым номерам, например, «вторая миска для смешивания». Порядковые номера должны быть в цифровой форме, с окончаниями «st», «nd», «rd» или «th» (1st, 2nd и т.д.), они не могут писаться словами.

Методы

Метод содержит инструкции по приготовлению. Пишутся методы полными предложениями. Например:

– Считывается числовое значение из STDIN, предыдущее значение ингредиента перезаписывается.

Комментарии могут писаться в свободной форме в параграфе после названия рецепта.

Пример написания Hello World на Chef:

Petrovich

Petrovich, как я поняла, не совсем язык программирования, но вполне эзотеричен. Он меня покорил и я не могла не вставить его в статью.

Petrovich это больше, чем язык программирования, это целая компьютерная операционная система и среда для разработки программ, – пишет его создатель, Дэвид Морган-Мар. Названа система в честь Ивана Петровича Павлова (физиолога, изучавшего условные рефлексы). Автор хотел назвать язык «Павлов», но название было уже занято.

Принципы дизайна

  • Операционная система и язык должны быть способны обучаться и улучшать свою производительность естественным образом.
  • Они должны интеллектуально адаптироваться в соответствии с фидбэком пользователя.

Концепции языка

Petrovich предоставляет два метода, которые воздействуют на его поведение: поощрение и наказание. Если Petrovich делает нечто, неодобряемое пользователем, пользователь может его наказать. И наоборот, если Petrovich делает что-то полезное, пользователь может его поощрить. Затем Petrovich может изменить свое поведение, чтобы избежать наказаний и получить больше поощрений.

Команды

В языке Petrovich есть только четыре команды:

Petrovich делает что-нибудь.

Petrovich делает что-нибудь с указанным файлом.

Примеры

Чтобы понять, как Petrovich работает, запустим пару примеров.

Пользователь просит Petrovich-а что-то сделать, Petrovich отвечает выводом текущей даты. Поскольку для пользователя это полезно, он поощряет Petrovich-а.

Пользователь просит Petrovich-а сделать что-нибудь с некоторыми научными данными. Petrovich выводит данные на печать. Поскольку это не то, чего хотел пользователь, он наказывает Petrovich-а и пытается еще раз. Желая избежать наказания, Petrovich пробует сделать что-нибудь другое, и на этот раз его действие пользователю полезно. Чтобы поощрить подобное поведение, пользователь вознаграждает Petrovich-а.

Пользователь просит Petrovich-а сделать что-то с файлом, содержащим мягкое порно, и Petrovich удаляет файл. Юзер этого не хотел, поэтому наказывает Petrovich-а. Затем пользователь предлагает Petrovich-у сделать что-нибудь с другим файлом. Petrovich осуществляет поиск в интернете, чтобы найти сходные изображения и добавить их в порно-коллекцию пользователя. Пользователь поощряет Petrovich-а.

«И если вы думаете, что это лишь шутка, то только представьте, что можно наложить слой Petrovich-а поверх другой операционной системы, например, Windows. И каждый раз, когда Windows сделает что-то, что вам не понравится, вы сможете наказать систему, и она никогда не сделает этого снова«, — пишет создатель языка.

Нэт Янг реализовал версию Петровича на Java и назвал ее Фредериком в честь Берреса Фредерика Скиннера (психолога, занимавшегося бихевиоризмом).

Топ самых забавных языков программирования

Мы не сомневаемся, что вы за свою жизнь успели узнать о множестве языков программирования: как минимум об Assembler, Pascal, С++, C# (как до-диез, только си-шарп), Java, Python, Ruby, Haskell. Все они имеют преданных фанатов и яростных противников. Разные языки могут затачиваться под определенные цели или быть более универсальными, однако в большинстве своем они используются умными бородатыми (и не очень) разработчиками для решения профессиональных задач.

Но когда программистам наскучивают серьезные языки программирования, они начинают разрабатывать новые, только не самые обычные, а эзотерические. Их создают для исследования возможностей разработки, в качестве произведения искусства, или, как чаще всего и случается, ради забавы. При этом многие из этих странных языков программирования потенциально ничуть не хуже классических, то есть теоретически их можно использовать и в настоящих проектах.

Эзотерические языки часто пародируют «серьезные», а тексты программ на них понятны лишь посвященным. В то время как разработчики реально используемых языков стараются сделать синтаксис максимально понятным, а сам процесс написания кода — удобным, создатели эзотерических языков обычно ставят перед собой противоположные задачи.

Целое семейство эзотерических языков выглядит так, будто основывается на принципе английского философа Уильяма Оккама: «Не следует множить сущее без необходимости». Они отрицают какой-либо дополнительный синтаксис, а их разработчики часто гонятся за уменьшением размера компилятора.

Несмотря на внешнюю примитивность, такие языки могут иметь бесконечный набор ячеек и тьюринговскую полноту, и, следовательно, по потенциальным возможностям не уступать «настоящим», подобным C, Pascal или Java. Например, для поклонников Терри Пратчетта существует «Ook!». Этот необычный язык программирования имитирует речь одного из героев «Плоского мира» — орангутанга-библиотекаря из Незримого Университета.

Пример кода для вывода сообщения «Hello, world!»:

Whitespase

Whitespace (англ. пробел) — эзотерический язык программирования, созданный Э. Брэди и К. Моррисом. Существенным его отличием является то, что для управляющих конструкций используются только непечатаемые символы, а именно: пробел, перевод строки и табуляция. Интересным следствием этого факта является то, что текст программы на языке Whitespace можно «скрыть» внутри исходных кодов другой программы. Кстати язык был выпущен 1 апреля 2003 года, и многие восприняли его как шутку на День смеха.

Пример кода для вывода сообщения «Hello, world!» (с подсветкой спецсимволов):

Языки с литературным синтаксисом

Если вам все-таки кажется очень неудобным читать цитаты высших приматов, разбираться в закорючках или читать невидимые знаки, есть варианты с довольно user-friendly синтаксисом.

Chef — эзотерический язык программирования, разработанный Дэвидом Морган-Маром, программы на котором сходны с кулинарными рецептами. Каждая программа в языке состоит из названия, списка переменных и их значений, списка инструкций. Переменные могут быть названы только названиями основных продуктов питания. Стек, в которые помещаются значения переменных, называется англ. mixing bowl («чаша для смешивания»), а операции для манипуляции с переменными — mix («смешать»), stir («взболтать») и так далее. Язык идеально подходит для домохозяек и для Джеймса Бонда.

Пример кода для вывода сообщения «Hello, world!»:

Современные языки программирования: краткий обзор

Компьютеры так прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не можем представить ее без них. Трудно поверить, что только полвека назад появились первые компьютеры, которые были медлительными и громоздкими. Сейчас у нас есть огромное многообразие — от ультратонких ноутбуков до мощных игровых компьютеров.

Сейчас прогресс ушел так далеко, что техника может интуитивно понимать запрос пользователя. Однако стоит помнить, что все программы, браузеры и сайты имеют в основе языки программирования.

В наши дни существует около 8 тысяч таких языков, многие из которых понятны лишь авторам. Однако есть такие языки программирования, которые стали международными и используются миллионами людей ежедневно.

Зачем нужны языки программирования

Без языка программирования ни один компьютер работать не будет. С его помощью создаются определенные математические алгоритмы, которые помогают компьютеру выполнять команды пользователя.

  • Язык программирования выглядит совсем не так, как мы привыкли представлять себе язык — это набор различных символов, которые преобразуются в понятный компьютеру код.
  • Классификация языков программирования от низких до высоких уровней зависит от того, настолько близок язык к человеку. Чем меньше язык программирования понятен человеку, тем по уровню он ниже.
  • Большая часть языков преобразуется в понятный машине код с помощью программ-трансляторов. С их помощью прописываются лексические, семантические и синтаксические правила, которые определят, какие действия запросит пользователь и внешний вид программы.
  • Язык программирования — неотъемлемая часть работы любого компьютера. В современном мире с ними работают программисты, которые прописывают коды и создают программы с использованием сложных кодовых конструкций.

Для обычного человека написание даже первой странички сайта покажется странной комбинацией различных символов. Для программиста этот код позволяет задать компьютеру нужную команду и выполнить ее. На языке программирования обычный пользователь общается с компьютером.

История языков программирования

Первыми «ласточками» в истории языка программирования считаются такие обычные вещи, как музыкальная шкатулка или жаккардовый ткацкий станок. Они появились еще в XVIII-XIX веках.

Начало же современному программированию было дано в 1930-1940-е годы, когда были написаны лямбда-исчисление и машина Тьюринга. То время можно назвать началом истории разработки языков программирования, ведь компьютеры становились все популярнее. В 1940-е годы появились первые электрические компьютеры, и тогда же немецкий инженер Ц. Кузе разработал Планкалькюль, первый высокоуровневый язык.

В 1950-е годы были разработаны машинные коды, которые считаются языками программирования первого поколения. Но их приходилось переписывать для каждой ЭВМ отдельно, так что первым реально работающим языком программирования можно считать «Краткий код». Он первым стал представлять собой не набор математических кодов, а выражения, которые потом перерабатывались в код.

Затем появились языки второго поколения — они были проще для человека, но ограничивались использованием ассемблера. Так называли программу, которая переводила команду на машинный язык, своего рода переводчик.

А уже к середине 1950-х годов стали зарождаться языки третьего поколения. Их отличает то, что они подходят для любой программы, их не нужно переписывать под каждую заново. Они уже считают полноценными языками высокого уровня.

В 1960-годы языки программирования начали стандартизировать и улучшать. Хоть затем и появились языки четвертого и пятого поколения, они являются более усовершенствованными версиями языков третьего поколения.

После того, как стал развиваться интернет в 1990-е годы, появились еще языки для написания веб-страниц. Сейчас развитие языков программирования идет по большей части в сторону безопасности пользователя.

Список языков программирования

Есть тысячи языков программирования. Мы выделили те, что наиболее популярны и чаще используются в современном мире.

Basic

Basic или Бейсик называют группу языков программирования высокого уровня. Его создали профессора колледжа Дартмут в 1964 году с целью помощи студентам в создании собственных компьютерных программ. Сейчас детище Томаса Курца и Джона Кемени стало основным языком, на котором пишутся программы для ОС Windows.

В далеком 1972 году Дэннис Ритчи придумал язык, который остается популярен и сейчас. Программисты любят его за успешное сочетание в нем элементов как высокого, так и низкого уровней программирования. Кстати, для тех языков программирования, которые используются для написания сайтов, основой является как раз язык Си.

Этот язык произошел от Си, но он больше уделяет внимание обобщенному программированию. Сейчас он является одним из самых популярных языков, ведь на нем пишут огромное количество программ. Он подходит для создания ОС, драйверов, серверов, игр, прикладных программ и много другого. Си ++ является универсальным языком, который эффективен, многофункционален и доступен большинству программистов.

Python

Разработка этого языка началась в 1980-х годах голландцем Гвидо ван Россумом, но его первая версия была выпущена только в 2008 году. Он отличается постоянным усовершенствованием и активным сообществом пользователей. Python является высокоуровневым языком с большим объемом различных функций. Особенно хорошо он справляется с веб-разработкой, анализом данных и автоматизацией процессов.

Этот язык лидирует среди тех, что применяются в разработке веб-сайтов и поддерживается практически всеми хостинг-провайдерами. Он применяется, в основном, для разработки веб-сайтов и веб-приложений. Впервые PHP был представлен публике в 1995 году датским программистом Расмусом Лердорфом.

Язык программирования Java работает с веб-приложениями, которые транслируются в байт-код. Он может работать на любой компьютерной архитектуре, так как код преобразуется с помощью Java-машины. Он появился в 1996 году и последние годы он стал самым популярным языком программирования. Однако многие недовольны из-за того, что он работает медленнее, чем его конкуренты.

JavaScript

Хотя JavaScript похож на Java, но все же является отдельным языком. Чаще всего используется в качестве встраиваемого языка: приложения получают доступ к веб-страницам с его помощью. Он более легок в применении и дается даже тем, кто мало знаком с программированием. Доля его использования ежегодно растет.

Go (Golang)

В 2007 году компания Google занялась разработкой собственного языка программирования, с помощью которого бы можно было решать реальные проблемы. Созданием языка занимались Роб Пайк и Кен Томпсон, которые уже в 2009 году представили Go. Для компании Google он является заменой популярных языков Си и Си ++. Он не стал прорывом, но зато используется для создания серьезных проектов.

Этот язык программирования является системой, с помощью которой можно удобно управлять базами данных. Первые разработки были начаты еще в 1970-х годов, но первый вариант SQL был представлен в 1986 году. В современном мире SQL довольно популярен в качестве удобного языка для улучшения, управления и создания баз данных.

Swift

Компания Apple тоже придумала собственный язык программирования, чтобы создавать на нем приложения для всех родственных гаджетов. Apple представила свой язык в 2014 году как удобный, надежный, свободный и доступный любому программисту. Он был создан персонально для продуктов Apple.

Pascal

Никлаус Вирт создал этот язык в 1969 году, а назвали язык в честь математика Блеза Паскаля. Он является популярным языком программирования и в наши дни. Именно на нем обучают студентов на первом курсе университета и в старшей школе. На его основе построено множество других языков.

В современном мире без языков программирования невозможно обойтись. Все больше и больше людей самостоятельно выбирают профессию программиста, хоть она и сложна на первый взгляд, но быстро развивается и становится популярной с каждым годом. А языки программирования — сложный, но интересный процесс создания компьютерного мира!

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Читать еще:  Unreal engine 4 какой язык программирования используется
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector