Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как повысить способность к обучению

Что такое обучаемость и как её повысить?

Неотъемлемой чертой лидера является способность оставаться открытым альтернативным способам мышления и новым навыкам. Правда ли что некоторые руководители достигают успеха, благодаря своему умению быстро обучаться? И если так – как усилить это качество?

Последние исследования в области бизнес-образования показывают, что руководители, отказывающиеся менять устоявшиеся модели поведения, как правило, остаются на месте, а карьера тех, кто продолжает обучаться, идёт в гору. Успешные лидеры остаются гибкими, благодаря своему желанию развиваться: они учатся в течение всей карьеры, если не сказать – жизни.

Это понимание произвело революцию в видении лидерского потенциала. В прошлом считалось, что он заключён в имеющемся опыте. Однако, как оказалось, этот подход имеет свои недостатки. Исследования показывают, что для каждого организационного уровня необходим свой сценарий поведения, и то, что сработало в одном случае, необязательно приведёт к успеху в другом. Более того, скорость изменений внутри организации выше, чем когда-либо — лидер постоянно должен к ним адаптироваться.

В долгосрочной перспективе набор навыков индивида начинает играть второстепенное значение перед его умением получать новые знания, навыки и находить сценарии поведения, которые помогут решать вопросы в условиях перемен. Именно поэтому внимание должно переключиться на людей, способных постоянно отказываться от навыков, видений и идей, которые больше не актуальны и изучать те, что будут.

5 компонентов высокой обучаемости

Существуют 4 компонента, способствующие развитию обучаемости и один препятствующий фактор. Давайте рассмотрим их.

Новаторство

Первый компонент ставит под вопрос устоявшиеся суждения с целью поиска уникальных путей для решения старых вопросов. Новаторство требует нового опыта, который обеспечит перспективу и возможность роста существующей базы знаний. Высокообучаемые люди генерируют новые идеи, благодаря их способности смотреть на вещи с разных точек зрения.

Импровизация

Обучение в процессе получения опыта происходит, когда мы преодолеваем незнакомые препятствия. Однако для того чтобы вырасти, человек должен оставаться в настоящем и быть вовлечённым, принимая стресс, вызванный неопределённостью и, в конечном счёте, быстро адаптироваться, чтобы принимать вызов. Это требует наблюдательности, умения слушать, а также способности быстро обрабатывать информацию. Такие качества позволяют высокообучаемым людям быстро схватывать навыки и действовать лучше, чем их менее гибкие коллеги.

Самоанализ

Простое получение опыта не гарантирует того, что человек чему-то научится, и люди, привыкшие постоянно учиться, знают об этом. Они голодны до обратной связи и тратят много энергии на обработку информации, чтобы лучше понимать их собственные умозаключения и поведение. Они имеют более глубокое понимания себя, других и, как результат – видение проблем.

Авантюризм

Другой ключевой компонент обучаемости представляет из себя погружение в незнакомые обстоятельства с целью попробовать что-то новое. Люди с гибким мышлением готовы рисковать, они комфортно чувствуют себя в ситуациях стресса, поэтому добровольно идут туда, где успех не всегда гарантирован. Они постоянно учатся и накапливают уверенность, как бы вытягивая себя из зоны комфорта, и в итоге постоянно достигают успеха.

«Антифактор» гибкости

Существуют также виды поведения, которые тормозят рост на протяжении длительного времени. Когда приходит время чему-либо научиться, такой «антифактор» не позволяет увидеть возможности для обучения.

Защита

Открытость новому опыту – основополагающее условие для обучения. Нет ничего удивительного в том, что люди, обороняющиеся в момент получения критической обратной связи, как правило, менее расположены к изменениям. Высокообучаемые люди ищут обратной связи, обрабатывают её и адаптируются, основываясь на своём новом понимании себя и ситуации. Но те, кто уже достиг успеха, также могут закрыться от информации, поступающей извне. Чтобы противостоять случайному деструктивному поведению, защитная позиция должна быть осмыслена наряду со сценариями поведения, располагающими к развитию обучаемость.

Каждая из граней даёт представление о типах поведения и действиях, которые используются людьми с высоким уровнем обучаемости. Такие индивидуумы ищут возможности для роста и способны обрабатывать их, чтобы развиваться. Они открыты новому опыту, стремятся к переменам, готовы представлять новые идеи и критично смотреть на нормы. Более того, они умеют оставаться в ситуациях кризиса, импровизируя и адаптируясь «на лету». И наконец, быстрообучаемые люди понимают, что опыт сам по себе не гарантирует познания; они уделяют время осмыслению, стараясь понять, почему случилось так, а не иначе. Важно заметить: несмотря на то, что каждая из этих граней важна, невозможно (или даже нежелательно) проявлять все их одновременно. Тем не менее, предполагается, что высокообучаемый человек имеет в арсенале все эти качества.

Как высокообучаемые люди проявляют себя в работе?

Одним из объектов исследования людей с высоким уровнем обучаемости стало их поведение на работе. Выяснилось, что они значительно отличаются от обычных людей определёнными чертами.

Люди, обучающиеся быстрее остальных, общительны и активны, они строят планы и генерируют идеи, стремятся к совершенству в своих действиях и не бояться менять других людей, открыто выражая своё мнение. Кроме того, им свойственны жизнерадостность, спокойствие и непринуждённость. Они не только ищут новые и сложные ситуации, но и выходят из них более эффективно, так как пропускают через себя новый опыт. Поставить себя в стрессовую ситуацию – это одно, но быть в состоянии справиться с ней – совсем другое. Этот последний компонент гобучаемости, вероятно, будет наиболее сложным в реализации, но он является неотъемлемым для тех, кто хочет стать более гибким и эффективным в своей управленческой роли.

Читать еще:  Эксперт товаровед обучение

В процессе исследований была выявлена связь между уровнем защиты, или закрытости в поведении людей и тем, как их воспринимают другие. Защитное поведение обычно оценивается начальством, в то время как открытость в поведении, более заметна подчинённым и коллегам.

Оборонительное поведение, по мнению начальства, негативно сказывается на таких качествах, как: самосознание, коммуникация, способность разрешать сложности, адаптироваться и достигать бизнес-целей. Подчинённые и коллеги же считают, что у более открытых людей, развиты следующие компетенции: реакция на сложные ситуации, умение внедрять изменения, управлять командой и вести личные отношения.

Часть управленческой роли связана с делегированием задач, отслеживанием прогресса и оценкой эффективности. Порой руководителям необходимо давать фидбэк по выполнению задач и советовать, как их решить более эффективно. Особенно часто это происходит, когда производительность оказывается меньшей, чем ожидалось. Руководители способны более точно распознавать защитное поведение своих подчинённых, когда дают обратную связь. Таким образом, можно легко отследить, как умение оставаться открытым и способность избегать оправданий влияет на отношения с начальством.

Другая сторона отношений на работе связана с взаимодействием с коллегами и подчинёнными. Эти группы людей проявляют интерес к деятельности коллег как с точки зрения вклада в общее дело, так и управления другими. Обратная связь от них обычно поступает в форме лёгких подталкиваний и предложений. Кроме того, эти группы более чувствительны к проявлению отзывчивости, поиску обратной связи и способности учиться на ошибках. Такие типы поведения не только показывают готовность учиться у других, но и степень уступчивости – неоценимого управленческого качества.

Советы и предложения по развитию обучаемости

Чтобы развить свою обучаемость необходимо, в первую очередь, оценить её текущий уровней на основе 5-ти параметров и определить зоны роста.

Обучаемость ребенка: как её повысить?

Каждый учитель хочет видеть результат своей работы и наблюдать, как ученик схватывает материале на лету. Как развить обучаемость ребёнка и возможно ли это?

Ученые и психологи дают разные определения обучаемости: например, «диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе» у Б. Зейгарника или «система интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях» у З. Калмыковой. Но все специалисты сходятся в том, что:

Обучаемость – важнейшее условие для развития человека. В широком смысле это – проявление приспособляемости к быстро меняющимся условиям, аспект биологической защиты человека.

Значение обучаемости вырастает в те периоды, когда окружающая среда меняется быстрее всего, а значит, многократно увеличивается поток новых знаний. Это момент перехода из дошкольного периода в школьный, начало обучения в университете, старт профессиональной карьеры. Обучаемость не уходит на второй план после окончания всех учебных заведений: способность быстро усваивать новые знания – важнейшее качество для профессионала, умение быстро расти и учиться (в том числе и на своих ошибках) – необходимый навык лидера и любого человека, который находится на руководящей должности.

При этом обучаемость – комплексное понятие, на уровень обучаемости влияют сразу несколько характеристик человека: умственные способности, память, способность к вниманию и концентрации, характер и темперамент, волевые характеристики, а также мотивация самого ребенка. Чтобы повысить обучаемость, необходимо работать над каждой из этих характеристик.

7 способов: как развить обучаемость?

1. Работа над интеллектом. Сюда входит

  • умение мыслить логически, находить аналогии и сопоставлять,
  • владение различными системами – образной, знаковой, речевой,
  • а также эрудиция.

Развивать все это надо с дошкольного возраста при помощи заданий, общения, сказок, вопросов и ответов. Важно не ограничиваться занятиями с ребенком дома, а подходить к этому неформально. Например, задавать ребенку вопросы («как думаешь, чем питаются эти белки в парке?»), в то время пока вы идете по улице и обсуждать с ним варианты ответа, делиться догадками и знаниями.

2. Развитие памяти.

Подробно о том, как развить и улучшить память ребенка, мы писали в другом нашем материале . Но если кратко: для начала нужно провести «диагностику» память, определившись с ее состоянием. Развивать память можно при помощи мнемотехник, специальных игр, важную роль играет питание и грамотный режим дня.

3. Работа над концентрацией внимания.

Томас Эдисон говорил, что гений – это 1% таланта и 99 % труда. Мы с ним совершенно согласны. Вне зависимости от возраста ребёнка ему уже приходится трудиться над тем, чтобы удерживать внимание. Усидчивость ребенка – качество, над которым можно и нужно работать. Методы могут быть совершенно разными: ходить с ребенком в театр, где длительное действие сочетается со зрелищностью, заниматься с ним дома, наблюдая за количеством времени, которое он способен «не переключаться» и постепенно увеличивать нагрузку. Главное в этом – систематичность. И, конечно, ограничить использование гаджетов во время дня: о том, что современные дети испытывают большие проблемы с внимательностью и усидчивостью из-за привычки не расставаться со смартфоном, написано немало исследований. Например, в маркетинговом исследовании «Сбербанка», охватившем людей от 5 до 25 лет говорится о том, что средняя продолжительность концентрации внимания детей нового поколения на одном объекте – 8 секунд. А наличие гаджетов у ребенка в школе может снизить эту цифру до нуля.

Образование

Как повысить свои способности к обучению?

Каникулы заканчиваются, начинается сессия. Во время экзаменов со студентов спрашивают одинаково. А ведь способности у всех разные. У кого-то лучше развита память, другие могут похвастаться пространственным мышлением, третьи легко ориентируются в абстрактных понятиях. Одни готовятся к экзаменам играючи, другие просиживают ночами, подрывая здоровье и нервную систему. Что же поделать, все мы разные, и у нас разные способности. А можно ли повысить свои способности к обучению? В какой-то степени можно. Давайте подумаем, как это сделать.

Читать еще:  Обучение слепых и слабовидящих детей

Психология обучения

Во время обучения старайтесь учитывать собственные психологические особенности. Все мы разные, и по-разному воспринимаем информацию. Экстраверты эффективно работают в формате мозгового штурма, а интровертов лучше оставить наедине с книжкой. Визуалам нужно показать, аудиалам – рассказать, а кинестетикам – дать попробовать. Одним психологическим типам больше подойдет проблемное обучение, другим необходимы понятные задачи и четкие инструкции. Подробнее о том, как подобрать формат обучения по психологическому типу, я уже рассказывала.

Непонятные слова

Существует теория, что неспособные ученики – это всего лишь люди, которые не вполне овладели терминологией. Если студент видит в изучаемом материале непонятные слова, он теряет интерес к предмету. Так что, если вам сложно дается какой-то предмет, для начала проясните все термины, и дело пойдет веселее. А то я, к примеру, окончила музыкальную школу, не до конца понимая, что значит слово «Сольфеджио». Может быть, поэтому оно мне никогда не давалось?

Новые задачи

Чтобы повысить свои способности к обучению, надо постоянно изучать что-то новое. Мозгу необходимо тренироваться. Если мы все время учимся чему-то новому, мы к этому привыкаем, и каждая следующая задача дается нам легче предыдущей.

Режим дня

Ваш режим дня должен помогать вам учиться, а не наоборот. Во-первых, необходимо высыпаться – без этого, как ни крути, мозг не будет эффективно работать. Во-вторых, нужно посвящать учебе те моменты, когда вам лучше всего думается. Считается, что заниматься интеллектуальной деятельностью лучше с утра. Хотя бывают и исключения – у некоторых людей вдохновение, работоспособность и интересные идеи просыпаются ближе к ночи. Кто-то хорошо работает после обеда, другие в это время «клюют носом» и не могут сосредоточиться на учебнике. Сформируйте режим дня с учетом своих особенностей.

Питание

Для хорошей работы мозга очень важно правильное питание. В частности, насыщенные жирные кислоты Омега-3 – они содержатся в рыбе и грецких орехах. В шпинате и другой зелени содержится полезная для мозга фолиева кислота. Фрукты и овощи богаты витаминами. Многие студенты во время сессии любят побаловать себя шоколадкой. Это неспроста – сахар стимулирует работу мозга. Главное, не увлекаться.

Память

Для успешной учебы необходима хорошая память – ведь столько всего нам нужно запоминать и заучивать наизусть! Чтобы улучшить свою память, ее можно и нужно тренировать: учить наизусть стихи, запоминать номера телефонов и иностранные слова. Подробнее о том, как тренировать память, я уже писала.

С другой стороны, лишней информацией память лучше не загружать. Записывайте все, что вам нужно: планы на день, расписание экзаменов, программу тренировок. Если вам не нужно будет держать все это в голове, в ней освободится место для необходимых знаний.

Мотивация

Для эффективной учебы нужна сильная мотивация. Во многом она зависит от преподавателя: мы с радостью идем на лекции и выполняем задания, если педагог умеет заинтересовать своим предметом. Но если это не так, а предмет все равно учить надо, придется самому себя мотивировать. На мой взгляд, далеко идущие планы вроде: «Сейчас выучу математический анализ, через пять лет буду работать в «Газпроме», – обычно не работают. Постарайтесь заинтересовать себя предметом: читайте связанную с ним литературу, смотрите учебные фильмы, решайте необычные задачки, разговаривайте со специалистами. Ищите взаимосвязь изучаемого предмета с окружающим миром. Тогда вы увидите – это не «сухая теория», а важный и интересный предмет.

А как вам кажется, можно повысить собственные способности к обучению?

Компетенция: Способность к обучению

Определение: Способность легко впитывать новую информацию и эффективно применять ее на практике.

Примеры поведения

Общий

  • не легко сдаётся
  • демонстрирует дисциплину в изучении и в обучении
  • мотивирован в обучении
  • мотивирован в обучении
  • читает соответствующую литературу, чтобы совершенствоваться

Оперативный

  • хорошо понимает инструкции и способен выполнять их
  • задает много вопросов по техническим и функциональным предметам
  • признает свои ошибки и пытается исправить или предотвратить их
  • в состоянии изучить теорию в практической деятельности
  • получает информацию из разговоров, которая полезна для его текущей работы
  • использует полученные знания на практике

Тактический

  • вырабатывает новые идеи и предложения после обучения и прорабатывает вопросы, связанные с его позицией
  • запрашивает обратную связь о своей результативности для того, чтобы совершенствоваться
  • способен усваивать сложную информацию и интегрировать ее в свой собственный метод
  • с готовностью учится на своих ошибках
  • успешно использует приобретенные знания для своей организации

Стратегический

  • воспринимает кодекс поведения, правила и инструкции в новой среде и действует соответственно
  • воспринимает сложную информацию о целевых группах, тенденциях, социальных исследованиях и т. д. и использует её для своей организации
  • с готовностью воспринимает стратегии партнеров или конкурентов, чтобы предложить эффективные меры для своей организации
  • использует возможности теоретических знаний для своей организации

Потенциал развития

Компетенцию ‘Способность к обучению’ можно легко развить, если балл кандидата по движущим силам ‘Амбиции и вызовы, ‘Упорство’ и за Оценку когнитивных способностей выше среднего (7,8,9).

Читать еще:  Домашнее обучение что это

Вопросы для собеседования

Каким образом Вы развились за последний год? В чем это выражается?

Могли бы Вы привести пример ситуации, в которой Вы научились на своих ошибках?

Вы когда-нибудь проходили курс дополнительного обучения? Чему Вы научились? Могли бы Вы привести конкретный пример применения полученных знаний на практике?

Могли бы Вы привести пример применения в вашей текущей работе того, что Вы узнали где-то ещё?

В каких областях Вы хотите развиваться в дальнейшем? Как Вы будете это делать?

Действия по развитию

В новой ситуации или при попытке взять на себя новую задачу, спросите себя, что тяжело для Вас. В чем различия в похожих ситуациях?

Внимательно рассмотрите ситуацию, отложите этот вопрос, затем снова внимательно рассмотрите данную ситуацию.

Составьте список тем, которые могут улучшить Вашу работу.

Берите время на размышление. Не стесняйтесь собственных ошибок.

Выясните, какие способы обучения нравятся Вам в анализе талантов.

Как повысить продуктивность учёбы: 7 способов

Больше концентрируйтесь и делайте перерывы

Мозг может различать важную и не очень важную информацию. Ценным сведениям, которые пригодятся вам, необходимо уделить повышенное внимание, чтобы вы смогли запомнить их надолго. Вдумчиво читайте полученный материал и сосредотачивайтесь на том, что вам говорит преподаватель. Обязательно выключите смартфон, чтобы не отвлекаться на него всё время. В таком случае вероятность того, что вы запомните большую часть нужной информации, будет довольно высокой.

Также нужно выделять некоторое время для отдыха. Усталость негативно скажется на продуктивности вашей учёбы. В этом случае вы будете усваивать полученную информацию всё хуже и хуже. Даже короткие паузы, которые позволят вашему мозгу временно переключиться, будут более полезными, чем непрерывное изучение материала. Эффект от такого обучения вы сможете почувствовать довольно скоро.

При подготовке к экзаменам рекомендуется не посещать социальные сети или хотя бы перестать ленту новостей. Также можете перестать (или делать это редко) смотреть телевизор и слушать новости. Уменьшение потока информации (далеко не всегда нужной) поможет вам не забивать мозг посторонними вещами и сконцентрироваться на более важных данных.

Старайтесь писать конспекты

Когда информации много, рано или поздно некоторые важные моменты забываются. В итоге у вас в голове останутся только самые важные нюансы, которые вы часто используете в практике. Поэтому рекомендуется делать конспекты. К ним вы сможете обращаться каждый раз, когда появится необходимость вспомнить ту или иную информацию. Кроме того, записывая информацию, вы как бы второй раз получаете тот же самый материал, что позволяет запомнить его ещё лучше. Главное – записывайте только основные моменты, которые действительно вам пригодятся.

Будьте активными

Во время учёбы в школе или институте, не стоит ограничиваться только посещением занятий и выполнением домашней работы. Если у вас будут появляться вопросы, то обязательно задавайте их. Не стесняйтесь высказывать свои точки зрения и участвовать в дискуссиях с преподавателями, однокурсниками. Такой подход способствует усвоению материала и поможет узнать как можно больше об изучаемом предмете. К тому же ваша активность понравится многим преподавателям, ведь они любят, когда учащиеся интересуются их предметом.

Определитесь, откуда лучше черпать информацию

Есть несколько способов получения необходимых для учёбы материалов. К примеру, некоторые лучше усваивают полученные знания, слушая лектора, другие же – читая тематические статьи. Если вы легче воспринимаете материал визуально, то рекомендуется записывать каждую лекцию, т.е. переводить её в формат текста. Если воспринимать информацию лучше получается на слух, то обсуждайте каждую лекцию и прочитанную статью вместе с единомышленниками. Дополнительный вариант – слушайте познавательные аудиокниги.

Больше практики

Все полученные на лекциях знания нужно применять на практике. Так вы их лучше запомните и усвоите. Со временем полученный материал переходит из активной памяти в пассивную, откуда его уже сложно получить. Даже если полученная информация сугубо теоретическая, то ведите дискуссии с однокурсниками и коллегами, пересматривайте конспекты и т.д. Можете даже начать писать статьи, связанные с вашей тематикой.

Займитесь составлением плана

Составьте конкретный график обучения, в котором нужно прописать определённое количество часов и дедлайны. Также необходимо перейти к конкретному сроку. Это позволит вам тщательно изучить нужные предметы и лучше запомнить важную информацию. Особенно план становится необходимостью, если вы учитесь для себя. Он поможет начать работать более серьёзно и станет дополнительной мотивацией для достижения поставленной цели.

Не пытайтесь быть многозадачным

Одновременное занятие множеством дел, возможно, и является преимуществом, но часто эффективность подобной работы не более чем миф. Не стоит постоянно переключаться между чтением книг, подготовкой к экзамену, просмотром видео и т.п. Таким образом вы потратите больше времени на изменение вида деятельности, чем на отдых или саму учёбу.

Лучше сконцентрируйтесь на решении одной задачи за раз. Завершив её, переходите к следующей. Так вы лучше вникните в суть дела и сможете выполнить его на отлично. Также перестаньте хвататься за несколько дел сразу. В результате у вас должно исчезнуть ощущение нехватки времени и спешки.

Прибегните к вышеописанным способам, и вы заметите, как продуктивность вашей учёбы существенно выросла. Это поможет быстрее изучать и усваивать нужные материалы. Так вы сможете стать востребованным специалистом и настоящим профессионалом в своей области.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector