Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение в вузе как профессионализация

Профессиональное становление личности студента как будущего специалиста с высшим образованием

Главная особенность учебно-профессиональной деятельности студента состоит в том, что она профессионально направлена, подчиненная усвоению способов и опыта профессионального решения практических задач и производственных проблем, с которыми выпускники вузов встретятся в будущем.

Профессионализация личности студента, его профессиональное становление и профессиональный рост как специалиста, формирования творческой, духовно богатой личности с учетом ее потребностей, интересов, желаний, способностей является одной из главнейших задач современной высшей школы.

Процесс профессионального самоопределения — это самопознание, это самооценка собственных профессиональных способностей и практические действия по их развитию, это самоактуализация. Профессиональная направленность личности студента ведет к пониманию и принятию профессиональных задач с оценкой собственных ресурсов их решения. Процесс подготовки специалиста с высшим образованием охватывает не только приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессионализацию личности студента в целом.

В учебно-профессиональной деятельности формируются профессиональные способности, дальнейшее развиваются также общие интеллектуальные способности. Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста своего набора качеств (способностей), которые определяют ее успех. Система профессиональных способностей учителя уже изучалась в курсе «Педагогическая психология». О профессиональных способностях преподавателя высшей школы речь пойдет в отдельной теме.

Следствием профессионального роста личности будущего специалиста и развития его профессиональных способностей является профессиональная компетентность, которую приобретает студент. Профессиональная компетентность — способность успешно выполнять профессиональные задачи и обязанности той должности, на которую человек претендует.

Субъективными критериями совершенствования психики является способность сосредотачиваться, концентрировать внимание на сущности явлений, управлять своими мыслями и эмоциями, иметь влечение к высшим идеалам. Когда таким стремлением предоставлена ​​полная свобода действий, они становятся эффективным методом самосовершенствования.

Общие тенденции становления личности будущего специалиста в условиях его обучения в вузе:
• социализация личности будущего;
• завершается процесс профессионального самоопределения
• совершенствуются, приобретают «профессионального характера» психические процессы и состояния, обогащается жизненный и профессиональный опыт
• повышаются чувство долга и ответственности, самостоятельность и самоконтроль
• растет уровень притязаний студента в сфере будущей профессии, формируются мотивы профессионального самоутверждения и самореализации;

Студент педагогического учебного заведения характеризуется, прежде всего, профессионально-педагогической направленностью, целенаправленной подготовкой к выполнению профессиональных функций в педагогической сфере.

Обучение в вузе как профессионализация

В последние годы в социологии уделяется большое значение молодежи, а также — студенчеству. Согласно теоретическим подходам и обыденным представлениям, под студентами принято понимать учащихся средних и высших учебных заведений, имеющих присущие только им условия труда, быта, досуга, социальное поведение, субкультуру и систему ценностных ориентаций. Они представляют собой значительную часть российской молодежи, обладающей социальными ресурсами, способствующими ее высокой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Молодежь, получающая высшее образование, представляет собой поколение будущей интеллигенции, самой образованной и социально активной. Именно в период обучения в вузе происходят многие основные жизненные этапы: выбор профессии, создание семьи и социализация в обществе.

Студенческий возраст – время жизненного поиска, когда человек осваивает и рассматривает различные роли и виды деятельности, и в этот период выбор направления подготовки по специальности становится одним из наиболее важных. Этот шаг может привести к значимым изменениям всей дальнейшей жизни [1], особенно при переезде для получения образования в другой населенный пункт, проживании вне родительской семьи и появлением нового окружения. В процессе обучения, социализируясь и реализуя себя, студент-медик определяет свой жизненный путь, приобщается к нормам и ценностям мировой и отечественной медицины, приобретает знания и умения для дальнейшей практической деятельности.

В настоящее время стремительных изменений и трансформаций современного общества большое внимание уделяется становлению личности представителей молодого поколения. Современная система образования все чаще ориентируется на личность обучающегося, стремится содействовать раскрытию потенциальных способностей студентов, их интеллекта, креативных возможностей и профессиональных инициатив. В процессе теоретической и практической подготовки в высшей школе проводится большая работа по обеспечению успешной социализации и самореализации студентов, приобщению их к дальнейшей профессиональной деятельности. Современный специалист должен быть не просто профессионально компетентным, а конкурентоспособным на рынке труда и адаптивным. Эта стратегическая задача также способствует совершенствованию содержания образовательного процесса и самого вуза [5].

Профессионально-личностное становление и развитие будущих специалистов в период получения высшего медицинского образования представляет собой непрерывный процесс качественных изменений личности студента, его компетенций, самореализации и освоения социальных ролей. В процессе подготовки специалистов с высшим медицинским образованием важнейшими показателями качества подготовки являются: гуманность, нравственная и социальная зрелость, а также высокий профессионализм [3], т.к. от этого напрямую зависит здоровье и жизнь других людей, обратившихся к ним за профессиональной помощью.

Обучаясь в высшей школе, студент участвует в общественной, политической и культурной жизни, что также оказывает большое воздействие на его социализацию. Период получения высшего профессионального образования играет важную роль в процессе подготовки к трудовой деятельности. Результатом обучения студентов является усвоение социальных норм и ценностей медицинской школы, преобразование социального опыта в собственные профессионально ориентированные установки, вхождение в социальную среду и приспособление к ней [2]. Соответственно, справедлив вывод о том, что в вузе важнейшими процессами формирования личности специалиста с высшим медицинским образованием является социализация, связанная с освоением социальной роли врача, а так же – саморазвитие [6].

Профессионализация – важный этап социализации личности в процессе получения высшего медицинского образования. На этом этапе студент-медик усваивает социальный опыт, ценности и нормы медицинского сообщества в процессе общения, практического выполнения медицинских манипуляций в лечебно-профилактических учреждениях. Роль этого фактора существенно возрастает в связи с внедрением в медицинскую сферу современных технологий и широким использованием новейшей медицинской техники. Основными процессами социализации будущего врача являются: кооперация (взаимодействие вузовских структур и учреждений здравоохранения для обеспечения качественного обучения и воспитания), общение (взаимодействие студентов с преподавателями, врачами и медицинским персоналом) и адаптация.

Целью проведения исследования, результаты которого представлены в настоящей публикации, стало определение мотивации выбора профессии, а также — качества получаемого образования и возможностей дальнейшей трудовой деятельности студентами медицинского вуза. Соответственно, объектом изучения было определено поведение студентов-медиков в возрасте от 18 до 23 лет в период обучения в вузе; предметом изучения – процесс социализации студентов медицинского вуза в процессе формирования специалистов практического здравоохранения.

Для оценки процессов социализации студентов в медицинском вузе был использован метод анкетирования. Исследование проводилось в 2014-2015 гг. в Ижевской государственной медицинской академии. Объем выборки составил 195 человек: опрошено 30 юношей и 165 девушек – учащихся 1-6 курсов медицинского вуза. Средний возраст респондентов составил 21,7±1,1 и 22,1±1,3 год, соответственно.

При разработке программы и инструментария отправным было предположение о том, что ценности и нормы студента-медика, уточняемые в процессе его самооценки, дают определенное представление о том, как он соотносит себя с окружающей действительностью, оценивает свои перспективы и возможности самореализации.

После сбора, проверки группировки и сводки материала была проведена его статистическая обработка. Математический аппарат включал традиционные методики: вычисление относительных (Р) и средних величин (М) с определением их ошибок (±m).

По результатам опроса преобладающее большинство респондентов выбрало социальные мотивы и мотивы достижения при избрании будущей профессии. По полученным данным 75,4% студентов сделали выбор самостоятельно и целенаправленно с целью самореализации в профессии врача. 51,3% выбрали медицинскую специальность для удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования. Наряду с этим 14,9% опрошенных избрали медицинский вуз по настоянию родителей. Немаловажную роль в выборе профессии сыграл факт, что близкие родственники 10,8% студентов работают в практическом здравоохранении. Доля студентов связывающих поступление в вуз с мотивами краткосрочного характера (например, отсрочка от армии) составила всего 0,5%.

Следует отметить, что мотивы, основанные на интересе к профессии, имеют достаточно невысокий вес: 27,2% опрошенных указали, что сделали выбор в пользу профессии врача, т.к. она является престижной, для 17,4% наибольшую значимость имел высокий спрос на специалистов-медиков на рынке труда. Столь невысокое процентное соотношение вполне объяснимо, т.к. на этапе поступления в вуз молодежь чаще всего не имеет четкого представления о сфере будущей профессиональной деятельности и тем более о конкретном месте работы и ее содержании: 14,9% респондентов отметили, что решающим фактором в выборе специальности стало мнение родителей и лишь 1,5% прислушались к советам друзей и/или учителей при принятии решения о поступлении в медицинский вуз.

Читать еще:  Бесплатные услуги по дистанционному обучению

Особенностью обучения студентов медицинского вуза, в отличие, например от классических гуманитарных специальностей, является раннее – уже на 1-2 курсе – освоение роли медицинского работника, ответственного за самое ценное, что есть у человека – его здоровье и жизнь. Это накладывает отпечаток на целевые установки респондентов. Так основной целью обучения в вузе для большинства студентов-медиков (77,9%) является получение конкретной специальности (рис.1) и повышение уровня знаний (67,7%). При этом для трети опрошенных (36,9%) важным фактором становится приобретение диплома о высшем профессиональном образовании. Социальные мотивы, в частности возможность занять достойное место в обществе – значимы для 42,6% респондентов. Каждый десятый отметил в качестве одной из целей наработку связей для дальнейшей трудовой деятельности и совершенствование коммуникативных навыков.

Рис. 1. Частота мнений респондентов о цели обучения в вузе, %

При оценке современных возможностей, предоставляемых медицинской академией молодым людям, подавляющее большинство выразило удовлетворение качеством получаемого образования (уровнем знаний, умений и навыков). На это указали 73,3% студентов. Теоретическая и практическая подготовка будущих врачей на старших курсах способствует дальнейшему вхождению их в профессию, становлению как специалиста и самореализации в полученной специальности в годы интернатуры. В процессе исследования также было выявлено, как студенты оценивают текущие возможности реализации в выбранной профессии (рис. 2). Полученные данные свидетельствуют о том, что две трети опрошенных довольны предоставленными возможностями и видят перспективы профессионального роста; треть респондентов удовлетворена в целом предоставляемыми возможностями работы в практическом здравоохранении и статистически не значимыми – 1,5% — оказались ответы тех, кто с трудом представляет себе сферу дальнейшей работы и не видит себя в медицине.

В правильности избранной профессии студенты убеждаются по мере обучения в вузе. Большинство юношей и девушек (63,1%) в будущем, после окончания вуза, планируют работать по избранному направлению. В целом в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, респонденты оптимистично оценивают свои перспективы на рынке труда: 37,4% опрошенных – студенты старших курсов – знают, где будут работать после окончания академии. Выбор получаемой специальности и вуза для опрошенных студентов был осознанным и, завершая обучение, 70,8% человек, отмечают, что выбрали бы ту же специальность и вуз повторно, если такая возможность была бы предоставлена.

Рис. 2. Мнение респондентов по оценке собственных возможностей в профессии врача, %

В процессе социализации в вузе деятельность студентов-медиков в основном направлена на профессионализацию. Для большинства студентов (75,4%) выбор профессии врача – это осознанный выбор, где целью обучения является служение людям и обществу. Также процесс обучения для 51,3% респондентов обеспечивает удовлетворение собственных интересов, развитие способностей и способствует самосовершенствованию. Для трети студентов (33,3%) выбор профессии врача – это исполнение мечты.

Большинство опрошенных юношей и девушек (91,3%) нацелены на трудовую занятость по избранной ими профессии, они планируют работать в этом направлении после окончания медицинского вуза, 84,1% респондентов считают полученные теоретические и практические знания достаточным заделом для конкурирования на рынке труда и не боятся безработицы. Не в последнюю очередь это связано с тем, что для 76,9% опрошенных студентов выбор вуза и специальности обучения был осознанным и, завершая процесс обучения 85,1% студентов-старшекурсников, отмечают, что выбрали бы профессию врача вновь, и лишь 11,3% опрошенных не посвятили бы свою жизнь медицине (рис.3). Существенным является и то, что каждый второй (50,3%) из опрошенных молодых людей считает себя подготовленным профессионально и психологически к современной ситуации на рынке труда и трудовой деятельности, треть (32,3%) – затруднились с ответом и каждый шестой (17,4%) – не готов к конкуренции на рынке труда.

Рис. 3. Мнение респондентов о правильности выбора вуза и специальности, %

В заключение следует сказать о том, что, по результатам исследования, основные мотивы студентов при поступлении в вуз с целью получения высшего медицинского образования оказались достаточно значимы, прежде всего — для самореализации в профессии врача. Будущие профессиональные возможности студентами оценены высоко и оптимистично, так как 84,1-91,3% планируют работать по избранной профессии и считают полученные теоретические знания и практические умения достаточным для профессионального роста.

Важным элементом социализация студента-медика является профессионализация, способствующая его профессиональному становлению и закрепляющая чувство востребованности, что, в совокупности, способствует не проблематичному, успешному вхождению молодых специалистов в медицинскую среду и общество в целом. Проведенное исследование расширяет возможности более целенаправленно корректировать профориентационную работу медицинских вузов для формирования мотивации осознанного приобретения высшего медицинского образования у представителей различных социально-возрастных групп молодежи.

Рецензенты:

Шкляев А.Е., д.м.н., доцент, профессор кафедры факультетской терапии ГБОУ ВПО ИГМА Минздрава России, г. Ижевск;

Ладыжец Н.С., д.филос.н., профессор, зав.кафедрой социологии ФГБОУ ВПО «Удмурдский государственный университет», г. Ижевск.

Обучение в вузе как профессионализация;

Для большинства студентов именно с вузовского обучения начинается профессионализация, т.е. процесс вхождения в профессию, становления личности специалиста. Этот процесс включает в себя выбор человеком профессии, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, развитие своей личности средствами профессии.

Этапы профессионализации в вузе (при 5-летнем обучении)

1 курс (этап первичной адаптации)

Представления студентов о будущем (планы о достижении высокого уровня благосостояния, профессионального мастерства) ограничены ближайшей временной перспективой (до 5 лет). Представления идеализированы, «утопичны», характеризуются «упрощенным» видением будущего и содержат небольшое количество ожидаемых событий.

3 курс (этап погружения в учебно-профессиональную деятельность)

В представлениях студентов о профессиональном будущем присутствуют установки на профессиональные достижения, однако, они неопределенны и во многом нереалистичны. Уже в ближайшем будущем студенты видят себя состоявшимися профессионалами, но не указывают, какими путями они этого достигнут. У них сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. В планах на будущее преобладает средняя перспектива (до 10 лет).

5 курс (этап готовности к самостоятельной профессиональной деятельности)

Профессиональные планы начинают увязываться с дальнейшим обучением, студенты ориентируются на достижение профессионального мастерства, карьера рассматривается ими как повышение профессиональной компетентности и продвижение по служебной лестнице. Начало профессиональной деятельности студенты связывают с поиском работы, но содержание работы не конкретизируется и не указывается сфера профессиональной деятельности, наблюдается неадекватность жизненных целей. В представлениях о будущем преобладает средняя и отдаленная перспектива (5 – 15 лет).

• В общем на протяжении обучения в вузе у студентов происходят изменения в профессиональных представлениях: возрастает их объем, уровень сформированности, яркость-четкость, идет процесс переориентации самопредставлений студентов с социальных категорий на индивидуальные, самооценка профессиональных качеств постепенно повышается. Наблюдается профессионализация Я-образа, в его состав все в большей степени начинают входить компоненты, связанные с выбранной специальностью.

• Вцелом профессиональные представления студентов находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Они по своему содержанию выше житейских представлений, но не достигают оптимального, научно-теоретического уровня. Без специальных психолого-педагогических воздействий процесс становления представлений идет замедленно, стихийно.

Одним из наиболее важных аспектов профессионализации является развитие профессионально важных качеств (ПВК). Это совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.

Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Стадии формирования ПВК у студентов

§ Первая стадия характеризуется процессом понятийного усвоения профессионально значимых качеств, знаний. Позитивный процесс первой стадии сопряжен с развитием мотивов учения.

§ Вторая стадия это активное усвоение знаний, формирование профессионально значимых качеств, профессиональных умений. Удовлетворительная динамика их развития в свою очередь активно развивает мотивы учения до третьего уровня.

§ Третья стадия это развитие профессионально значимых качеств.

1-3 курс. Формируются представления о ПВК, к концу периода они становятся более адекватными. Постепенно снижается напряженность, самоконтроль, повышается стрессоустойчивость, степень собственной ответственности за достижения, творческий потенциал, формируется более адекватный образ «Я».

Читать еще:  Мельбурнский университет стоимость обучения

4 курс.«Экзистенциальный кризис» — смена идентификации, неустойчивость ролевого диапазона, переосмысление ценностей.

5 курс.В образе «Я» и представлениях о будущей профессии происходит переориентация с личностных представлений на деятельностные. «Моральная» подготовка к будущей профессиональной деятельности, рост тревожности, напряженности.

Таким образом, студенты третьего курса оказываются наиболее адаптированными к включению в реальные профессиональные роли. Стихийно формирование профессионально-важных качеств к окончанию обучения в вузе не происходит.У студентов5 курса уровень готовности к скорейшей адаптации на рабочем месте является недостаточным, что приводит к трудностям процесса профадаптации и может приводить к конфликтности в производственных отношениях. Социально-психологическая обстановка в трудовых коллективах структурно отличается от ожиданий выпускников.

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект

Дата публикации: 07.04.2014 2014-04-07

Статья просмотрена: 4492 раза

Библиографическое описание:

Хизбуллина, Р. Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект / Р. Р. Хизбуллина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/64/9832/ (дата обращения: 14.04.2020).

Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс социализации характеризуется определенным набором приобретенных студентами и выпускниками вуза личностных качеств. В результате аналитических изысканий данной работе становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации личности — это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации личности. Таким образом, определено, что именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, детерминирующие успешность будущей деятельности.

Ключевые слова: социализация, высшая школа, молодой специалиста, факторы социализации, человеческий капитал, компетенции.

В современных условиях развития социума высшая школа теряет функцию профессионализации, хотя именно вуз призван обеспечить социализацию личности. Обучение в вузе можно определить как результат профессиональной социализации личности молодого специалиста. Так, образовательная среда вуза может быть рассмотрена как совокупность ряда факторов и условий, которые способствуют развитию личностных и профессиональных возможностей личности, что обеспечивает движение процесса социализации.

Особенности процесса социализации личности широко рассматривались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, например, в работах представителей структурализма (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс) [1,2] социализация личности изучается через выявление причинных закономерностей и функциональных связей, которые существуют независимо от индивида, воздействуют на него, корректируя его поведение.

В стратификационной концепции (М.Вебер, П.Сорокин) [3] социализация личности представляет собой регулятор деятельности социальных институтов. Соответственно, институт образования, рассматриваемый в социологии М.Вебера, является источником социальной дифференциации.

В отечественной науке, влияние на социализацию молодых специалистов через призму таких показателей, как уровень образования, социальный статус, уровень доходов и т. д., посвящены работы Т. И. Заславской, Н. Е. Покровского и др.

В целом, система вузовского образования призвана осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к профессионально-трудовым условиям. Однако, в настоящее время система высшего профессионального образования, являясь одним из институтов социализации молодежи, находится в стадии трансформации. Соответственно, встает вопрос об изучении продукта системы высшего образования — успешно адаптированной личности и особенностей его социализации.

Процесс социализации личности в рамках системы образования рассматривается как воспроизводство человеческого капитала. Анализируя систему образования и её влияние на профессиональную социализацию личности молодого специалиста, целесообразно обращение к категориям «общего человеческого капитала» и «специфического человеческого капитала». Общий человеческий капитал связан с получением универсальных знаний, умений и навыков, которые призваны увеличить шансы молодого специалиста на рынке труда и профессиональных областях как интегральная характеристика системы социализации. Приобретение общего и специфического человеческого капитала происходит на уровне образовательных институтов и в рамках повседневных социальных взаимодействий, а также связано с социализацией в процессе усвоения норм, ценностей и социальных установок.

Формирование личностных качеств студента в вузе предполагает познавательную деятельность. Соответственно, социализирующая роль вуза предполагает ориентацию на будущий социальный статус, профессию и адаптацию к среде учебного заведения. При этом на специфику социализации личности в вузе влияют как внутренние, так и внешние условия. В данной связи, к внешним условиям относят престижность высшего образования, инфраструктуру города и т. д. Перечисленные факторы определяют отношение студентов к своему вузу, специальности, преподавателям и получаемому образованию, что косвенно оказывает влияние на процесс социализации и адаптации.

К внутренним условиям можно отнести преподавательский состав, его профессиональный уровень, социально-психологический климат в группе, студенческую среду и пр.

Однако в сфере образования функционируют не только учебные коллективы, но и общественно-политические организации, научные ассоциации, внеучебные объединения, например, любительские, художественные и спортивные группы, чье влияние на социализацию личности весьма значительно. В итоге выпускник может рассматриваться как продукт вузовской социализации, как носитель усвоенной им образовательной программы, находящей выражение в системе его личностных и профессиональных качеств. Успешная социализация личности в вузе опосредует проблему оценки эффективности данного процесса и является одной из достаточно важных не только для отдельно взятого вуза, но и для региона и страны в целом.

В результате аналитического синтеза социологических теорий «социализация» в целом рассмотрена как результат взаимодействия молодого специалиста и социально-профессиональной среды, где молодой специалист в рамках социализации получает определенное место в иерархии социально-профессиональных статусов. Социально-профессиональная социализация — это процесс, предполагающий успешное овладение молодым специалистом профессией, обретение места в статусной профессиональной иерархии, формирование чувства социально-профессиональной идентификации и профессиональной адаптации.

С помощью комплексного рассмотрения социологического смысла категории «социально-профессиональная социализация молодых специалистов» выделена ключевая роль процесса усвоения социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления и составляет особенность социально-профессиональной социализации.

Таким образом, социологический подход к изучению сущности социально-профессиональной социализации заключается в усвоении социально-профессионального опыта, который воздействует на молодого специалиста еще на образовательном этапе его профессионального становления. Значит, актуально определение роли профессиональной подготовки как компонента социально-профессиональной социализации и рассмотрение факторов профессионально-трудовой среды.

Образование, как этап социально-профессиональной социализации, призван выполнять следующие функции в вопросах становления молодого специалиста [4]:

1) формирование профессиональных установок, норм, ценностных ориентиров, жизненных идеалов;

2) трансляция и распространение культуры, передача поколениями ценностей культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков;

3) социально-профессиональная селекция.

Рассматривая социально-профессиональную социализацию с точки зрения вхождения молодого специалиста в русло профессиональной деятельности, следует отметить функцию института образования, как ведущую, направленную на формирование молодого специалиста профессиональных установок, норм, представлений и правил профессиональных поведенческих стратегий.

Существенная роль в процессе социализации личности отводится высшей школе как элементу в структуре образовательной системы. Именно вузам принадлежит миссия в профессиональном и социальном становлении молодежи.

Сегодня вузы, как и образовательная система в целом, столкнулись с «вызовами» времени. Изменение государственной политики в области образования выражается в изменениях в самой образовательной практики, вызванных внедрением новых стандартов, которые неизменно затрагивают рынок труда и занятости. Молодому специалисту в современных социально-экономических условиях требуется наличие высоких профессиональных навыков, компетенций и личностных качеств.

Критерии успешности социализации молодых специалистов можно рассмотреть через следующие показатели, как например:

1) мотивации на конкретный вид профессиональной деятельности;

2) наличия и развития профессионально важных качеств;

3) формирования профессиональной компетентности и профессионального мышления и пр. [5]

В рамках первичной социализации личности в вузе, в то время, когда формируются базисные ценности и самосознание связан с периодом студенчества. В данный период идет процесс активного становления личности, когда социализация в процессе обучения включает в себя не только усвоение умений и знаний, но и приобретение навыков жизни во взрослом социуме, социально-психологической и профессионально значимой направленности в целях обеспечения успешной деятельности как результата социализации.

В вузе студент знакомится с будущей профессией, приобретая профессиональные навыки взаимодействия и коммуникации как части процесса социализации. В данной связи происходит самоидентификация личности. Так, процесс «вхождения» студента в социум оказывают влияние различные факторы, которые влияют на особенности социализации студентов:

1. учебное заведение;

2. культурные аспекты студенческой среды;

Читать еще:  Оценщик недвижимости обучение москва

3. личностные особенности студентов и пр.

Таким образом, учебные заведения являются одним из основных факторов, которые влияют на процесс социализации личности современного студента и молодой личности и именно вуз формирует социальную зрелость. На протяжении всего периода обучения в вузе обучающийся подвергается непрерывному воздействию различных факторов, которые являются частью учебного заведения.

Успешность процесса социализации, формируемая еще на этапе высшей школы, зависит от степени выраженности мотивации, основанной на интересе к профессии, осознанности и целенаправленности выбора специальности обучения, учебной деятельности и последующего трудоустройства. Соответственно, обозначение зависимости процесса и результата социализации студентов в период обучения в вузе от мотивационных факторов служит основой для формирования решений по усилению социализирующей роли высшей школы, осуществлению дальнейшей диагностики процесса социально-профессиональной социализации молодых специалистов.

1. Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с франц. Т. Г. Астаховой / Под науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева. — М.: ИНТОР, 1996

2. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994

3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С.147; Сорокин П. А. Социальная мобильность. — Москва: Academia: LVS, 2005

4. Третьякова Ю. А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис. канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. — Ростов н/Д, 2001

5. Воробьева И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: Дисс. канд. наук; Социологические науки: 22.00.04 / Моск. гуманитар. ун-т. — Москва, 2007

До конца семестра студенты будут учиться дистанционно

Вузам приходится спешно настраивать учебу в дистанционном режиме Фото: Анастасия Осипова

Когда пару лет назад ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов говорил, что вуз планирует отменить все лекционные занятия в классической форме и уже лет через пять заменить их онлайн курсами, помню сколько было удивленных комментариев. Мол, слишком смело. Мол, а как же традиции отечественной высшей школы?

И вот теперь вузам приходится спешно настраивать учебу в дистанционном режиме. Конечно, говоря о переходе в онлайн, Ярослав Кузьминов не предвидел нынешней экстраординарной ситуации. Речь шла о том, что вместе с меняющимся цифровым миром придется меняться и высшей школе. Просто, чтобы соответствовать ожиданиям новых студентов и стремительно меняющейся потребностью в получении новых знаний.

Те вузы, которые уже давно используют онлайн-курсы в сегодняшней ситуации оказались в более легкой ситуации, чем их неповоротливые коллеги. Но, что важно, передовики тут же протянули руку помощи тем, кто сам не справляется с переходом на дистанционное обучение.

Много помогает вузам и министерство науки и высшего образования, оказавшись своеобразным координатором такой работы. Сегодня рабочая группа министерства опубликовала первую серию ответов на важные вопросы студентов и преподавателей. «Комсомолка» публикует часть особенно актуальных комментариев.

Организационные вопросы

— Можно ли использовать онлайн-курсы других университетов?

— Кто принимает решение об использовании тех или иных онлайн-курсов?

— Решение может быть принято ректором, деканами факультетов, руководителями иных подразделений, академическими руководителями образовательных программ.

— Требуется ли согласие преподавателя по данной дисциплине о том, что его курс переходит в онлайн?

— Преподаватели обязаны принять решение об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины или о проведении занятий по такой дисциплине с использованием дистанционных технологий. Если преподаватель готов провести свою дисциплину самостоятельно в дистанционной форме, он следует рабочей программе учебной дисциплины. Если он использует онлайн-курс, то рабочую программу учебной дисциплины необходимо соотнести с программой онлайн-курса.

— На какой период вузы переходят на дистанционное образование?

— До особого распоряжения министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Как минимум до конца семестра.

— Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?

— Необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения: лекции в форме вебинаров или предоставление доступа к ранее записанным преподавателями лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в университете расписанием.

— Что делать, если курс не может быть освоен онлайн (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?

— Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

— Будет ли возможность перенести сроки сессии?

— Да, сроки сессии можно перенести, однако необходимо соблюсти право студентов на каникулы, с учетом общей продолжительности каникул не более 10 недель

— Возникают ли налоговые последствия для образовательной организации при учете изученных студентами онлайн-курсов других университетов?

— Нет, не возникают, так как дополнительных хозяйственных отношений между образовательными организациями не возникает.

Бесплатное изучение студентами материалов онлайн-курса можно сравнить с чтением книги, просмотром обучающего видео-ролика на Youtube и другими способами получения информации по интересующему предмету. Студенты не ограничены в возможности получать знания по предмету за пределами учебных аудиторий – для этого не обязательно заключение какого-либо договора с образовательной организацией-разработчиком курса. Со стороны студентов может потребоваться заключение пользовательского соглашения с онлайн-платформой.

— Если студент окажется недовольным качеством предложенного ему онлайн-курса другого университета, несет ли ответственность за это образовательная организация, где обучается студент?

— Образовательная организация, где обучается студент, несет ответственность перед ним за качество образования независимо от того, используется ли при реализации образовательной программы онлайн-курс другой образовательной организации или нет.

Вопросы для студентов

— Может ли студент выбрать понравившийся ему онлайн-курс самостоятельно?

— Онлайн-курсы для реализации образовательных программ выбирает образовательная организация и доводит до сведения студентов в установленном ею порядке.

— Каким образом будет подтверждаться личность студента при обучении по онлайн-курсам?

— Технологии идентификации личности используются только в тех случаях, когда слушатель онлайн-курса проходит онлайн аттестацию и получает сертификат.

Прослушивание онлайн-курсов в текущих условиях будет проходить без промежуточной аттестации и, соответственно, не требует идентификации студента.

— У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?

— Большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть «Интернет».

Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос об обеспечении студентов техническими средствами.

Вопросы для преподавателей

— Можно ли всех студентов перевести на онлайн-курсы, а преподавателей отправить в отпуск?

— Студентов можно перевести на обучение по онлайн-курсам в той численности, которую образовательная организация определит для себя как необходимую, либо если такая необходимость вытекает из нормативных актов, принимаемых в рамках мер по борьбе с вирусом. Решение о предоставлении отпуска преподавателям, а также иные кадровые решения образовательная организация принимает самостоятельно, в том числе, исходя из сохранения ее обязательств по исполнению государственного задания и заключенных договоров на оказание образовательных услуг.

— Что будет с заработной платой преподавателя, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?

— Само по себе решение о применении онлайн-курсов не влечет изменений в заработной плате педагогического работника. Ее размер определяется содержанием его трудового договора и общим объемом учебной нагрузки. В случае перераспределения учебной нагрузки на другие виды педагогической работы без изменений общей продолжительности рабочего времени (в том числе при переходе на дистанционную работу) заработная плата педагогического работника не изменяется.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Учителя остаются в классах, а все уроки можно посмотреть онлайн: Как школы переходят на дистанционное обучение

Итак, министерство просвещения «в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и защиты здоровья детей» рекомендовало при необходимости временно заниматься с учениками дистанционно (подробности)

Еще больше материалов по теме:Распространение коронавируса в мире

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector