Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Направление маркетинг в вузах

Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы

Сагинова О. В., к.э.н., доц.

За последние 10 лет ситуация с использованием маркетинга в самых разных областях деятельности изменилась настолько значительно, что трудно представить, как могли вузы обходиться без такого предмета в своих программах.

Но что понимают вузы под маркетингом высшего образования? Часто достаточно ограниченные виды деятельности, направленные на привлечение студентов и разработку привлекательного web сайта вуза. Даже в США, на родине маркетинга, многие вузы именно этим и ограничиваются, о чем свидетельствует тематика докладов на ежегодных симпозиумах по маркетингу высшего образования, уже 12 лет проводимых Американской маркетинговой ассоциацией.

Чтобы практически использовать маркетинг в деятельности вуза, нужно основываться на хорошо разработанных базовых понятиях. Поэтому и представляется интересным кратко охарактеризовать основные понятия маркетинга высшего образования, уже наметившиеся в этой области тенденции, как в России, так и в мире вообще, и перспективы развития данного направления маркетинга в ближайшем будущем.

К основным достижениям последнего десятилетия 20 века в маркетинге высшего образования можно отнести определение продукта вуза, его потребителей, покупателей и целевых аудиторий, а также осознание необходимости стратегического подхода к маркетинговой деятельности и ее организационного оформления.

Всем известный термин « образовательные услуги» включает целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемых вузом в рамках его образовательных программ. Образовательная программа — это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и/или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Данное определение основного продукта вуза позволяет классифицировать все программы вузов по уровню предлагаемого образования, профилю, форме обучения, по используемым методам обучения, а также по наличию дополнительных компонентов, когда для достижения поставленных целей не достаточно лишь ресурсоводного вуза. Образовательная программа и есть тот товар, с которым вуз выходит на рынок.

Точнее, на рынки. Ведь свои образовательные программы вуз предлагает как их непосредственным потребителям — студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда и государственным органам.

Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести с одной стороны студентов/слушателей, а с другой компании и организации. Именно их потребности стремится удовлетворить вуз. Еще одним важным заказчиком ( покупателем и потребителем) образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, выделяющее определенные бюджетные средства на обучение так называемых бюджетных студентов. Покупателями образовательных программ могут быть родители, участвующие в принятии решения о выбору вуза и оплачивающие обучение своих детей.

Кроме них целевыми аудиториями вуза являются абитуриенты и средние школы, преподаватели и поставщики ( издательства, производители учебной мебели, канцелярских товаров и пр.) и, наконец, СМИ. Все эти целевые аудитории имеют собственные потребности и ожидания относительно образовательных программ вуза.

Сложность маркетинга высшего образования в необходимости одновременного учета этих порой противоречивых потребностей и ожиданий целевых аудиторий.

Стратегия маркетинговой деятельности вуза, как и любая маркетинговая стратегия, включает анализ сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз рынка, конкурентов, их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулирование собственных конкурентных преимуществ. Стратегия маркетинга образовательных услуг должна включать четкие определения целей и задач вуза, описание его потребителей и целевых аудиторий, а также процедур, конкурентных преимуществ образовательных программ вуза, с которыми он выходит на рынок.

Эти положения маркетинга высшего образования уже достаточно разработаны, и готовы к употреблению в повседневной деятельности вуза.

Одновременно с развитием понятийного аппарата и инструментария маркетинга образования, накоплением практического опыта реализации маркетинговых программ возникают новые вопросы, требующие как теоретического осмысления, так и разработки организационных механизмов реализации.

Как вузу дифференцировать свои образовательные программы с учетом своих конкурентных преимуществ и в то же время соблюдать установленные национальные образовательные стандарты? Ведь во время аттестации проверяющие требуют неукоснительного соблюдения стандарта, составленного порой другими вузами под имеющиеся у них задачи и ресурсы. Даже негосударственные вузы, стремясь получить аккредитацию и выдавать государственные дипломы, становятся порой как две капли воды похожими на вузы государственные. Зачем тогда система негосударственного высшего образования, в чем ее экономическая роль? Может быть все образование следует сделать негосударственным, а государству сохранить за собой контроль и аттестацию качества образования?

Как управлять пятым элементом комплекса маркетинга образовательных услуг — персоналом, в случае вуза преподавательским составом — в условиях отсутствия достаточного финансирования? Как управлять изменениями в традиционалистской и имеющей высокую инерцию академической среде? Вузы, активно развивающие программы бизнес образования столкнулись с трудностями, вызванными различиями академической культуры вуза и культурой бизнес школы, действующей в рамках государственного вуза.

Как соотносится в образовательных программах вуза преподавательский и исследовательский компонент, как их соотношение влияет на качество образовательных программ и имидж вуза? Чему отдавать приоритет? Может ли вуз успешно работать без сильного исследовательского компонента?

Читать еще:  Международная академия маркетинга и менеджмента

Как управлять кросскультурными, межкультурными и транснациональными компонентами международных образовательных программ? В чем специфика этих программ, нужны ли они российским вузам?

Как опыт бизнес организаций можно использовать в маркетинговой деятельности вуза?

Как опыт маркетинга образовательных программ может быть использован в бизнесе?

Как определить структуру комплексных образовательных услуг, в которых присутствуют не только компоненты продукта и услуги, но помимо академических продуктов и услуг есть компонент других видов услуг, например, гостеприимства, конгресс туризма, развлечения? Что делать, если эти компоненты вступают в конфликт?

Этот список можно продолжить, каждая из перечисленных проблем представляет интерес для исследователя. В рамках данного выступления хотелось бы остановиться на нескольких тенденциях развития маркетинга высшего образования, которые представляются наиболее интересными и перспективными в ближайшем будущем, и на их примере проиллюстрировать комплексность и сложность задач маркетинга образования.

Изменения, происходящие на международном рынке образовательных услуг, свидетельствуют о том, что интернационализация становится неотъемлемым элементом высшего образования. Экономическая интеграция требует определенной стандартизации результатов образовательной деятельности. Знания, полученные студентами в вузах одной страны, должны быть применимы в других странах, как для продолжения обучения, так и для профессиональной деятельности. Новые страны уверенно входят в традиционную группу экспортеров образовательных услуг. Кроме США и Великобритании все большее число иностранцев обучаются в вузах Канады, Австралии, Голландии. Все больше по всему миру предлагается программ на английском языке. Даже в таких странах, как Германия и Франция, которые всегда были привержены национальным языкам, бурно развиваются англоязычные программы. В крупнейшего экспортера студентов превращается Китай. Европейский Союз, обеспокоенный растущей конкуренцией на международном рынке образовательных услуг, разрабатывает специальные программы укрепления конкурентоспособности европейского высшего образования.

Любая международная образовательная программа более сложна и комплексна, чем традиционные образовательные услуги.

Во-первых, она реализуется за счет ресурсов нескольких вузов, расположенных в разных странах,

во-вторых, в ней присутствуют разнообразные компоненты, которые могут вступать в конфликт.

В-третьих, критичным становится подготовка студентов к восприятию чужой для них культурной и академической среды, поэтому в программах появляются кросскультурные и межкультурные компоненты.

Наконец, возникает вопрос о признании предшествующего образования, сравнении образовательных программ разных стран и аккредитации итоговых документов об образовании.

Представим этот пример

Помимо международных образовательных программ вузы активно занимаются разработкой и продвижением так называемых транснациональных программ. От международных они отличаются тем, что по содержанию являются стандартными программами конкретного вуза, но реализуются за пределами родной страны без привлечения или с частичным привлечением местных специалистов, работающих под жестким контролем вуза, предлагающего программу. Адаптация содержания и формата обучения к конкретным условиям страны, подбор и контроль местных преподавателей, взаимоотношения с местными властями и местными вузами, ценообразование таких программ, управление их качеством — вот лишь неполный перечень вопросов, с которыми сталкиваются вузы, занимающиеся транснациональным образованием.

А если такие программы предлагаются в формате дистанционного обучения, когда все студенты даже не переступают порог вуза, а учатся каждый в своей стране? Можно ли их отнести к транснациональным?

В России уже существуют вузы и отдельные специалисты, дальше других продвинувшиеся в различных областях маркетинга образования. Как новички могут использовать их опыт с выгодой для себя и без ущемления права интеллектуальной собственности? В бизнесе такое распространение опыта происходит в рамках тренингов и консалтинга, но образовательный консалтинг пока плохо развит в мире в целом, а в России практически отсутствует. Не помогают в этом и проводимые конференции. Слишком устойчивы наши академические традиции научных конференций, когда каждый докладчик думает о том, как поэффектней рассказать о своем исследовании или теории, а не о том, что нужно для его аудитории. Поэтому обмен опытом и информацией идет пока исключительно на личных контактах.

Несмотря на все обилие публикаций по маркетингу в России сегодня, образовательные вопросы занимают в нем очень мало места, да и то в основном в виде монографий и научных статей, а практических книг для директоров школ, проректоров и деканов вузов, написанных живым и доходчивым языком, вообще нет. И это положение существенно тормозит распространение маркетинга образования.

Из перечисленных тенденций маркетинга высшего образования можно вывести некоторые перспективные направления на ближайшее будущее.

Как видите, поле для деятельности огромное, и места хватит всем заинтересованным исследователям.

Сагинова Ольга

Специальность «маркетинг»: вузы в России, список по рейтингу

В России огромное количество профессий является актуальным и востребованным. В числе самых нужных есть, например, IT-специалист, инженер-проектировщик, педагог и т. д. На 6 месте рейтинга востребованных профессий значится маркетолог. Чтобы стать таким специалистом, нужно получить высшее образование. В каких вузах маркетингу обучают студентов?

Читать еще:  Профессии связанные с маркетингом

Что за специальность и профессия?

Маркетинг не является отдельным направлением подготовки. Это один из профилей менеджмента. После успешного освоения образовательной программы выпускники становятся маркетологами. Данная профессия считается современной и быстро развивающейся. Она появилась сравнительно недавно на российском рынке труда. Начало подготовки специалистов по маркетингу в вузах было вызвано тем, что многие компании начали нуждаться в работниках, которые могли бы участвовать в процессе создания товара, занимались бы его продвижением конечному потребителю в условиях усиления конкурентной борьбы.

Маркетологов принимают на работу для выполнения определенных обязанностей, таких как:

  1. Проведение маркетинговых исследований, разработка необходимых мероприятий с учетом полученных результатов. По итогам исследований специалист может предложить своему работодателю, например, какую-нибудь новую продукцию, которая будет пользоваться спросом, или дополнительные возможности для увеличения существующих продаж.
  2. Маркетинговое планирование и прогнозирование, учет и контроль.
  3. Управление спросом, его мониторинг и регулирование. Маркетолог организует работу исследовательской команды, занимающейся выяснением предпочтений потенциальных покупателей, по полученной информации делает соответствующие прогнозы, подготавливает рекомендации.

Чем должен владеть маркетолог?

Перед рассмотрением вузов с «маркетингом» сперва стоит удостовериться в том, что выбранная профессия действительно подходит. А сделать это можно благодаря анализу требований, предъявляемых будущим специалистам. Чтобы успешно работать в будущем, необходимо обладать некоторыми индивидуальными особенностями:

  • организаторскими способностями;
  • аналитическим мышлением;
  • четкой логикой;
  • хорошими коммуникационными навыками;
  • эмоциональной устойчивостью;
  • креативностью;
  • инициативностью.

Очень востребованы те специалисты, которые хорошо владеют иностранным языком. Такие маркетологи необходимы в первую очередь в тех компаниях, которые работают на международном рынке. Также специалисты со знанием иностранного языка полезны и в обычных компаниях. Дело в том, что любой работник должен заниматься саморазвитием, читая дополнительную литературу, а для маркетологов большая часть книг еще не переведена на русский язык.

Маркетинг – это та область деятельности, в которой всегда приходится обрабатывать и анализировать много информации. Специалисты не обходятся без различных компьютерных программ, поэтому маркетинг рекомендуется выбирать уверенным пользователям ПК или тем, кто готов освоить компьютер на специальных компьютерных курсах.

Список вузов, предлагающих «менеджмент» с профилем «маркетинг»

Отметим те вузы, которые предоставляют наиболее качественное образование по направлению «менеджмент» (профиль – «маркетинг»). Эти учебные заведения представлены ниже в таблице.

МГУ имени М. В. Ломоносова

Среди вузов Москвы с «маркетингом» наиболее востребован МГУ. В университете этот профиль на направлении подготовки «менеджмент» предлагает социологический факультет. Это очень хорошее структурное подразделение, существующее с 1989 года. Оно в процессе обучения студентов на всех предлагаемых направлениях подготовки использует как традиционные, так и инновационные методы обучения.

На «менеджменте» обучающиеся осваивают широкий перечень дисциплин. Базовыми из них являются основы менеджмента, теория организаций, маркетинг, бухгалтерский учет. Срок обучения на дневной форме – 4 года.

У социологического факультета установлены связи с ведущими работодателями столицы и международными компаниями. Это позволяет студентам наиболее эффективно проходить практику с возможностью дальнейшего трудоустройства. Одни из мест для практики – агентства маркетинговых исследований (VECTOR-MARKET-RESEARCH, Magram Market Research).

Абитуриенты, заинтересованные социологическим факультетом и «менеджментом», для поступления должны в приемную комиссию вместе с основным пакетом документов сдать сертификаты ЕГЭ по 3 дисциплинам – это русский язык, математика, обществознание. Дополнительно абсолютно все поступающие проходят письменное испытание по математике. Те абитуриенты, которые набирают наибольшее количество баллов, зачисляются на платные места. Бюджетных мест нет.

РЭУ имени Г. В. Плеханова

В РЭУ обучением студентов по направлению «менеджмент» (профиль – «маркетинг») занимается факультет маркетинга. Это первое специализированное структурное подразделение в России, занимающееся выпуском маркетологов. История данного факультета началась в 1995 году. Однако о маркетинге в вузе знали еще раньше. Первый небольшой курс лекций по этой дисциплине был прочитан еще в 1986 году.

Сегодня факультет маркетинга – это очень развитое и современное структурное подразделение Российского экономического университета. Образование здесь предлагается очень качественное. Одно из подтверждений этого – диплом Гильдии маркетологов за многолетнее лидерство в подготовке высококвалифицированных специалистов в области маркетинга. Столь важный документ факультет получил в 2011 году.

Обучение на факультете маркетинга в вузе ведется по двум программам. Первая программа – стандартная. Все дисциплины преподаются на русском языке. Есть бюджетные места, что является несомненным плюсом для поступающих. Вторая программа реализуется полностью на английском языке. На ней тоже есть бюджетные места. Примерно 25 % обучающихся – это иностранные граждане. Важные особенности программы – изучение второго иностранного языка (испанского, итальянского, немецкого, французского, китайского) и наличие возможности обучения в зарубежных вузах-партнерах по программе двойного диплома.

Обучение в ГУУ

Государственный университет управления считается первым управленческим вузом России, одним из основателей маркетингового образования в нашей стране. Подготовкой маркетологов в образовательной организации занимается специализированное структурное подразделение – институт маркетинга. Он приглашает абитуриентов на обучение по направлению бакалавриата «менеджмент» (профиль – «маркетинг»).

Читать еще:  Маркетинг профессиональная переподготовка

Образовательная программа нацелена на подготовку кадров для работы в ведущих маркетинговых агентствах, маркетинговых службах различных компаний. Для того чтобы выпускать высококвалифицированных специалистов, вуз в обучении на «маркетинге» предусмотрел несколько особенностей:

  1. Регулярно для студентов организуются мастер-классы и тренинги. Эти занятия проводят специалисты российских и зарубежных компаний («Лукойл», «Яндекс», Toyota и др.).
  2. Обучающимся в институте маркетинга предоставляется возможность прохождения зарубежных стажировок. Имеющиеся деловые связи позволяют вузу направлять студентов в Германию, Францию, Китай, Японию, Финляндию, Португалию, Нидерланды.
  3. Еще во время обучения студенты применяют свои теоретические знания на практике. Обучающиеся разрабатывают курсовые проекты и выпускные квалификационные работы на примере конкретных продуктовых рынков, для работающих зарубежных и российских компаний.

НИУ «ВШЭ»

Абитуриенты, желающие учиться в Высшей школе экономики и собирающиеся в будущем стать специалистами в области маркетинга, могут поступать на факультет бизнеса и менеджмента выбранного вуза России. «Маркетинг и рыночная аналитика» – так называется нужная образовательная программа. Условия для поступающих установлены на ней следующие:

  • предлагаемая форма обучения – очная;
  • чтобы получить диплом, нужно учиться 4 года;
  • на предлагаемой программе выделяется 25 бюджетных мест, 65 платных мест (в том числе 15 мест для иностранцев).

Предлагаемая в вузе специальность («маркетинг и рыночная аналитика») является современной. Она разработана под требования времени. Примерно 10 лет назад маркетинг был совершенно другим. Сегодня люди активно пользуются интернетом, социальными сетями, мобильными приложениями, а это значит, что появились цифровые каналы коммуникации с потребителями. Образовательная программа предполагает изучение цифрового маркетинга, маркетинговой аналитики, целого ряда базовых дисциплин.

Еще один вуз с «менеджментом» («маркетингом») – это Российский университет дружбы народов. Данное направление подготовки предлагается на экономическом факультете. Об этом структурном подразделении знают и в нашей стране, и за рубежом как о серьезном образовательном центре, поэтому абитуриенты могут сюда смело поступать. Диплом Российского университета дружбы народов высоко котируется.

А теперь немного об обучении на направлении «менеджмент». Образовательный процесс в РУДН строится из занятий разного формата:

  1. Лекции. Всем знакомые занятия. На них студенты получают теоретическую информацию от преподавателей.
  2. Самостоятельное обучение. Оно реализуется либо дома, либо в библиотеке. Студент без помощи преподавателя изучает тему, ищет ответы на возникающие процессы, составляет конспект.
  3. Семинары. Это групповые занятия, на которых студенты обсуждают наиболее значимые темы, работают в командах над практическими проектами.
  4. Мастер-классы. Для проведения этих занятий приглашаются специалисты-практики зарубежных и российских компаний.
  5. Презентации. Этот формат занятий предполагает выступление студентов или команд с собственными исследованиями и проектами.

МГИМО

В МГИМО, который является одним из лучших вузов, «маркетинга» нет в числе образовательных программ бакалавриата. Зато есть магистерская программа. Она реализуется в рамках направления «менеджмент». Ее наименование – «управление внешнеэкономической деятельностью компании и современные маркетинговые технологии».

Обучение на магистерской программе дает очень важные теоретические знания, практические умения и навыки. После ее освоения студенты могут:

  • проводить международные маркетинговые исследования;
  • разрабатывать тактические и стратегические меры повышения конкурентной позиции фирмы и определенного товара при проникновении на рынки других государств;
  • разрабатывать маркетинговые мероприятия с учетом культурных и других особенностей маркетинговой среды и т. д.

Что лучше выбрать?

В список вузов с факультетами маркетинга и программами, относящимися к этой дисциплине, входят не только вышеперечисленные учебные заведения. В довольно большом количестве образовательных организаций есть «маркетинг». Какое учебное заведение лучше выбрать? Абитуриенты, стремящиеся получать знания, могут поступать в абсолютно любой государственный вуз. У всех высших учебных заведений есть достоинства, везде в преподавательских коллективах есть высококвалифицированные и опытные специалисты.

Если хочется учиться на бюджете, то в таком случае придется познакомиться с немалым количеством вузов. Далеко не в каждой образовательной организации есть бесплатные места на столь востребованной и современной программе. Например, в МГУ бесплатное обучение не предоставляется на «маркетинге». В Российском экономическом университете немного бюджетных мест, но проходной балл высок. При выборе РЭУ нужно подобрать дополнительные варианты, куда можно было бы тоже подать документы на бесплатное обучение.

Не рекомендуется только выбирать негосударственные вузы с «маркетингом». В рекламе эти учебные заведения заявляют о наличии массы достоинств, но на самом деле такие вузы значительно уступают по качеству обучения государственным университетам, академиям и институтам. Да и работодатели не спешат принимать на работу выпускников с дипломами негосударственных образовательных организаций.

И еще один совет. Многие специалисты-практики не рекомендуют выпускникам школ сразу поступать в вузы на «маркетинг». Для успешной работы в этой области нужно иметь не только высшее образование, но и хорошие знания в целом ряде смежных областей (история, социология, психология, законодательство, экономика и др.). Опытные профессионалы советуют сначала получить базовое экономическое образование. Благодаря ему в дальнейшем будет легче осваивать «маркетинг», так как многие нюансы будут понятны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector