Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение вне школы

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования. Какие бывают формы обучения в школах России?

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Онлайн-обучение: альтернатива урокам в школе

Система современного школьного образования нуждается в реорганизации — это признают многие родители и сами учителя. Обучение в среднеобразовательной школе основано на противоречии — с одной стороны, базовая школьная программа обязательна для всех, с другой стороны, каждый ребенок имеет свои особенности, физиологические, психические и интеллектуальные, поэтому невозможно учить всех одинаково. После того как в «Законе об образовании» РФ появился пункт о внешкольном обучении, формы альтернативного образования стали активно развиваться. И сейчас у современных школьников есть несколько вариантов — учиться дома, сдавать школьную программу экстерном, прикрепиться к интернет-школе или посещать только самые любимые уроки в обычном среднеобразовательном учреждении. Учиться стало намного интереснее!

Домашнее обучение, когда ребенок не посещает школу по состоянию здоровья, существовало всегда — в этом случае учителя приходят к ученику домой и контролируют процесс получения знаний в рамках школьной программы. Сейчас учащиеся могут учиться заочно, приходя в школу только на консультации, контрольные, диктанты и другие проверочные работы. При очно-заочной форме они могут посещать любимые уроки, а нелюбимые изучать самостоятельно. Однако в этом случае заочники и очно-заочники все-таки обучаются в рамках одного государственного стандарта, и за их успеваемость отвечает школа. Интересно, что государственные общеобразовательные учреждения очень неохотно идут на альтернативные формы обучения, но, в соответствии с законом об образовании, родители имеют право перевести своего ребенка на заочную, очно-заочную или семейную форму обучения без каких-либо объяснений. Кстати, это удобно для сельских жителей, живущих вдали от школы. Они могут привозить ребенка раз в неделю для контроля успеваемости и консультаций, а в остальное время учить его дома. Такая форма обучения также целесообразна в старших классах, когда подросток посещает только предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ, а остальные науки в рамках школьной программы изучает самостоятельно.

Читать еще:  Дистанционное обучение первое высшее

Для родителей, которые хотят выйти за рамки школьной системы, существуют другие формы альтернативного образования — семейное обучение, экстернат и дистанционное образование. Здесь уже начинается самое интересное. При семейном обучении школа вообще не имеет право вмешиваться в образовательный процесс, оценивая лишь его результаты. Школьник в этом случае может учиться по любой программе, например, сейчас многие возвращаются к советским учебникам, считая их самыми лучшими и понятными с точки зрения подачи материала. Некоторые идут более простым путем, осваивая в домашних условиях программу государственной или частной школы, к которой они прикрепляются для прохождения ежегодной аттестации, или изучая предметы по разным учебникам — родителям в этом вопросе предоставлена полная свобода.

Если при семейном обучении школьники все-таки прикреплены к какому-то образовательному учреждению, то экстерны не числятся ни в каких списках. Они изучают школьную программу самостоятельно, проходя ее в ускоренном темпе, а потом сдают экзамены в любой школе с государственной аккредитацией и получают аттестат — как правило, намного раньше своих сверстников. Семейная форма обучения и экстернат актуальны для вундеркиндов, которые быстро развиваются и хотят получать больше, чем дает школа. Это также является прекрасной альтернативой для детей спортсменов, которые часто ездят на соревнования, и для одаренных девочек и мальчиков, занимающихся одним из видов искусства. Семейное образование позволяет без проблем сочетать гастроли и спортивные мероприятия с учебой.

Современные компьютерные технологии проникли во все сферы жизни, в том числе в систему школьного образования, поэтому онлайн-обучение стало очень популярным. Существуют дистанционные школы, которые предлагают детям полноценное обучение по всем предметам с электронными учебными пособиями, видеолекциями, интерактивными материалами, презентациями, современными программными разработками, занятиями с педагогом в режиме онлайн, вебинарами и видеоконференциями — в зависимости от возраста учеников. После усвоения теоретического материала ученики выполняют самостоятельные работы, занимаются на онлайн-тренажерах, проходят тесты, пишут контрольные и сочинения, задают вопросы и получают обратную связь в режиме онлайн. В серьезных дистанционных школах у каждого ученика есть свой куратор, в школе работают психолог и методист. Единственное, что требуется от ученика, — ноутбук или компьютер с выходом в Интернет, а самое главное — желание учиться.

Многие современные педагоги, размышляя об онлайн-обучении и выдвигая аргументы за и против, утверждают, что младшим школьникам очень трудно самостоятельно организовывать учебу в рамках дистанционного образования. С этим трудно поспорить, поэтому родители обязательно должны помогать детям в учебе и контролировать процесс. Некоторые дистанционные школы работают по системе семейного образования, предоставляя родителям только электронные учебные материалы с подробными методическими разработками по каждому уроку и контролируя успеваемость через ежегодные аттестации.

Дистанционные школы удобны для семей военных и цирковых артистов, которые постоянно разъезжают по гастролям, для семей, живущих за границей, а также для детей из религиозных семей, не считающих школу необходимым элементом в развитии и социализации ребенка. При этом онлайн-обучение возможно не только в России, но и за рубежом, если родители собираются эмигрировать в другую страну или планируют отправить ребенка получать высшее образование в Европу или США.

Обучение вне школы: 4 главных опасения

Собрали четыре самых распространённых опасения, связанных с обучением ребёнка в семье, и попросили эксперта их прокомментировать.

Ещё по этой теме :

Когда речь заходит об обучении детей вне школы, вопросы начинают расти как грибы. Конечно, сложно представить, насколько изменится жизнь всей семьи, когда ребёнок (или дети) будет учиться дома. Без звонков, перемен, парт и булочек в буфете.

Тем не менее, если родителям уже пришла в голову мысль о том, что существуют альтернативные варианты образования, значит, для неё есть свои предпосылки. Это может быть и недовольство качеством получаемого массового образования, и факторы, связанные с внеучебной деятельностью ребёнка (например, ребёнок активно занимается спортом или творческой деятельностью), и проблемы в школьном коллективе. Да тысячи могут быть причин для ухода из традиционной школы, и каждая семья имеет на это право.

И всё же решение, продиктованное самыми объективными причинами на свете, принять непросто. Менять привычный уклад всегда страшно.

«Клуб экспертов образования» организовывает лекцию, посвящённую альтернативному образованию в России — для всех, кто интересуется домашним, семейным и другими способами обучения вне школы. 27 июля в школе парка искусств «Музеон» открытую лекцию для родителей прочтёт Алексей Семёнычев.

Мы собрали несколько самых распространённых опасений, связанных с переводом детей на семейное образование, и попросили Алексея их прокомментировать.

Это требует больших денежных вложений

Всегда нужно помнить, что семейное образование целиком и полностью — вопрос состояния семьи. И то, как оно проходит, зависит от резервов семьи, в том числе и финансовых.

Ещё по этой теме :

Конечно, если у вас есть деньги, вы можете вложить их в образование ребёнка — нанимать ему лучших репетиторов, отправлять в лучшие лагеря, покупать лучшие пособия…

Но образование дома может быть и совсем бесплатным. Это довольно сложно, но можно, когда родители имеют другой резерв — резерв времени. И тогда они могут в режиме весьма низких расходов учить ребёнка всю школу с первого по одиннадцатый класс.

В общем и целом довольно сложно точно определить стоимость домашнего обучения. На семейном образовании расходы часто довольно сложно дифференцировать. Если ребёнок не ходит в школу, значит он посещает кружки, секции, ходит в походы, отправляется в экспедиции, путешествует — со всей семьёй… Всё это несёт такой же образовательный эффект, как и школа. Можем ли мы это называть расходами на семейное образование? Скорее, это часть образа жизни семьи, а значит, и семейные расходы.

Два работающих родителя не найдут на это времени

Да, когда родители оба работают, семейное образование трудно организовать. Но всего лишь трудно, а не невозможно. Самое сложное — перейти из школы к обучению дома. Отвыкнуть от школы. Это сложный процесс, в котором участвуют все члены семьи.

Если этот процесс прошёл хорошо, то дальше учиться в самостоятельном режиме ребёнку будет просто, и функция родителей сведётся только к контролю программы.

Кстати, проблему отсутствия времени родителей успешно сейчас снимают дистанционные школы, которые практически контролируют каждый шаг в обучении ребёнка, не нарушая семейных границ.

Закон о домашнем образовании

Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.

Читать еще:  Pivot point обучение в москве

Закон о домашнем образовании

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

Варианты обучения на дому

Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.

В России признаны три формы домашнего образования:

Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.

Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)

В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Этапы оформления ребенка на надомное обучение

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Особенности семейного образования

Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:

  • Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
  • Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
  • Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
  • Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.

Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.

Этапы перевода на домашнее обучение

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
  • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Дистанционное образование

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Читать еще:  Yale university стоимость обучения

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.

Изменения в законе об образовании в 2019 году

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

Обучение вне школы

Домашнее обучение что это?

О домашнем обучении в последние годы приходится слышать все чаще. Эта тема обсуждается уже не только родителями в интернет-сообществах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады по этому вопросу для политических партий.
Но до сих пор в ней много неизвестного и даже таинственного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для больных детей, оно возможно то ли только в старших классах, то ли по каким-то уважительным причинам.

Семейное обучение, экстернат чем эти формы обучения отличаются друг от друга?

Словом, вопросов в связи с домашним обучением возникает гораздо больше, чем можно сходу найти ответов. Еще несколько лет назад вместо словосочетания «домашнее обучение» гораздо чаще можно было слышать «homeschooling». Термин, пришедший к нам из США, говорит о мировой тенденции в образовании. Количество детей, обучающихся в домашних условиях, растет с каждым годом по всему миру. Отношение государств к этой тенденции неоднозначно, но во всех случаях шаги государства навстречу домашнему обучению делаются благодаря активной позиции родителей. В тех же США домашнее обучение стало легальным меньше 20 лет назад.

Но в некоторых европейских странах домашнее обучение до сих пор находится фактически под запретом.

Становление отношений государства и семьи в области домашнего обучения находится в самом начале пути в большинстве стран мира. И уже сейчас можно говорить о международных связях родителей домашних детей.

Интересный факт проект нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» вообще не предусматривал семейное обучение. Это вызвало довольно большой резонанс среди родителей. Кстати, в поддержку российских сторонников домашнего обучения выступила американская организация Home School Legal Defence Association (Ассоциация по правовой защите домашнего образования). К сожалению, ситуация на сегодня такова, что основную часть информации о домашнем обучении можно получить не из официальных отчетов и аналитических справок, а из интернета, со специальных сайтов и форумов, посвященных домашнему обучению.

Но с учетом активной жизненной позиции родителей перспектива не только легализации домашнего обучения, но и существенного расширения его возможностей представляется вполне реальной.

Необходимо отметить, что значительный рост количества детей на домашнем обучении, который наблюдается в последние годы, будет продолжаться недолго. Домашнее образование никогда не станет массовым, уже сейчас его иногда называют элитарным. Общее количество детей на домашнем обучении в любой стране мира будет составлять 5 10%. По российской официальной статистике около 100 000 детей ежегодно находятся на домашнем обучении.

Вот как характеризуются их родители в экспертной справке Национального института развития современной идеологии: «в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах».

Когда говорят о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу домашнего обучения, чаще всего имеют в виду возможность индивидуализации обучения. Действительно, домашнее обучение позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, при необходимости можно было задержаться на изучении какого-либо предмета.

Родители отмечают, что на изучение именно школьной программы у детей уходит существенно меньше времени, чем при традиционном обучении, что позволяет освободить время на дополнительное образование. У детей сохраняется познавательная мотивация, которая практически сводится на нет при традиционном обучении. Как правило, у этих детей самые разносторонние интересы, есть возможность и желание попробовать себя в разных видах деятельности.

При домашнем образовании нередки случаи сокращения сроков обучения, когда программа двух классов изучается в течение одного учебного года. Все это так. Но вот только родители, которые встают перед необходимостью принятия решения о переходе на домашнее обучение, чаще всего еще не знают всех его преимуществ.

Они просто ищут альтернативу школе и готовы отправиться в неизвестный путь, лишь бы уйти из школы. Пока этих «отщепенцев» насчитывалось в пределах десятков или даже сотен тысяч, можно было говорить о каких-то индивидуальных причинах в каждом случае.

Сейчас же видна главная причина этой тенденции – кризис школьного образования в мире, образовательной парадигмы. Мы давно уже живем в постиндустриальном обществе, а наши дети ходят в школу, которая стала олицетворением индустриального общества. Школа в ее нынешнем виде была нужна для подготовки большого количества «стандартных» выпускников. Педагогический конвейер принимает их на входе, абсолютно регламентированный даже в мелочах учебный процесс подгоняет их к требованиям единого для всех образовательного стандарта, а на выходе – итоговый контроль в виде единого для всех государственного экзамена. Все, продукт готов. Любое отклонение от стандартных требований выбраковывается, причем понижение уровня стандарта для всех очевидно, а все больше талантливых, ярких, но неудобных для конвейера детей школой отторгается.

Сейчас многие родители жалуются на несовершенство школьного образования. Одни считают школьные программы перенасыщенными, другие указывают на их явную слабость. По моему мнению, и те, и другие правы.

Если еще пару десятилетий назад учитель и учебник были единственными источниками знаний для учащегося, то теперь доступность информации сделала бессмысленной функцию учителя по передаче знаний.

Ребенка нужно учить жить в информационном пространстве, работать с информацией, анализировать ее, без этого любые знания останутся мертвым грузом. Классическая модель учебного процесса исчерпала себя, необходимо менять как содержание образования, так и формы и методы обучения.
Это, кстати, становится очевидным не только родителям, но и самим учащимся.

Галина Мисютина для журнала «Ваши права».

Комментарии к статье «Обучение вне школы»

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector