Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение бесконфликтному общению

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению.

Пособия для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме (игрушки и пособия уголка направлены на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции). Груша (подушки) для битья и боксерские перчатки, поролоновые подушки, мишени, коврик злости. Стаканчик, кувшин или горшок для крика, панно для метания мяча, «Коврик злости», коробочка гнева «Спрячь все плохое», коробочка «Попробуй, порви» (набор бумаги для разрывания). Груша, подушки для битья, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы должны объяснять ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно. «Подушки с упрямками» — подушки с темной наволочкой, используются, когда ребенок упрямится, проявляет физическую агрессию, негативизм (в этом случае педагог просит помочь ему справиться с «упрямой подушкой» — таким образом, снимается напряжение, ребенок приемлемым способом выражает свои негативные эмоции, тем самым избавляясь от них). Пример игры «Упрямая подушка». Педагог вводит ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Но подушка эта не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки?» Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а педагог приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим). Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2–3 мин). Педагог предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли? Что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии. Набор бумаги для разрывания. Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»). «Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Можно сказать детям, что когда они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет. «Стаканчик для гнева» (стаканчик, кувшин или горшок для крика). Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик (кувшин, горшок) и ему будет легче; Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается или завязывается и прячется. Если отведено много места для уголка – можно разместить дартс с магнитными дротиками. Коробочка «Спрячь все плохое» — ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое. Мешочек эмоций «Спрячь все плохое». В него дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»).

Пособия для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.

Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации, цветные клубочки, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания, стул для размышлений, волшебный пластилинчик, «Тактильные мешочки», «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел», шарики – «болики, камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую; дидактическая игра «Собери бусы», массажные мячи – «ежики»(массажеры).

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.

Шарики – «болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Камушки для перекладывания из одной коробочки (емкости, в другую.

Цветные клубочки пряжи разного размера. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Снятию напряжения способствуют фонограммы со звуками живой природы.

Хорошо использовать емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками.

Очень хорошо успокаивает шнуровка, ленточки, игрушки-самоделки для заплетания, перекручивания, завязывания

Дидактическая игра «Собери бусы» поможет ребенку расслабиться, как и цветные клубочки пряжи.

Массажные мячи – «ежики». Необходимо обучать детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.

Мешочки настроений (или коробочки). Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный мешочек», а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа – растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Тактильные, сенсорные коврики.

Игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету).

Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др.

Игры и пособия, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие: «Азбука настроения», «Коврик дружбы», дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мои чувства», «Чувства и эмоции», «Угадай эмоцию», «Эмоции в сказках», «Найди друзей», «Как поступают друзья», шкатулка с маленькими человечками,«Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций», оборудование для совместных игр и игр драматизаций».

«Коврик мира, дружбы».Само наличие коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «коврик» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт с помощью «Коробочки Мирилки» и книжки – раскладушки со стишками – мирилками.

«Коробка примирения»- коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу. «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

«Островок примирения» — при возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот «островок» (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «мирилке».

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах.

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

«Доска настроения». Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

«Зеркало настроения» — зеркало, к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться — настроение обязательно улучшится.

Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».

Фотоколлажи «Калейдоскоп эмоций» с использованием фотографий, где дети или члены семьи проявляют свои эмоции в различных ситуациях, с использованием художественного оформления (стихов, вырезок из газет и т. д.)

Читать еще:  Университет обучающийся мгму

«Маски настроения»- маски, изображающие разное настроение.

Кубик настроения»- на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту, которую он бы хотел почувствовать

«Книга доброты» — альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 821 ;

«Обучение педагогов бесконфликтному общению на занятиях с элементами тренинга.»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ БЕСКОНФЛИКТНОМУ ОБЩЕНИЮ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСИЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА.

Составитель: Кузьмина О.Е. , педагог-психолог МБОУ СОШ №69 г.Воронеж

Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу .

Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог.

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета, — все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю.

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

В данной статье мы предлагаем разработк у группов ого занят ия с педагога ми, направлен ное на развитие у мения командного взаимодействия, способности формированию навыков бесконфликтного общения , корректиров ки свое го поведение в сторону снижения его конфликтогенности .

Представленное методическ о е заняти е включает в себя набор упражнений и методик, выстроенных в целостную систему.

Занятие состоит из вводной, основной и заключительной части

Основными формами работы являются: деловая игра, упражнения на формирование определенного качества, групповые рисунки, коллективные обсуждения, краткие сообщения ведущего по теме , релаксация.

Результатами данн ого заняти е станет

Повышение интереса педагогов к себе как личности и профессионалу;

Повышение профессиональной активности педагогов;

Развитие навыков рефлексии собственной деятельности;

Сплочение педагогического коллектива ;

Применение полученной информации на практике ;

Овладение навыками бесконфликтного общения .

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов

«Решаем педагогические конфликты».

Цель: обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения.

1.Предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах;
2 .Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
3 .Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
4 .Развить умения и навыки командного взаимодействия.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации», конфликтные ситуации, бланки для упражнени я «модальность», бумага, музыка для упражнения «Молекулы» и релаксация с записью текста.

Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого участника.

Конечно, каждый ответ правильный .Но ведь эти разногласия откуда-то появляются.

Давайте с вами возьмем листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, еще раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?

В процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по -разному, что ведет к непониманию друг другу, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Введение в тему

Школьная жизнь насыщена конфликтами и сегодняшнее занятие полностью посвящено рассмотрению педагогических конфликтов и возможных путей их решения.

Игра «Камушек в ботинке»

Можете рассказать мне, что происходит, когда в Ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и Вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что Вы забываете о неприятном кумушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из нег о камушек. Но через некоторое время Вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда Вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, то сначала воспринимаем как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой ,если же нет, то могут возникнуть проблемы и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, пока они не вылились в большой конфликт. Если вы скажете нам «У меня камушек в ботинке» то все мы будем знать, что Вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы Вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы Вам. Скажите тогда «У меня нет камушка в ботинке» или « У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится что….». Расскажите нам, что вас удручает. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы

Игра «Молекула» ,играет музыка

Игра проводится с целью деления участников на группы. Всем участникам предлагается свободно перемещаться по комнате, как только ведущий подаст сигнал, нужно соединится в группу из 2-3 молекул.

Работа в группах

Давайте сейчас попытаемся написать какие конфликты есть в школе.

Педагогические конфликты могут быть разделены на три группы (лучше коллективно выявить причины, а потом на листе ватмана обозначить их).

1. Мотивационные конфликты

2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе .

3. Конфликты взаимодействий: учащиеся между собой, учителей и школьников ,учителей с друг другом, учителей и администрации школы.

Решения конфликтных ситуаций

Далее каждой группе дается определенная конфликтная ситуация. Задача группы – найти свой вариант решений ситуации и охарактеризовать ее по «Алгоритму решения конфликтной педагогической ситуации».

«Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации».

Первый этап. Условно называется «Стоп!» и направлен на оценку педагогом ситуации и осознания собственных эмоций. Спросите себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?».

Второй этап. Начинается с вопроса «Почему?» задаваемого педагогом самому себе. Суть данного заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка.

Третий этап. Постановка педагогической цели, формулируется в виде вопроса «Что?» — «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувства страха у ребенка или осознанное чувства вины). Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Важно показывать ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, способен вызвать в нем положительное поведение.

Четвертый этап. Заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?» — «Каким образом достичь желаемого результата?». Мастерство педагога здесь проявляется в том, что ему необходимо создать условия для выбора поведения самим ребенком, а не навязывать ребенку «нужной» модели поведения.

Пятый этап. Это практическое действи е педагога. Данный этап является логическим завершение м всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации.

Шестой этап. Анализ педагогического воздействия, оценка эффективности общения педагога с ребенком. Возможность сравнить цель с достигнутыми результатами и сформулировать перспективы.

Тест «Генеральная стратегия поведения»

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации.

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем?», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят родители и педагоги о себе, обращаясь к подростку «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать….». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, — модальность возможного.

Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействий

Техники бесконфликтного общения. Психологическое айкидо

Психологическое айкидо — реально мощная техника общения.

Читать еще:  Профессиональное обучение и переподготовка персонала

На протяжении всей нашей жизни мы выстраиваем коммуникации на различных уровнях. Не всегда общение доставляет нам удовольствие, ведь иногда да найдутся любители покритиковать, уколоть, словом обидеть нас и опустить ниже плинтуса уровень нашей самооценки.

Возникает вопрос, как выстроить общение с такими людьми не в ущерб себе и своей психике, как научиться отражать колкие реплики в свой адрес?

На самом деле такая замечательная техника существует, и называется она психологическое айкидо. В его основе лежат два принципа: первый — это умение амортизировать, второй — умение уходить от конфликта.

Техника «психологического айкидо» — это современное учение, с помощью которого можно нейтрализовать любую негативную информацию, направленную против вас. Эта техника поможет вам значительно улучшить качество жизни и добиться успеха.

Для начала, давайте разберём, что такое амортизация.

Амортизация — это согласие со всеми утверждениями противника.

Основные принципы амортизации:

  • Спокойно принимай комплименты.
  • Если предложение тебя устраивает, соглашайся с первого раза.
  • Hе предлагай своих услуг. Помогай, когда сделал свои дела.
  • Предлагай сотрудничество только один раз.
  • Hе жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй себя сам.

Есть ещё интересные фишки — это строкусы, которые можно использовать, в тот самый критический момент, когда вас хотят вызвать на конфликт. Вместо того, чтобы начать сопротивляться оппоненту по шаблону, используйте строкусы.

Если вы слышите в свой адрес слова о безответственности и непонимании, а человек, говорящий их раздражён и очень расстроен, примените строуксы, для сглаживания ситуации. Будьте любезным и обходительным, говорите комплименты и лёгкую лесть.

Например, ваша начальница начала ругаться: «Да что это такое! Ты вообще ни на что не способна! Даже систему защищённого электронного документооборота настроить не можешь… Сколько можно тебе объяснять»

Ваш ответ должен звучать как: «Ой, Тамара Сергеевна, вы сегодня так потрясающе выглядите! Извините, я меньше всего хотела бы вас расстраивать, никогда себе это не прощу. Я непременно всё сделаю!»

Скорей всего, вы услышите ещё пару колких фраз, но отвечайте в том же духе. Вы заметите, что Тамара Сергеевна уже на так злится, как прежде, а значит, страсти скоро улягутся.

Техника «Невинной овечки» тоже иногда бывает кстати. Невинная овечка — робкое согласие.

Когда человек в гневе и начинает говорить громкую обличительную тираду, схитрите и займите самую лучшую позицию — согласие. Таким образом, вы очень быстро потушите зловещую искру. Раз с ним во всем соглашаются, подпитывать негативные эмоции неоткуда.

Например, вам было поручено важное задание — купить подарок шефу на день рождение. Но вы забегались и забыли об этом. На вашу голову полилась обличительная речь: «Как ты могла! Сложно, что ли купить подарок на 45 лет мужчине? Взяла бы какой-нибудь сувенир! Мы на тебя так рассчитывали! А ты подвела весь коллектив!»

Ваш ответ примерно звучит так: «Да, я вообще в шоке. Виновата, запамятовала. Взяла и всех подвела. Просто ужас. Я такая безответственная».

Этот приём шикарно тушит конфликт на корню. Вы согласны и вам больше нечего возразить

Условия бесконфликтного общения

Конспект группового занятия для старшеклассников

Цель: развитие коммуникативных навыков; социальной компетентности.

– ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия;

– ознакомление с барьерами общения;

– развитие навыков сотрудничества;

– отработка навыков бесконфликтного поведения;

– развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения.

Оборудование: карточки с изображением лица человека, карточки с обозначением роли, мячик, памятка «Рецепт счастья».

Организация пространства: работа в кругу.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Школьники передают мячик по кругу со словами: «Привет (имя), ты сегодня…»

2. Актуализация знаний

Цель: активизировать жизненный опыт детей, показать значимость изучаемого материала.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как люди общаются друг с другом. Обсудим, что влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия.

Класс делится на две группы (по типу «день / ночь»). Работа с карточками.

Упражнение «Эффекты восприятия»

Каждой группе дается по фотографии одного и того же неизвестного человека (можно вырезать из журнала) с кратким пояснением. Одной группе говорится, что это фотографии преступника, другой — что это преподаватель. Дети сидят отдельно и фотографии друг у друга не видят.

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.

Пояснение 1-й группе: Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

Пояснение 2-й группе: Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).

Учащиеся обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение в общем кругу. И здесь дети видят, что у них были фотографии одного и того же человека, а характеристики они дали разные. Например, профессор — человек сосредоточенный, глубоко мыслящий, альтруистичный, так как для людей старается, для науки, взгляд у него внимательный. Человек, который убивал людей, — жестокий, скрытный, напряженный, брови сдвинуты, нахмурены, взгляд исподлобья.

Ведущий. Итак, сейчас мы увидели одного и того же человека, а описание услышали разное. Почему?

(Учащиеся делают вывод, что на их мнение повлияли разные установки на человека, разное пояснение.)

3. Актуализация знаний

Цель: предоставление теоретической информации по теме занятия.

А) Ведущий. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет.

Общению между людьми мешают:

Если человек нам нравится (внешне!), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д.

Если человек превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, то мы склонны оценивать его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы склонны его недооценивать.

Ошибка отношения к нам

Если человек хорошо к нам относится, мы склонны наделять его хорошими качествами.

Это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения.

Конечно, мы перечислили не все ошибки восприятия, но наиболее распространенные.

Ролевая игра «Барьеры в общении»

Б) Ведущий. Игра, которую мы сейчас проведем, поможет понять, какие между людьми существуют барьеры в понимании.

Выбираются пять человек — активных игроков, остальные — наблюдатели. Эти пять человек образуют небольшой круг, им на головы надеваются «шапочки» (из полоски бумаги) с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные учащиеся (наблюдатели) видят все роли игроков. Вслух говорить или подсказывать запрещается.

Задание: активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, чтобы другие игроки поняли, какая им досталась роль, дать им понять, что у них написано на шапочке. Соответственно, каждый должен понять, что написано на шапочке у него.

– обращайтесь со мной как с лидером;

– спорьте со мной;

– выслушивайте меня внимательно;

– соглашайтесь со мной.

Обсуждаемая ситуация: «Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе несколько лет, дружите семьями, отмечаете вместе некоторые праздники. Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги. Вам необходимо решить, какой взять выигрыш».

Далее участники игры обсуждают ситуацию (дается несколько минут), остальные наблюдают.

Читать еще:  Монтаж кондиционеров обучение

После выполнения задания – общее обсуждение.

– Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло понять?

– Как вы друг другу помогали?

– Что было легко, что тяжело?

– Свойственна ли вам такая позиция в обыденном общении?

– Что было приятно, что неприятно?

– Что помогло (или помешало) договориться, решить проблему?

Предлагается высказать свои мнения наблюдателям.

В совместном обсуждении определяются «барьеры общения»:

– демонстрация разницы позиций;

– непонимание интересов собеседника;

– конфликтогенные черты характера;

– отсутствие чувства юмора;

В) Ведущий. Мы обсудили, что такое восприятие, как строится понимание между людьми, что мешает общению, какие барьеры могут возникать в процессе общения. Сейчас мы обозначим условия бесконфликтного общения.

Класс снова делится на две группы (по типу «луна/ солнце») так, чтобы учащиеся попали в новые группы.

Упражнение
«Условия бесконфликтного общения»

Задание: обсудить условия бесконфликтного общения. Создается общий список.

– умение конструктивно выражать негативные чувства;

– умение располагать к себе и др.

Ведущий. Можно ли считать это основой жизненного успеха, успеха в учебе, любви, дружбе, профессии? Что нужно знать, чтобы общение было конструктивным?

Учащиеся. Знать ошибки восприятия, учитывать барьеры общения, развивать коммуникативные навыки.

Цель: закрепление изученного.

Работа по группам.

Задание: проигрывая вымышленную ситуацию, необходимо договориться, используя при этом все полученные знания по теме занятия.

Ситуация: общей группе предлагается на выбор поездка в Москву или в Санкт-Петербург. Обе группы должны договориться о том, куда они все вместе поедут. Принятое решение должно устроить всех.

– Какие стратегии вы выбирали?

– Какие встречались барьеры?

– Что получилось, не получилось?

Цель: рефлексия занятия.

Учащимся предлагается поделиться эмоциями, мнениями о занятии. Раздаются «подарки»:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Цель: закрепление хорошего настроения.

Школьники встают в круг, улыбаются друг другу и аплодируют.

Тренинг по формированию бесконфликтного общения

«КОНФЛИКТ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА».

Цель: Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Задачи:

1.Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

2. Создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (занятие сопровождается показом презентации), карточки с ситуациями.

Ход занятия:

Организационный момент.

1.Приветствие. Упражнение «Я сегодня вот такой».

Ведущий: Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся. Что вы не знаете о конфликтах? Как вы думаете, что является важным в конфликте? Что вы ожидаете на сегодняшнем занятии?

Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а так же рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта. Для этого предлагаю Вам выполнить следующие упражнение?!

1.Основная часть

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
  • Было ли решения ситуации эффективным?
  • Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте.

Стратегии поведения в конфликте

Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание:для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

Упражнение «конфликт» Разрешение конфликтных ситуаций с точки зрения различных стратегий поведения. Деление учащихся на подгруппы по 3 человека, каждой из которой дается ситуация. Необходимо продумать решение ситуации.

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4.

Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
  • Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?
  • Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации?

6. Подведение итогов занятия, рефлексия

Я не ищу конфликтов,

но я не боюсь конфликтов,

я смело иду на их решение.

Что нового узнали сегодня на занятии? Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали? Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector