Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение слепых и слабовидящих детей

Особенности обучения слепого ребенка

Ольга Шабанова
Особенности обучения слепого ребенка

Особенности обучения слепого ребенка.

Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?

Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.

Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.

У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок,направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.

Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.

Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.

На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.

При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.

У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.

Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.

Важно сформировать у ребенканавыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.

Особенности обучения и воспитание детей раннего возраста Задачи исследования: Изучить теоретические основы и аспекты: а) методика по изобразительной деятельности; б) методическая литература для.

Особенности обучения Лего-игре детей с ОВЗ При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать следующее:.

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.

Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Консультация создана с помощью программы.

Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье «У Вас будет ребенок». Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье. Социальный педагог ОКУЗ СДР Котова И. С. В статье отражена.

Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.

Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта) Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной.

Особенности ребенка с задержкой психического развития 1. Темп психического развития Темп психического развития степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется.

Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Обучение слепых и слабовидящих детей ориентированию

Специальные образовательные учреждения ставят перед собой важные задачи, одной из которых является обучение дошкольников с нарушением зрения ориентированию в пространстве. Социализация незрячих во многом зависит от самостоятельности в быту, на работе, улице. Наблюдения за жизнью и деятельностью слепых показали, что они не всегда могут сами овладеть необходимыми навыками и нуждаются в систематическом обучении.

Программы по обучению ориентированию детей с нарушением зрения предполагают следующие задачи:

  • Формирование у дошкольников потребности в самостоятельном ориентировании, преодоление страха перед пространством и неуверенности в себе.
  • Ориентирование в небольших пространствах – на месте в классе, в учебнике, тетради, за столом.
  • Специальные навыки самостоятельного ориентирования в свободном и замкнутом пространстве.
  • Обучение в группах со зрячими, взрослыми и детьми.
  • Способы ориентирования с применением вспомогательных предметов (локатора, трости, звукового маяка).

На основании научного подхода были выявлены условия овладения соответствующими навыками: готовность воспринимать свойства и признаки окружающих предметов; накопление необходимого запаса представлений о предметах и пространстве; формирование правильной позы и походки для ориентирования и обследования предметов; преодоление боязни и формирование интереса к занятиям.

Основные разделы программ обучения

  • Формирование готовности сохранных анализаторов к восприятию свойств и признаков окружающего мира.
  • Развитие представлений о предметах.
  • Ориентация в микропространстве.
  • Обучение ориентированию в пространстве (как свободном, так и замкнутом), формирование топографических представлений.
  • Обучение правильным позам и жестам при обследовании предметов и ориентировке.
  • Совместное ориентирование со зрячими.
  • Знакомство с приемами пространственной ориентации с помощью трости.

Подобные программы предполагают постепенное усложнение задач и объема изучаемого материала. Отдельное внимание уделяется возрастным группам и распределению часов по этому признаку.

Перед основным курсом проводится коррекционное занятие. Успех усвоения материала зависит от его закрепления на практике, как на учебных занятиях, так и во внешней среде. Только комплексная работа преподавателя физкультуры, воспитателя и учителя-дефектолога помогает получить необходимый результат.

В группах применяется индивидуальный подход к каждому ученику, который обоснован различиями в степени нарушения зрения, уровне интеллектуального и физического развития. Педагоги самостоятельно планируют свою работу, выбирают формы и методы обучения для каждой группы. Чтобы постоянно поддерживать интерес у детей, программа предполагает проведение занятий в игровой форме. Здесь используются специальные дидактические материалы, доступные для понимания и восприятия незрячими.

Наша компания занимается вопросами « Доступной среды » – разработкой оборудования и адаптацией зданий для людей с инвалидностью. Мы во ВКонтакте , Facebook , ОК , Instagram , YouTube

Как незрячие и слабовидящие дети учатся гладить, сдают ЕГЭ и поступают в университет

Как незрячие и слабовидящие дети учатся гладить, сдают ЕГЭ и поступают в университет

Сегодня люди с нарушениями зрения могут ходить в детский сад, учиться в школе, сдавать ЕГЭ, поступать в специализированные вузы и колледжи и выбирать экзамены для поступления. Но возможностей для инклюзивного образования всё ещё не так много. Рассказываем, где и как в России учатся незрячие и слабовидящие дети.

Детские сады: компенсирующие, комбинированные и специализированные

Прежде чем поступить в школу, дети с инвалидностью по зрению, как и все остальные, могут получить место в детском саду. В России существуют специализированные учреждения трёх видов: компенсирующего, комбинированного и специализированные. В первые берут детей, которым сложно успевать за общеобразовательными программами. Это дети с нарушениями зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами и психологическими заболеваниями. В детсадах комбинированного типа дети с инвалидностью занимаются вместе с другими. В них есть общеобразовательные группы и группы с особыми специализациями, в которых с детьми работают тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги, проводят занятия на специальных аппаратах для зрения.

Специализированный детский сад для незрячих детей есть, например, на базе московской школы-интерната № 1. В нём дети с трёх лет под присмотром дефектологов и тифлопедагогов готовятся к школе, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность и способность использовать остаточное зрение.

Специальные школы: маленькие классы, учебные квартиры и брайлевский вариант ЕГЭ

После детского сада у родителей есть выбор: отдать ребёнка в специальную школу, учить его дома или пойти в инклюзивную и учиться вместе с детьми без инвалидности.

Читать еще:  Срок обучения в медицинском институте

Большинство выбирает первый вариант, и на это есть немало причин. В специализированных школах используют адаптированные программы и методы обучения, оригинальные учебники и пособия. В классах здесь меньше учеников, а значит, и подход более индивидуальный. Обучение длится не 11, а 12 лет: младших классов целых пять из-за того, что детям приходится учиться читать по Брайлю.

В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие дети обучаются в разных учебных заведениях, так как методы обучения разные.

Педагоги спецшкол стараются создать комфортную и полезную среду для учеников. В некоторых из них даже оборудуют учебные квартиры, где можно отрабатывать навыки, необходимые в повседневной жизни. Детей здесь учат чистить обувь, гладить одежду, готовить еду и делать уборку.

Ещё один жизненно важный навык — это умение ориентироваться в пространстве, которому тоже учат в специальных школах. Самые маленькие пробуют ориентироваться внутри здания, но постепенно они выходят во двор и изучают способы ориентирования на открытом пространстве.

Со старшеклассниками педагоги работают в городской среде, тренируя разные маршруты: в магазин, банк, больницу, поездки на общественном транспорте

Учебный день в такой школе делится на несколько этапов. Сначала дети изучают общеобразовательные предметы, потом отправляются на коррекционные занятия, куда как раз входят ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, гигиена зрения. Оставшееся время можно потратить на творческие мастерские, спортивные секции, вокальные кружки, сделать домашнее задание или отправиться на прогулку.

Педагоги самостоятельно адаптируют под учебный процесс существующие образовательные программы. Они используют учебники со шрифтом Брайля, тактильные пособия и макеты. Для этого в школах есть сотрудники, которые разрабатывают методические материалы, в некоторых учебных заведениях стоят специальные принтеры.

По словам учителей, часто на создание методических пособий приходится тратить личное время, особенно перед экзаменами. Например, задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ часто меняются, прошлогодние брайлевские варианты устаревают, и приходится печатать новые. Кроме того, сотрудники школ готовят наглядные материалы вручную: например, в Верхнепышминской школе-интернате вышивают рисунки для иллюстрации расположения фигур на плоскости.

Для старшеклассников в спецшколах проводят занятия по профессиональной подготовке, где подростки не только могут выбрать будущее дело, но и познакомиться с особенностями рынка труда. В той же Верхнепышминской школе его изучают в игровой форме — там педагоги запустили социальный эксперимент «Деловой город». На первом этапе ученики ходят на мастер-классы юристов, психологов, музыкантов, массажистов и других приглашённых экспертов — в основном успешных людей с инвалидностью. Они выбирают профессию и под присмотром наставников разрабатывают концепцию своего дела, создают бизнес-план, ищут источники финансирования и набирают сотрудников.

На втором этапе в школе моделируют социально-экономическую среду города, и каждый ученик может попробовать себя в роли предпринимателя или клиента. На несколько дней школьники превращаются в сотрудников массажных салонов, кафе, парикмахерских, вокальных студий, экскурсионных бюро и кинотеатров. Они зарабатывают игровую валюту, а прибыль в итоге помогает определить самых успешных.

В специализированные учебные заведения дети не всегда попадают с первого класса. Бывает, что они теряют зрение гораздо позже, в том числе в старших классах

Педагоги помогают таким ученикам адаптироваться и продолжить обучение. Слабовидящим детям с плохим прогнозом тоже рекомендуют поступать в школы, где обучают на Брайле, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза.

Инклюзивные школы: слишком много сложностей

В последние годы всё больше говорят об инклюзивном образовании — когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Только в Москве по этой системе сегодня работает более 300 школ. Современное инклюзивное образование — это не только учреждения с коррекционными классами, но и вальдорфские школы, где основной упор делают на развитие творческих способностей ребёнка, а не академических знаний. Ученикам не ставят оценки, поэтому у них отсутствует дух соперничества, нет разделения на лидеров и отстающих — все чувствуют себя единым коллективом.

Считается, что в инклюзивных школах ученики с инвалидностью лучше социализируются и становятся более самостоятельными. Однако многие педагоги считают такой вариант обучения не самым эффективным для детей с нарушением зрения. Методы обучения незрячих и слабовидящих учеников отличаются от обычных: им необходимо постоянное взаимодействие с педагогом и больше времени на усвоение материала, в том числе шрифта Брайля. В инклюзивных классах создать такие условия сложно. Поэтому детям с инвалидностью по зрению рекомендуют посещать инклюзивные занятия во второй половине дня: дополнительное образование, конкурсы и фестивали.

Если родители всё же выбирают путь инклюзии, важно обращать внимание на то, есть ли в школе специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии.

В некоторых учебных заведениях используют принципы так называемой обратной инклюзии: в изначально специализированное место набирают детей без инвалидности. Так, например, работают в музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей Армавира и в Российской государственной специализированной академии искусств. По мнению некоторых педагогов, такой способ объединения учеников более продуктивен.

Дальнейшее образование: колледжи и вузы для слабовидящих и незрячих

Окончив школу, незрячие и слабовидящие выпускники школ всё чаще продолжают обучение в училищах, техникумах и вузах. И перед ними снова встаёт вопрос, выбрать обычное или специализированное учебное заведение.

В российской системе профессионального образования есть несколько колледжей, созданных для людей с инвалидностью. Это Курское музыкальное училище-интернат для слепых, Оренбургский государственный экономический колледж-интернат, Новочеркасский технологический техникум-интернат, Кинешемский технологический техникум-интернат, Сиверский техникум-интернат бухгалтеров и другие. В них, как и в спецшколах, создаются более комфортные условия для студентов с нарушением зрения, есть специальное оборудование, а педагоги знакомы с методами обучения людей с инвалидностью.

Есть и несколько высших учебных заведений, которые также специализируются на таких студентах. Незрячие и слабовидящие люди учатся в Российской государственной специализированной академии искусств. Кроме того, для них открыты специальности в Московской государственной академии физической культуры, Новосибирском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, Челябинском государственном университете.

Вообще, люди с нарушениями зрения могут попробовать поступить в любой вуз. По закону инвалидов детства, I или II группы, а также абитуриентов, получивших инвалидность вследствие военной травмы или заболевания, принимают по особой квоте — за ними закрепляют 10% бюджетных мест.

На вступительных экзаменах незрячему абитуриенту должны предоставить задания, написанные на Брайле, или их должен зачитать ассистент

Слабовидящему человеку при необходимости должны предоставить увеличивающее устройство. Кроме того, абитуриенты с инвалидностью могут выбрать форму вступительных испытаний. Несмотря на то что спецшколы готовят учеников к ЕГЭ, многие их выпускники вместо этого выбирают экзамены в вузе.

Нужно понимать, что далеко не каждый вуз может на должном уровне обучить студента с нарушением зрения. Педагоги могут попросту не иметь опыта работы с такими учениками и из-за этого относиться к ним настороженно. Кроме того, обычно в вузах не бывает специальной литературы — её приходится искать самостоятельно. Да и простейшие удобства, о которых задумываются в специализированных учебных заведениях, здесь отсутствуют.

По закону каждый из преподавателей обязан пройти курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Правда, обучение это проводится без отрыва от основной работы и не всегда качественно. Чтобы адаптировать учебный процесс под учеников с нарушением зрения, им приходится готовить электронные конспекты лекций, использовать тифлокомментирование и позволять студентам использовать диктофоны. Поэтому без должной подготовки даже самым лучшим преподавателям бывает трудно работать с незрячими и слабовидящими студентами.

Больше узнать о возможностях для слабовидящих и незрячих детей можно на интернет-площадке «Особый взгляд». Она объединяет тех, кому важны темы инклюзии и зрения: незрячих людей, их близких и родственников, волонтёров, создателей специальных сервисов и программ, работников культуры и офтальмологов.

Портал педагога

Автор: Кочева Дарья Геннадьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12»
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: среднее образование

Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Деятельность педагога с учётом требований профессионального стандарта  Педагог должен разработать и реализовать программу учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (С учетом особенностей детей).  Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.  Участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.  Планировать и проводить учебные занятия.  Систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.  Организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.  Формировать универсальные учебные действия.  Формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.  Формировать мотивацию к обучению. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;  быть способны к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:  возраста ребенка;  специфики учебного предмета;
 меры сформированности УУД учащихся. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
К современному уроку предъявляются следующие требования
:  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  времясбережение и здоровьесбережение;  в центре внимания урока — дети;  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя;  планирование обратной связи;  урок должен быть добрым.
Примерная

Читать еще:  Обучение иностранных студентов в российских вузах

традиционной
 сохраняется организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  объяснения нового материала  закрепления материала  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок Отличительной чертой урока по ФГОС является то, что обучающиеся должны самостоятельно (с подачи учителя) ставить цель урока
,
ставить задачу, планировать работу, контролировать её выполнение, отслеживать результат, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования слабовидящих обучающихся. 1. АООП (Адаптированная основная образовательная программа)для слабовидящих обучающихся определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного и среднего общего образования с учетом индивидуальных особенностей слабовидящего обучающегося (учитывать зрительный диагноз ребенка, имеющиеся вторичные отклонения в развитии и опираться на сформированные компенсаторные механизмы), быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального, основного, среднего общего образования. 2. АООП для слабовидящих обучающихся, которая реализуется в условиях инклюзивного образования, имеет структуру, определенную требованиями ФГОС основного и среднего Основного Образования. 3. Адаптированная основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной образовательной программы определяет образовательная организация. 4. Специфические требования к разделам адаптированной образовательной программы. 4.1. Требования к разделам адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования соответствуют требованиям ФГОС основного и среднего ОО с учетом специфики следующих образовательных потребностей слабовидящих и коррекционной направленности их обучения:  использование при необходимости рельефно-точечной системы Брайля;  применение наглядных дидактических материалов (коллективного и индивидуального пользования): макеты, модели, рельефно-графические пособия и т.п.;  использование тифлотехнических средств компенсации слабовидения (лупа, портативные и стационарные электронные увеличители и т.п.);  использование программы увеличения информации на экране компьютера;  применение специальных приспособлений для выполнения графических и рельефно-графических построений на уроках;  взаимосвязи коррекционной программы и программ предметных циклов.
Прибор

«Школьник»
для рельефного рисования и черчения. Его основание покрыто листом резины. На основание накладывается лист специальной плёнки, который закрепляется при помощи металлической крышки в виде рамки и дополнительных зажимов. Прибор комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. На этой пленке с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и одновременно цветное изображение, что позволяет незрячим чертить геометрические фигуры и иллюстрировать (делать схематические рисунки) условия задач. 4.2. Требования к планируемым результатам освоения адаптированной образовательной программы. Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, учитывать глубину поражения зрительного анализатора, сформированность компенсаторных механизмов, соответствовать возрастным и
психофизическим возможностям слабовидящих обучающихся. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общегообразования слабовидящих обучающихся должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки достижений слабовидящих обучающихся по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, в т.ч. оценки проектной деятельности. Государственная (итоговая) аттестация слабовидящих обучающихся должна проводиться с увеличением времени выполнения заданий, обеспечением доступности, имеющихся в заданиях рисунков и графических материалов с помощью масштабирования или, в индивидуальном порядке по рекомендации ПМПК, адаптированных для тактильно-зрительного восприятия слабовидящим обучающимся. Для каждого такого ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план. 4.3. Требования к индивидуальному учебному плану (ИУП). Индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося разрабатывается образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом психофизических особенностей ребенка- инвалида, индивидуальной программы реабилитации (ИПР), пожеланий родителей (законных представителей). Индивидуальный учебный план дляслабовидящего обучающегося отражает перечень и форму освоения отдельных предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность. 4.4. Требования к организации внеурочной деятельности. Направления и формы внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС основного и среднего ОО, при условии обеспечения коррекционной направленности в каждом виде деятельности. В рамках внеурочной деятельности, для слабовидящих обучающихся организуются самостоятельные коррекционные курсы в формеиндивидуальных и подгрупповых занятий. Данные курсы обеспечивают реализацию индивидуальных образовательных потребностей, и непосредственно влияют на формирование жизненных компетенций: «развитие зрительного восприятия», «основы тифлоинформационных технологий», «домоводство», «тифлографика», «ориентирование и мобильность». Содержание работы по программам и направлениям внеурочной деятельности со слабовидящими детьми, необходимо корректировать с учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных возможностей. 4.5. Требования к программе формирования универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования. Программа развития универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования, кроме перечисленных в ФГОС основного и среднего ОО направлений также должна предусматривать:  формирование у обучающихся целостных, системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношений;  владение техническими средствами, обеспечивающими доступ к информации слабовидящего пользователя: программы увеличения информации на экране компьютера, умение применять на практике персональные современные тифлотехнические средства, пользоваться электронной книгой, планшетом и т.п.;  владение основами системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля;  способность учащегося адекватно оценивать свои возможности в разных видах деятельности с учетом имеющегося ограничения зрительной функции, уметь использовать зрение в пространственном ориентировании;  отражать специфику подготовки слабовидящего учащегося к профессиональной деятельности

Читать еще:  Пластэк официальный сайт москва обучение

ограниченными возможностями здоровья.
• организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  зрительная гимнастика  объяснения нового материала  закрепления материала  физ. минутка и зрительная гимнастика  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок
Требования при составлении презентации:
 Не более 10 слайдов  Белый фон и черный шрифт  Шрифт выбирается Arial, Calibri или Verdana(беззасечек). Курсив не желателен  Размер шрифта:заголовки 34-36, основной 24-28  На слайде 1-2 изображения (по горизонтали)  Минимум подписи  Никакой анимации  Информация, написанная на слайде, должна быть озвучена учителем
Требования

слабовидящих детей
 Любое наглядное пособие должно быть взято в четкую черную рамку  Правый нижний угол должен быть срезан, что бы ребенок понимал где низ и лицевая сторона  Изображения располагать только по горизонтали  На одной странице не более 5-7 изображений (объектов)  От одного изображения до другого расстояние 1 см  Только использовать контрастные цвета (красный-желтый плохо, синий-зеленый плохо)  Близкие по цвету объекты должны разделяться рельефной линией  Сложные коллажи не использовать  Если нет подходящей иллюстрации можно взять фото, но увеличить его в 1,5-2 раза

Слепые дети. Общая характеристика, принципы обучения слепых детей. Методы коррекции.

Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с очками).Различают разные степени потери зрения:абсолютная(тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение);практическая слепота,при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Категория слепых детей подразделяется на слепорожденных и ослепших (утративших зрение в дошкольном или школьном возрасте). Большое значение для дальнейшего развития ослепших детей имеет сохранность зрительных представлений (чем позже произошла потеря зрения, тем больше объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний). Частично сохранившуюся зрительную память необходимо развивать, иначе произойдет стирание образов. Двигательная сфера ограничена. Работоспособность снижена.

Нормальная мыслительная деятельность слепорожденных и ослепших детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации.Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

Коррекционно-педагогическая работа включает ряд направлений:

1. Пространственная ориентировка

2. Социально-бытовая ориентировка.

3. Развитие зрительного восприятия или охрана остаточного зрения.

4. Развитие коммуникативной деятельности.

5. Коррекция физического развития.

6. Развитие речи.

7. Развитие осязания и мелкой моторики.

40 .Слабовидящие дети. Общая характеристика. Принципы обучения слабовидящих детей.

Слабовидящие детидети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).

Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые, однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом; часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев слабо-видения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза.

Встречающиеся у детей дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т. д., к стационарным — пороки развития: мйкрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм (еж.) высоких степеней и не прогрессирующие последствия заболеваний и операций— стойкие помутнения роговицы, катаракта,послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).

для С. д. характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.

Однако слабое зрение остается у С. д. ведущим анализатором, как и у нормально видящих. С. д. пользуются зрением как основным средством восприятия. У С. д. осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых.

С. д. дошкольного возраста могут воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены их индивидуальные особенности. С. д. дошкольного возраста развиваются так же, как и дети с нормальным зрением, если им дают пояснения и показывают предметы, которые не могут быть ими самостоятельно восприняты. С. д. могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.

Обучение слабовидящих детей должно проходить в особых условиях, способствующих охране слабого зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих утомление. К ним относятся применение назначенных офтальмологом средств коррекции зрения: обычных (очки) и специальных (лупы, телескопические очки), повышенная освещенность рабочего места, специальные учебные пособия, рациональный режим зрительной работы.
41. Основные принципы гигиены и охрана зрения у детей.

Общие принципы гигиены зрения

Каждый человек обязан беречь глаза. Гигиена глаз – это комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание хорошего зрения, профилактика многих глазных заболеваний. Гигиена зрения предполагает следование некоторым правилам.

Во-первых, крайне важно, что в процессе чтения свет был правильным. Это убережет глаза от перенапряжения.

Источник света при чтении должен располагаться сверху и позади читающего таким образом, чтобы свет падал из-за плеча. Запрещается читать, если свет исходит в лицо.

Освещение помещения, где человек читает, должно быть довольно ярким. В сумраке читать нельзя, так как от этого портится зрение. Рабочий стол должен располагаться таким образом, чтобы окно или другой источник света находились слева.

Искусственный источник света, например, настольная лампа, обязательно должна быть прикрыта плафоном, так как прямые световые лучи в противном случае будут резать глаза. При чтении с включенной настольной лампой основное освещение также лучше оставлять – это создаст плавный переход от менее интенсивного света к более интенсивному.

Слишком интенсивный свет слепит глаза, становится причиной перенапряжения зрения, в результате чего глаза быстро устают. Кроме того, вредно читать, к примеру, в едущем автомобиле, так как текст в результате тряски находится на разном расстоянии от глаз.

В гигиене зрения очень важно соблюдать правильное расстояние между глазами и текстом, которое должно быть не менее тридцати сантиметров. При рассмотрении чего-либо с близкой дистанции глазные мышцы напрягаются, и глаза опять-таки устают.

Современное общество не мыслит своей жизни без компьютеров. Но, к величайшему несчастью, компьютеры не только облегчают нам жизнь, но и вредят глазам, особенно у тех людей, кто постоянно работает за монитором.

Для профилактики близорукости необходимо подвергать себя воздействию ультрафиолетовых лучей. В случае нехватки ультрафиолетовых лучей происходит нарушение обмена в организме фосфора и кальция. По этой причине сокращается приспосабливающая способность глаз. Под воздействием лучей солнца витамин D, находящийся в клетках кожного покрова, становится активным и нормализует правильное всасывание соединений фосфора и кальция в организме.

Огромную роль в гигиене зрения играет сбалансированное питание, которое должно включать в себя необходимое количество витаминов, в частности «глазных» витаминов A и D. Витамин Д включается в состав таких продуктов как говяжья печень и морская сельдь, яичный желток и натуральное сливочное масло.

Витами A крайне важен для зрения, так как отвечает за способность глаз видеть в сумерках. При дефиците этого витамина расстраивается острота зрения, кожа утрачивает тонус, становится уязвимой для воспалительных процессов. Витамин A в изобилии содержится в печени трески, сливках и куриных яйцах. Существует и такое вещество, как провитамин A, называемый каротином. Каротин необходим в организме человека для синтеза витамина А. Каротина много в моркови и болгарском перце, шиповнике и луке, абрикосах и листовом салате.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector