Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология учебный курс

Психология

  • 16 недель

от 6 до 7 часов в неделю

понадобится для освоения

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Курс «Психология» ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации. Слушатели получат знания об основных психологических понятиях и феноменах. Курс позволит сформировать навыки психологического анализа, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.

О курсе

Курс ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.

В рамках курса слушатели познакомятся с основными психологическими понятиями и феноменами, получат представление о психологии как науке и практике, а также навыки психологического анализа различных психических феноменов, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.

К чтению лекций привлекаются ведущие сотрудники департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 20 вопросов и в конце курса будет итоговый тестовый экзамен.

Информационные ресурсы

Основная литература:

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М: Юрайт, 2011.
  2. Гулевич О.А., Сариева И.Р. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. :АСТ, 2015
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство “Питер”, 2000

Дополнительная литература:

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002.
  2. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб-М., 2002.
  4. Барлас Т.В. Психологический практикум для начинающих. М., 2014
  5. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб: Питер, 2003.
  6. Брайнт Д., Джонс Ф. Стресс: теории исследования, мифы. СПб-М., 2003.
  7. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2003.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996.
  9. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2004.
  10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2000.
  11. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории исследования. М., 2012.
  12. Личностный потенциал: структура и динамика. М., 2011.
  13. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2014.
  14. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. -СПб., 1999.
  15. Мацумото Д. Культура и эмоции // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. Глава 10.
  16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  17. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. СПб., 2007.
  18. Тернер Д. Социальное влияние. СПб:, 2003.
  19. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
  20. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. СПб., 2004.
  21. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб-М., 2003.
  22. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. — М. 1997. Главы 2-4, 7,8, 14.
  23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.
  24. Шабри К., Саймонс Д. Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция. М., 2011.
  25. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.

Требования

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.

Программа курса

НЕДЕЛЯ 1: История и методология психологии

НЕДЕЛЯ 2: Познавательные процессы: Ощущение, восприятие, внимание

НЕДЕЛЯ 3: Познавательные процессы: Память

НЕДЕЛЯ 4: Познавательные процессы: Мышление

НЕДЕЛЯ 5: Мотивация

НЕДЕЛЯ 6: Эмоции

НЕДЕЛЯ 7: Подходы к пониманию личности. Часть 1.

НЕДЕЛЯ 8: Подходы к пониманию личности. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 9: Психология индивидуальных различий. Часть 1.

НЕДЕЛЯ 10: Психология индивидуальных различий. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 11: Психология развития

НЕДЕЛЯ 12: Человек в обществе

НЕДЕЛЯ 13: Человек в группе

НЕДЕЛЯ 14: Прикладная психология: психология в организации

НЕДЕЛЯ 15: Прикладная психология: решение практических проблем и задач

НЕДЕЛЯ 16: Психология в междисциплинарном пространстве: психофизиология и психогенетика

10 бесплатных онлайн-курсов по психологии

Научитесь разрешать конфликты, избавьтесь от негативного жизненного сценария и узнайте, почему люди совершают преступления.

1. Психология человека

В материалах курса доступным языком изложены основные понятия психологии человека. Из теоретического блока вы узнаете, что управляет действиями и поступками людей, какой структурой и свойствами обладает личность, как зарождается мотивация и почему одни упорно стремятся к большему и достигают успехов, а другие не могут добиться даже самых посредственных результатов.

Отдельные уроки будут посвящены психологии развития и становления личности — как понять, каким вырастет ребёнок, от чего это зависит и можно ли на это повлиять — и взаимодействию человека и социума.

В конце курса есть список рекомендованной литературы, перечень интересных психологических эффектов, а также примеры экспериментов и игр, которые помогут закрепить теоретические знания и применить их на практике.

2. Практики конфликтования: конфликтовать нельзя жить мирно

Название курса неслучайно: вопрос, где ставить запятую, кажется очевидным, но лекторы расскажут и про обратную точку зрения.

Большинство из нас сталкивается с конфликтами ежедневно. И многие стараются всеми возможными способами их избежать, ведь это трата эмоциональных ресурсов, стресс и сплошной негатив.

Однако иногда разногласия и споры могут быть полезны. Например, они помогают людям лучше узнать друг друга, учат достигать взаимопонимания, повышают активность человека и его чувство ответственности и стимулируют развитие личности.

Поэтому не спешите сглаживать неприятную ситуацию любой ценой. Разберитесь, как управлять конфликтом, и узнайте о тактиках и стилях поведения в такие моменты. Послушайте мнение специалистов — возможно, вы измените свои взгляды на выяснение отношений.

3. Психология сознания

Сознание человека — тайна, которая до сих пор остаётся нераскрытой. И на протяжении всех периодов развития психологии как науки появлялись новые подходы к изучению и пониманию этого феномена, рождались новые определения.

В этом курсе лекторы расскажут об истории исследований сознания, объяснят, как строятся теории и гипотезы и как их нужно проверять экспериментально. Вы также узнаете, как работает закон разрыва шаблона, почему происходит искажение воспоминаний, как ожидания становятся реальностью и зачем нужны ограничения.

4. Психолингвистика

Психолингвистика — это комплексная дисциплина, исследующая речевые процессы и находящаяся на стыке психологии и лингвистики. Этот курс познакомит всех желающих с основными понятиями, терминами, современными подходами и методами данной сферы.

Авторы расскажут о существующих теориях появления языка, экспериментальной морфологии и синтаксисе, а также о лингвистических исследованиях письма, чтения, билингвизма, устной спонтанной и детской речи.

5. Психология коммуникации

Общение занимает большую часть нашего времени. Это не только беседы с друзьями, родственниками или коллегами, но и диалоги на кассе в магазине или пустяковый разговор с прохожим на улице. А ещё — это не всегда только слова. О чём вам и расскажут во время прохождения курса.

Лекции будут посвящены невербальной коммуникации, эффективным методам убеждения и тактике ведения переговоров, особенностям групповой дискуссии, а также специфике общения онлайн.

6. Психология межгрупповых отношений

В детстве у нас есть семья и друзья, но с возрастом мы постепенно осознаём принадлежность к более масштабным группам — гендерным, этническим, религиозным, профессиональным и так далее. И начинаем делить окружающих на «своих» и «чужих».

Читать еще:  Курс подготовки к егэ по английскому языку

Курс этот затрагивает межгрупповые конфликты и разъясняет, почему люди отвергают «чужих». А также рассказывает, что происходит с жертвами дискриминации, откуда берутся предрассудки и стереотипы, и предлагает варианты налаживания контакта с представителями другой группы.

7. Практика разрешения конфликтов. Я — семья — работа — общество

Ещё один курс, который поможет разобраться в сущности конфликтов и сформировать позитивное отношение к ним.

Автор рассказывает о предпосылках, структуре и особенностях внутриличностных и семейных конфликтов, а также разногласий на работе.

Вы научитесь диагностировать и анализировать трудные ситуации, находить причины и выбирать правильную стратегию их разрешения.

8. Основы криминальной психологии

Чужая душа — потёмки. Особенно сложно понять, что движет нарушителями закона и побуждает их совершать злодеяния. Курс как раз для тех, кто хочет разобраться в этом.

Опытный криминолог расскажет, как особенности личности влияют на поведение преступника, виноваты ли в его поступках психические расстройства и какую роль здесь играют агрессивные мысли и эмоции.

Вы также узнаете, какие психологические причины стоят за преступлениями, и сможете критически оценивать криминальные сводки новостей.

9. Психология познавательных процессов

Объёмный курс, охватывающий как когнитивные процессы — ощущение, восприятие и мышление, — так и «сквозные» психические процессы — память, внимание и воображение.

Вы узнаете, в чём особенности каждого из них, как они устроены и за что отвечают, разберётесь, как мы исследуем окружающий мир, а также воспринимаем, организуем и обрабатываем информацию.

10. Как выйти из сценария и стать счастливым

Сценарии, по которым мы живём, зарождаются в раннем детстве. И в большинстве случаев именно они мешают нам в итоге стать счастливее.

«Не везёт в любви», «меня всегда бросают», «у меня ничего не получится» — типичные примеры. И, несмотря на множество позитивных сценариев, чаще всего мы остаёмся в негативном и сами программируем себя на несчастья.

Выйти из этого плена можно, но будет непросто. Психолог рассказывает, как это сделать, объясняет процесс формирования сценариев, разбирает конкретный случай из жизни и приводит пример из классической литературы — Евгения Онегина.

Бесплатные онлайн-курсы по психологии

Человеческая психика – понятие сложное и загадочное, но наука многое может о ней рассказать. Для тех, кто решил изучать психологию, мы собрали онлайн-курсы, которые помогут вам понимать и оценивать людей, разбираться в себе и в тонкостях межличностных отношений, анализировать конфликты и выбирать оптимальные стратегии поведения. Все курсы в подборке доступны бесплатно на русском языке.

Практики конфликтования: Конфликтовать нельзя жить мирно – из 32 лекций заинтересованная аудитория научится анализировать конфликты в своей жизни и выбирать оптимальные стратегии и тактики поведения в них. Вы узнаете, стоит ли любой ценой избегать конфликтов, о стилях и тактике поведения, как управлять конфликтом, какова специфика отдельных его видов и о положительных последствиях для человека, вступившего в конфликт. Курс скоро стартует на платформе Универсариум.

Психология познавательных процессов – 15 лекций доктора психологических наук Марии Фаликман о процессе мышления, феноменах восприятия, памяти, внимания и воображения. В этом курсе речь пойдёт обо всех познавательных процессах человека, сгруппированных в два класса: с одной стороны, когнитивные процессы, которые дают нам представление о мире, – ощущение, восприятие и мышление; с другой стороны, процессы «сквозные», пронизывающие наше познание и задающие ось психологического времени, – память, внимание и воображение. Курс доступен на сайте ПостНаука.

Психология города: неврозы, нарциссизм и любовная зависимость – подборка из четырёх видеолекций, чтобы разобраться, какие неврозы преследуют горожан, как феномен нарциссизма и нарциссического родительства расцветает на почве амбиций, порождённых мегаполисом, и какие тенденции сексуального поведения преобладают в современном обществе.

Социальная психология – в курсе, доступном на сайте университета «ИНТУИТ», даётся систематическое изложение основ социальной психологии. Здесь освещены такие фундаментальные проблемы, как социальная психология личности, взаимовлияние личности и группы, общение и социальное познание, межличностное влияние. Обстоятельно рассмотрена также история развития социально-психологического знания, предлагается обзор основных методов социальной психологии.

Психология общения – курс, предложенный на сайте университета «ИНТУИТ», посвящён вопросам, которые помогут разобраться в себе, прежде чем строить отношения в семье, на работе, в бизнесе и просто в личной жизни. На занятиях изучаются проблемы, которые возникают во взаимоотношениях с друзьями, партнёрами, членами семьи, а также эмоции, настроение, переживания, страхи, чувство вины и должестование перед родными. В курс включены и такие направления, как бизнес-психология, т. е. психология партнёрской работы, работа с клиентами и вопросы, которые вызывают дополнительный интерес в современном бизнесе.

Основы теории нейронных сетей – на сегодняшний день существуют две взаимно обогащающие друг друга цели нейронного моделирования: первая – понять функционирование нервной системы человека на уровне физиологии и психологии, вторая – создать вычислительные системы (искусственные нейронные сети), выполняющие функции, сходные с функциями мозга. Именно эта последняя цель и находится в центре внимания курса. В лекциях курса от университета «ИНТУИТ» рассматриваются такие классические нейроно-сетевые парадигмы, как персептроны, сети Хопфилда и Хэмминга, сети встречного распространения, двунаправленная ассоциативная память, теория адаптивного резонанса, когнитроны и неокогнитроны. Для каждой рассматриваемой сети дается описание её архитектуры, алгоритмов обучения, анализируются проблемы ёмкости и устойчивости сети.

Защита детей от вредной информации – специальный курс, рассчитанный для родителей и учителей, о том, как правильно настроить компьютер и интернет, чтобы оградить детей от вредной информации. В курсе, доступном на сайте университета «ИНТУИТ», рассматриваются общие вопросы, связанные с вызовами информационного общества и современных технологий, даются советы психологов по профилактической работе с детьми и практические рекомендации по технической защите и использованию специального программного обеспечения.

Психология и педагогика – этот учебный курс доступен на сайте университета «ИНТУИТ». Его разработали в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. В лекциях раскрываются вопросы, составляющие основу научных, методологических и практических компетенций в области современного психолого-педагогического знания.

Развитие рационального интеллекта – курс, доступный на Стэпик, состоит из 5 модулей, в каждом из которых рассматриваются основные подходы в изучении интеллекта и основанные на этом принципы создания техники развития своих интеллектуальных ресурсов. Особое внимание уделяется базовым когнитивным стилям, что позволяет формировать и развивать индивидуальные особенности своего интеллекта, а также создавать у себя новые интеллектуальные привычки.

Превью: Жоан Миро, Constellation phila.

Психология учебный курс

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Читать еще:  Медицинские курсы на медсестру петрозаводск

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯэто психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

-активность -уныние -усталость -раздражительность

-пассивность -бодрость -апатия -рассеянность

-устойчивый интерес -убежденность -угнетенность -творческий подъем и др.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

· Коммуникативная деятельность (общение)

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

1. Отражение человеком своего места в окружающем мире

— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2. Регуляция поведения и деятельности

— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3. Отражение воздействий окружающей действительности

— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

— происходит с помощью познавательных психических процессов.

— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Биология — раскрытие биологических закономерностей протекания психической деятельности, изучение физико-биологических процессов, которые сопровождают проявления психики.

Физиология — связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС, раскрытие нервных механизмов психической деятельности.

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Философия психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология — область психологической науки, изучающая природу и общие законы психики человека, разрабатывающая основные понятия этой науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Глубинная психология — психология, особо важную роль отводящая бессознательному в человеке.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая и объясняющая индивидуальные различия людей.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Патопсихология — область исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

Психология спорта — область, где знания психологии используются для подготовки спортсменов.

Психология управления — отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

Читать еще:  Курсы переподготовки переводчиков

ВЫВОД: таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики и находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Психология — сложная для изучения настолько, насколько сложен для исследования ее предмет — психика и поведение человека. Поэтому неудивительно, что становление этой дисциплины шло извилистыми путями в поисках истин и заблуждений, прежде чем она стала тем, чем является на сегодняшний день.

Психология учебный курс

На факультете психологии МГУ студенты обучаются по программам подготовки специалистов:

  • 37.05.01 Клиническая психология
  • 37.05.02 Психология служебной деятельности
  • 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения

Выпускники после выполнения учебного плана сдают государственный экзамен и защищают выпускную квалификационную работу.

Структура учебного плана специалитета

Из более 5 000 часов аудиторных занятий, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и практические занятия 60 % приходится на базовую часть (общеобразовательные дисциплины социально-гуманитарного цикла, общеобразовательные дисциплины естественно-научного и математического цикла, фундаментальные психологические дисциплины) и 40 % на вариативную часть (дисциплины специализации, элективные и факультативные курсы).

В цикле социально-гуманитарных дисциплин изучаются:

  • История отечества
  • Философия
  • История зарубежной философии
  • История русской философии
  • Логика
  • Этика
  • История и теория религии
  • Культурная антропология
  • Социология
  • Экономика
  • Политология
  • Основы Российского права
  • Иностранный язык (английский, немецкий, французский)
  • Педагогика

Естественнонаучные дисциплины включают два цикла: биологические и математические.

В цикле биологических дисциплин изучаются:

  • Анатомия и морфология центральной нервной системы
  • Физиология центральной нервной системы
  • Физиология сенсорных систем
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Антропология
  • Экология

В цикле математических дисциплин изучаются:

  • Высшая математика
  • Математические методы в психологии
  • Информатика и ЭВМ в психологии

Учебный план дневного отделения включает также следующие общие дисциплины:

  • Физическое воспитание
  • Действия населения в чрезвычайных ситуациях
  • Военное дело (дополнительное образование)

Занятия физической культурой проводятся в течение первых двух лет обучения по 4 часа в неделю на хорошо оборудованных спортивных базах университета. Наиболее физически подготовленные студенты могут заниматься в одной из 32 спортивных секций МГУ.

Зачисление студентов на военное обучение производится на добровольной основе при условии, что к моменту окончания университета студент не достигнет 27-летнего возраста. Программа подготовки предусматривает возможность военного обучения граждан женского пола. Военное обучение ведется на 2–4 курсах по специальности «военная психология» и состоит из теоретического и практического курсов обучения, а также учебного сбора (стажировки) в войсках или при факультете военного обучения. Изучение студентами специальных дисциплин проводится на базе знаний, получаемых ими на кафедрах факультета психологии. Студентам, проходящим военное обучение, выплачивается дополнительная стипендия.

Выпускникам факультета, прошедшим полный курс военного обучения и сдавшим выпускные экзамены по военному обучению, присваивается офицерское воинское звание «лейтенант» и квалификация «психолог полка».

Фундаментальная психологическая подготовка складывается из курсов:

  • Общая психология
  • Психология личности
  • Психология сознания
  • История психологии
  • Экспериментальная психология
  • Дифференциальная психология
  • Основы психодиагностики
  • Методологические проблемы психологии
  • Психологический практикум

В общем психологическом практикуме, выполняя задания по разделам: «Наблюдение и беседа в психологии», «Эксперимент», «Психодиагностика», «Измерение в психологии», студенты получают серьезные навыки психологического исследования.

Фундаментальная психологическая подготовка включает также учебные дисциплины, которые знакомят студентов с отраслями психологической науки и практики:

  • Социальная психология
  • Клиническая психология
  • Специальная психология
  • Основы нейропсихологии
  • Психофизиология
  • Психогенетика
  • Возрастная психология
  • Педагогическая психология
  • Психология труда и инженерная психология
  • Зоопсихология и сравнительная психология
  • Методика преподавания психологии

В цикле дисциплин специализации студенты более основательно знакомятся с избранным направлением психологической науки и практики, а также профессионально овладевают методами исследования, диагностики и консультирования. Дисциплины специализации изучаются, начиная с 3-го курса.

К педагогической работе студенты готовятся, изучая курсы педагогики и методики преподавания психологии, проходя педагогическую практику в университетах, педагогических и медицинских колледжах.

Подготовка к практической работе осуществляется через систему практик: учебной и производственной. Студенты проходят профессиональные супервизии в стенах Университета и на местах будущей работы. Базовыми учреждениями для практики являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и школы, психологические лаборатории клиник и предприятий, психологические центры т.д.

Особое внимание уделяется на факультете вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу. Они широко привлекаются к исследованиям в лабораториях факультета и его базовых учреждений. За весь период обучения студенты выполняют пять курсовых работ. На факультете активно работает научное студенческое общество, ежегодно проводятся Всероссийские научные студенческие конференции и выездные научные психологические школы. Результаты студенческих исследований публикуются в отечественных и зарубежных научных изданиях. Рефераты исследований лауреатов ежегодного конкурса дипломных работ публикуются в журнале «Вестник Московского университета».

На факультете имеется библиотека с читальным залом и абонементом (более 70.000 единиц хранения), несколько компьютерных классов, несколько пунктов электронной почты, возможность пользоваться интернетом и библиографической базой данных PSYCHLIT, имеются хорошо оборудованные психологические лаборатории для проведения общего и специальных практикумов,

Факультет психологии тесно сотрудничает в подготовке студентов с Институтом психологии Российской академии наук, Психологическим Институтом Российской академии образования, Научным Центром Психического Здоровья Российской Академии Медицинских Наук и рядом других институтов психологического, педагогического и медицинского профиля, а так же с другими факультетами МГУ и многими вузами. На базах и в лабораториях этих институтов студенты проходят производственную практику, выполняют курсовые и дипломные работы; сотрудники этих учреждений читают курсы лекций и руководят практическими и исследовательскими работами студентов факультета психологии.

Образовательные программы факультета психологии обеспечиваются высококвалифицированными преподавателями многих факультетов Московского университета: механико-математического, физического, биологического, философского, юридического, факультета иностранных языков, Центра Социально-Гуманитарного образования МГУ.

Студенты-психологи имеют возможность бесплатно посещать и сдавать (факультативно) любые курсы интересующих их дисциплин, которые изучаются на других специализациях факультета, а также на других факультетах МГУ.

Для иностранных студентов имеется возможность обучения также по 6-ти летней образовательной программе подготовки бакалавра (4 года) и магистра психологии (2 года).

Учебные планы подготовки бакалавра и магистра соответствуют в основном учебным планам подготовки дипломированных специалистов. Программа подготовки магистра психологии дополняется некоторыми дисциплинами, которые традиционно осваивались аспирантами 1-го года обучения. Содержание дисциплин по специализации в подготовке дипломированных специалистов в целом соответствует содержанию специальных дисциплин магистерских программ.

Учебный год

Учебный год на факультете психологии состоит из двух семестров:

  • осенний семестр – 18 недель с 1 сентября по 25 декабря;
  • весенний семестр – 16 недель с 7 февраля по 25 мая.

Экзаменационные сессии: с 3 января по 25 января и с 1 июня по 25 июня.

Каникулы: с 25 июня по 31 августа и с 26 января по 6 февраля.

Занятия на очной форме обучения начинаются в 9.00.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector