Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология школьный курс

10 бесплатных онлайн-курсов по психологии

Научитесь разрешать конфликты, избавьтесь от негативного жизненного сценария и узнайте, почему люди совершают преступления.

1. Психология человека

В материалах курса доступным языком изложены основные понятия психологии человека. Из теоретического блока вы узнаете, что управляет действиями и поступками людей, какой структурой и свойствами обладает личность, как зарождается мотивация и почему одни упорно стремятся к большему и достигают успехов, а другие не могут добиться даже самых посредственных результатов.

Отдельные уроки будут посвящены психологии развития и становления личности — как понять, каким вырастет ребёнок, от чего это зависит и можно ли на это повлиять — и взаимодействию человека и социума.

В конце курса есть список рекомендованной литературы, перечень интересных психологических эффектов, а также примеры экспериментов и игр, которые помогут закрепить теоретические знания и применить их на практике.

2. Практики конфликтования: конфликтовать нельзя жить мирно

Название курса неслучайно: вопрос, где ставить запятую, кажется очевидным, но лекторы расскажут и про обратную точку зрения.

Большинство из нас сталкивается с конфликтами ежедневно. И многие стараются всеми возможными способами их избежать, ведь это трата эмоциональных ресурсов, стресс и сплошной негатив.

Однако иногда разногласия и споры могут быть полезны. Например, они помогают людям лучше узнать друг друга, учат достигать взаимопонимания, повышают активность человека и его чувство ответственности и стимулируют развитие личности.

Поэтому не спешите сглаживать неприятную ситуацию любой ценой. Разберитесь, как управлять конфликтом, и узнайте о тактиках и стилях поведения в такие моменты. Послушайте мнение специалистов — возможно, вы измените свои взгляды на выяснение отношений.

3. Психология сознания

Сознание человека — тайна, которая до сих пор остаётся нераскрытой. И на протяжении всех периодов развития психологии как науки появлялись новые подходы к изучению и пониманию этого феномена, рождались новые определения.

В этом курсе лекторы расскажут об истории исследований сознания, объяснят, как строятся теории и гипотезы и как их нужно проверять экспериментально. Вы также узнаете, как работает закон разрыва шаблона, почему происходит искажение воспоминаний, как ожидания становятся реальностью и зачем нужны ограничения.

4. Психолингвистика

Психолингвистика — это комплексная дисциплина, исследующая речевые процессы и находящаяся на стыке психологии и лингвистики. Этот курс познакомит всех желающих с основными понятиями, терминами, современными подходами и методами данной сферы.

Авторы расскажут о существующих теориях появления языка, экспериментальной морфологии и синтаксисе, а также о лингвистических исследованиях письма, чтения, билингвизма, устной спонтанной и детской речи.

5. Психология коммуникации

Общение занимает большую часть нашего времени. Это не только беседы с друзьями, родственниками или коллегами, но и диалоги на кассе в магазине или пустяковый разговор с прохожим на улице. А ещё — это не всегда только слова. О чём вам и расскажут во время прохождения курса.

Лекции будут посвящены невербальной коммуникации, эффективным методам убеждения и тактике ведения переговоров, особенностям групповой дискуссии, а также специфике общения онлайн.

6. Психология межгрупповых отношений

В детстве у нас есть семья и друзья, но с возрастом мы постепенно осознаём принадлежность к более масштабным группам — гендерным, этническим, религиозным, профессиональным и так далее. И начинаем делить окружающих на «своих» и «чужих».

Курс этот затрагивает межгрупповые конфликты и разъясняет, почему люди отвергают «чужих». А также рассказывает, что происходит с жертвами дискриминации, откуда берутся предрассудки и стереотипы, и предлагает варианты налаживания контакта с представителями другой группы.

7. Практика разрешения конфликтов. Я — семья — работа — общество

Ещё один курс, который поможет разобраться в сущности конфликтов и сформировать позитивное отношение к ним.

Автор рассказывает о предпосылках, структуре и особенностях внутриличностных и семейных конфликтов, а также разногласий на работе.

Вы научитесь диагностировать и анализировать трудные ситуации, находить причины и выбирать правильную стратегию их разрешения.

8. Основы криминальной психологии

Чужая душа — потёмки. Особенно сложно понять, что движет нарушителями закона и побуждает их совершать злодеяния. Курс как раз для тех, кто хочет разобраться в этом.

Опытный криминолог расскажет, как особенности личности влияют на поведение преступника, виноваты ли в его поступках психические расстройства и какую роль здесь играют агрессивные мысли и эмоции.

Вы также узнаете, какие психологические причины стоят за преступлениями, и сможете критически оценивать криминальные сводки новостей.

9. Психология познавательных процессов

Объёмный курс, охватывающий как когнитивные процессы — ощущение, восприятие и мышление, — так и «сквозные» психические процессы — память, внимание и воображение.

Вы узнаете, в чём особенности каждого из них, как они устроены и за что отвечают, разберётесь, как мы исследуем окружающий мир, а также воспринимаем, организуем и обрабатываем информацию.

10. Как выйти из сценария и стать счастливым

Сценарии, по которым мы живём, зарождаются в раннем детстве. И в большинстве случаев именно они мешают нам в итоге стать счастливее.

«Не везёт в любви», «меня всегда бросают», «у меня ничего не получится» — типичные примеры. И, несмотря на множество позитивных сценариев, чаще всего мы остаёмся в негативном и сами программируем себя на несчастья.

Выйти из этого плена можно, но будет непросто. Психолог рассказывает, как это сделать, объясняет процесс формирования сценариев, разбирает конкретный случай из жизни и приводит пример из классической литературы — Евгения Онегина.

Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика

Несмотря на то что в последние годы школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у нее сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, все же и сегодня задачи психологического информирования и популяризации психолого-педагогических знаний остаются актуальными.

На психологических лекциях школьный психолог удовлетворяет имеющийся у людей интерес к психологии вообще и рассказывает о конкретных возможностях практической психологии применительно к школьным проблемам в частности. При помощи правильно построенных лекций психолог стремится скорректировать систему школьных ожиданий: описать формы и методы конкретной психологической помощи и возможные результаты психологической работы, что позволит ему в какой-то степени нейтрализовать неадекватные школьные ожидания и расширить представления слушателей о практической психологии в школе. Кроме этого, лекционная работа поможет психологу за довольно непродолжительный период времени охватить практически все школьные группы, а также, что немаловажно, познакомиться с ними.

Кому? Когда? Где? Что читать?

Кому? При чтении психологических лекций желательно, чтобы аудитория слушателей была однородной и интересовалась в целом общими проблемами. В школе выделяются следующие группы потенциальных слушателей психологических лекций: представители школьной администрации, учителя начальных, средних и старших классов, учащиеся начальных (для них организуются беседы о психологии), средних и старших классов и их родители (соответственно возрасту их детей).

Когда? Для чтения психологических лекций необходимо выбирать время, удобное для большинства слушателей. Для учителей это может быть специально отведенное время после уроков. Родители с удовольствием послушают интересную психологическую лекцию на родительском собрании. Школьники – либо на одном из уроков (по договоренности с классным руководителем), либо сразу после уроков.

Продолжительность психологической лекции может колебаться от 15-20 минут до одного часа.

Где? Можно выбрать либо актовый зал школы, либо одну из классных комнат. Не рекомендуется читать лекции в учительской или кабинете директора.

Что читать? При составлении тематической программы лекций психолог должен учитывать два основных условия: состав аудитории и ее интересы.

Что интересно школьной администрации, учителям, школьникам и их родителям? (Или о чем следует помнить, составляя программы лекционных курсов)

Интересы школьной администрации

  • Каковы возможности практической психологии относительно повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе?
  • Как строить программу развития школы?
  • Может ли психолог помочь в организации дифференцированного обучения?
  • Может ли психолог оказать помощь в организации специализированных классов (например, экономических, педагогических, математических и других)?
  • Как эффективно управлять педагогическим коллективом школы?
  • Как конструктивно разрешать конфликты, возникающие между школьной администрацией, учителями и родителями?

Общие интересы учителей

  • Как организовать эффективные взаимоотношения с родителями?
  • Как правильно строить беседы с родителями?
  • Как научиться сбрасывать усталость и утомление после рабочего дня?

Интересы учителей начальных классов

  • Какие программы обучения и воспитания младших школьников наиболее эффективны?
  • Какую психолого-педагогическую литературу следует читать, например, при желании освоить методику развивающего обучения?
  • В чем различия между разными системами развивающего обучения (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.)?
  • Где и когда организуются обучающие семинары для учителей начальных классов, желающих освоить определенную систему обучения младших школьников?
  • Каким образом учитель может помочь «трудному» ребенку (зажатому и скованному, гиперактивному и не умеющему контролировать свое поведение, часто плачущему, отказывающемуся от общения, и т.п.)?

Интересы учителей средних классов

  • Как заинтересовать подростков учебой?
  • Что делать с «трудным» подростком, который прогуливает уроки (грубит, нарушает дисциплину, имеет низкую успеваемость и т.п.)?
  • Как взаимодействовать с подростком, совершившим асоциальный поступок?
  • Как культурно организовать свободное время подростков?
  • Как реагировать на то, что подростки курят?
  • Как относиться к ранней любви подростков?

Интересы учителей старших классов

  • Как помочь старшеклассникам успешно сдать выпускные экзамены?
  • Как помочь юношам и девушкам выбрать будущую профессию по интересам и в соответствии с их способностями?
  • Как заинтересовать старшеклассников учебой?
  • Как относиться к юношеской любви?
  • Как применять педагогические средства воздействия, если старшеклассник совершил асоциальный поступок?

Интересы родителей младших школьников

  • Как помочь ребенку хорошо учиться (выполнять домашние задания)?
  • Как преодолеть трудности ребенка в процессе школьной адаптации (общения с учителем, одноклассниками, привыкания к школьной жизни)?
  • Как построить режим дня ребенка, чтобы он не переутомлялся?
  • Какие дополнительные секции, кружки и курсы позволительны для младшего школьника?
  • Почему ребенок часто болеет (плохо спит, кушает без аппетита)?
  • Как влияют семейные отношения на успеваемость ребенка?
Читать еще:  Курсы флориста в москве

Интересы родителей подростков

  • Как наладить общение со своим ребенком?
  • Что делать, если подросток никого не слушается в семье и школе?
  • Как отвечать на грубость подростка?
  • Что делать, если подросток курит?
  • Что делать, если подросток попал в дурную компанию (поздно приходит домой, что-то скрывает и т.п.)?
  • Как заинтересовать подростка учебой?
  • Что делать, если подросток ничем не интересуется?
  • Что делать, если девочка-подросток пользуется слишком яркой косметикой?
  • Как реагировать, если подросток совершил асоциальный поступок?
  • Как определить специальные способности подростка и помочь ему в их развитии?

Интересы родителей старшеклассников

  • Как помочь своему ребенку хорошо закончить школу и успешно сдать выпускные экзамены?
  • Как определить профессиональную направленность и интересы юноши или девушки?
  • Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?
  • Что делать, если старшеклассники решили пожениться?
  • Что делать, если девушка или юноша имеют половые отношения?
  • Что делать, если родители заметили, что их дети употребляют наркотики?

Интересы младших школьников

  • Прослушать интересную психологическую беседу. Поиграть в интересные психологические игры. Получить эмоциональную поддержку.

Интересы подростков

  • Кто такой психолог? Чем он занимается и чем отличается от психиатра и психотерапевта? Можно ли верить астрологам? Как относиться к экстрасенсам?
  • Как научиться свободно и непринужденно общаться в компании и с девушками?
  • Как научиться отстаивать свои взгляды в группе старшеклассников?
  • Как научиться преодолевать страх?
  • Как не ссориться с учителями и родителями?

Интересы старшеклассников

  • Как научиться свободно общаться с девушками или юношами?
  • Как научиться решать любовные проблемы?
  • Как общаться с родителями и учителями, отстаивая свою независимость?
  • Какую выбрать профессию?
  • Как оценить свой характер и понять самого себя?
  • Как успешно сдать выпускные экзамены?
  • Старшеклассники имеют потребность в разговорах о жизненных проблемах (построении семьи, жизненных целях и т.п.).

Разумеется, здесь перечислены не все интересы выделенных школьных групп, а только незначительная их часть. В данном случае важно не составление подробного «банка интересов» для каждой школьной группы – этим вы займетесь сами в своей школе. Важна сама идея, что чтение психологических лекций в школе будет эффективным лишь тогда, когда психолог планирует тематику лекций дифференцированно, для каждой школьной группы, ориентируясь на интересы и запросы своих слушателей.

ТЕМА 4. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Цель преподавания психологии в школе

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Цель преподавания психологии в школе

2. Основные принципы отбора материала по психологии для школы

В настоящее время психология как научная, так и практическая сфера начинает занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны.

В наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в развитии современной системы образования. Психологи пришли в детские сады, школы как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит создание условий для благоприятного и позитивного переживания ребенком детства, оказания помощи, в случае необходимости, как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении и понимании проблем обучения, поведения, общения.

Весьма интенсивно психологи проводят научно-практическую просветительскую работу со взрослыми, полагая, что им без психологических знаний невозможно грамотно включать ребенка в процесс обучения, воспитания в семье, образовательном учреждении.

Занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, проводятся и с учащимися. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем по психологии. Конкретные советы психолога, семинары не составят целостного представления о психическом развитии человека.

Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной части общего школьного образования.

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Еще в 1789 году в Москве была издана «Краткая психология, или учение о душе для детей» Г.Кампе (нем.) В 1906 году психология была введена в общеобразовательный школьный курс, но в связи с непроработанностью курса и отсутствием преподавателей через три года исключили.

С 1947 по 1958 годы основы психологии изучались в старших классах школы по учебнику Б.М. Теплова. Борис Михайлович подчеркивал, что психология дает возможность понимать самого себя, что очень важно для самовоспитания, для того, чтобы выбрать такую специальность, в которой можно принести больше пользы родине и получить больше всего удовольствия.

В обсуждении проблемы преподавания психологии участвовали известные российские ученые Павел Петрович Блонский, Корнилов Константин Николаевич.

Георгий Иванович Челпанов задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений.

Дети и сейчас имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира своего и других людей. Таким образом, на протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центе внимания ученых.

В чем может заключаться целесообразность преподавания психологии в школе? Прежде всего, преподавание такого предмета в школе отвечает интересам современного общества. Провозглашенная обществом гуманизация основана на психологических законах общения и взаимодействия людей. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит реализацию этого принципа. Поэтому необходимость психологического образования со школьных лет вытекает из потребностей современной общественной жизни. Такое образование может стать основой психологической культуры, которой обществу недостает.

Гуманизация образования – это не защита учащихся от современных противоречий жизни, а подготовка их к самостоятельной, активной жизни в обществе социальных перемен. Сейчас мы сталкиваемся с определенным противоречием: государственное образование ставит задачу полноценного развития человека, но сама система образования накладывает весьма существенные ограничения на возможность решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о нем самом как представителе рода человеческого. Незнание законов развития психики приводит к тому, что ребенок не может сделать выводы о самом себе, о своих интересах и способностях, своих сильных и слабых сторонах.

В настоящее время преподавание психологии представляет собой эпизодические включения отдельных психологических знаний в общий процесс обучения. Знания о внутреннем мире человека должны быть систематизированными, а не фрагментарными.

Поэтому , по мнению И.В. Дубровиной, целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Реализация цели требует решения психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

— формирование у школьников общих представление о психологии как науке;

-оказание помощи детям в открытии внутренного мира человека;

-пробуждение интереса ребенка к другим людям и самому себе;

-развитие интеллектуальной сферы;

-развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

-развитие эмоциональной сферы;

-понимание переживаний других людей.

Когда начинать преподавание психологии в школе?

В настоящее время существует немалое количество учебников по школьному курсу «Психология» Большинство из них предназначены для старших классов школы. Но именно в начальное школе берет свое начало мировоззрение ребенка, включающего в себя понимание человека как активной части реального мира. По мнению И.В. Дубровиной, наиболее благоприятным возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9-10 лет (3-4 классы). Дети к этому времени умеют писать и читать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, понятии, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих.

2Основные принципы отбора материала по психологии для школы

Вопрос заключается в том, какой материал из науки отобрать как необходимый и каким образом его распределить по возрастам. Основные принципы отбора научного материала для любого учебного предмета и определения метода его преподавания были сформулированы еще П.Ф. Каптеревым (они актуальны и сейчас).

Сообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки. Проблема в том, что в психологии борются между собой различные психологические направления, но в психологии есть положения, принятые всеми направлениями. Именно эти бесспорные вопросы должны входить в состав школьной науки. Обычно, в содержание учебников включаются на доступном для понимания учащихся уровне материалы по общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности.

Сообразность содержания преподавания со свойствами детской натуры и личностными особенностями детей. При разработке курса должны учитываться основные характеристики и закономерности развития ребенка на разных этапах школьного детства. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как о человеке. Это означает, что в процессе обучения психологии следует руководствоваться интересами ребенка как растущего человека и развивающейся личности.

Сообразность содержания и метода преподавания с личностью учителя. Чтобы нести в образовательные учреждения психологическую культуру, сами специалисты – практические психологи должны ею обладать. Это – очень емкое понятие:

Во-первых, оно включает в себя глубокое знание психологии;

Во-вторых, умение реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях, профессиональной деятельности;

В-третьих, широту кругозора, диапазон жизненных интересов, видение профессиональной и личностной перспективы. (Еще Козьма Прутков отмечал: смотри вдаль – увидишь даль, смотри в небо – увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя).

Читать еще:  Курсы повышения квалификации для педагогов в москве

Еще раз напомним, что дидактика – это научная дисциплина, которая изучает теорию образования и обучения.

Обучениепредставляет собой совместную деятельность учащегося и учителя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда является процессом взаимодействия ученика и учителя.

Понятие «образование» несколько шире по своему значению, чем понятие «обучение».

Образование — процесс и результат усвоения человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в обществе. Может проходить как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия учителя в прямом смысле этого слова.

Дидактика разрабатывает общие принципы преподавания учебных предметов в школе. В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях урок является традиционным видом классной работы. Урок — наиболее доступная для учащихся форма организации учебного процесса: переходы от одного вида деятельности к дру­гому на уроке снижают усталость от однообразной работы. Он отвечает воз­растным возможностям учащихся, особенно на младших курсах. Многоплановость и многогранность урока позволяют сформировать ряд требований к нему.

1.Урок по психологии

2.Эмоциональные состояния школьников на уроке

Специфика восприятия психологической информации детьми и методы преподавания психологии в школе

Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на наш взгляд, – помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, – целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий.

Своеобразие «Психологии» как учебного предмета в школе характеризуется наличием учебной задачи, учебно-воспитательного процесса и результата обучения. В практике обучения используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения.

В школах, гимназиях, лицеях традиционно используется такой вид классной работы, как урок. Типичный урок включает определенные формы учебной деятельности: проверку домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового матери-ала, постановку домашнего задания. Существуют, однако, разные типы уроков, которые предполагают другие виды учебной деятельности.

В последнее время в школах и гимназиях используются разные формы проведения урока, включая, например, лекционные, семинарские формы и т.д.

Психология в средних учебных заведениях часто преподается в форме факультативных занятий. Факультативное занятие — это тоже урок, но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Это право определяется учебным планом школы. Факультативный предмет предполагает оценку усвоенных знаний и умений. В рамках учебной работы по предмету учащимся могут даваться задания по подготовке рефератов.

В качестве методов преподавания психологии в школе выделяют: 1) анализ фактов поведения детей и взрослых; 2) беседы по психологии; 3) использование элементов устного народного творчества (песни, пословицы, сказки); 4) игровое моделирование ситуаций, направленное на развитие психологической наблюдательности и выработку практических умений и навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, в классном коллективе или группе сверстников; 5) методы творческого самовыражения детей в рисунке и письменные работы по психологии для выражения ребенком своего видения предмета психологии, других людей и мира в целом; 6) тренинги (самопознания, коммуникативные, групповой сплоченности и т.д.).

Формой преподнесения психологических знаний ученикам должна быть проблемная задача – вопрос, содержащий ранее неизвестное и побуждающий ребенка к творческому мышлению, к самостоятельной познавательной деятельности для нахождения ответа.

Содержание программ курсов по психологии в школе И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой

Программа школьного курса «Психология» (И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой) предполагает изучение психологии в средней общеобразовательной школе с 3-го по 11 класс. Данная программа имеет целью способствовать овладению школьниками основами психологической культуры, что предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, с миром людей, с собственным миром. Содержание программ направлено на формирование у учащихся общих научных знаний по психологии и знаний об основных закономерностях психического и личностного развития на различных возрастных этапах (младший, средний и старший школьный возраст):

-младший школьный возраст (дети 7-10лет, или уч-ся начальной школы) – знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, внимания, произвольности, речи младших школьников как базы для последующего развития и успешного их обучения в средних и старших классах;

-подростковый возраст (период отрочества – 10-14 лет или уч-ся 5-8-х классов) – в связи с ведущей деятельностью в этом возрасте (общение со сверстниками) программа изучения психологии в средних классах предусматривает изучение таких тем, как «Психология индивидуальных различий», «Психология общения», «Психология человека в группе и коллективе», «Психология деят-ти человека»;

-старший школьный возраст (15-17 лет, или уч-ся 9-11-х классов) – основное внимание уделяется к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному, формированию у них готовности войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место.

Основная форма занятий – урок по психологии.

Содержание программы занятий по психологии в школе И.Вачкова «Психологическая азбука»

Программа представляет собой серию развивающих групповых занятий для уч-ся начальной школы (1-4 класс). Данная программа имеет целью развитие личности ребенка, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, кот-ые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Содержание программы составляет знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировка элементарных умений и навыков рефлексии, что достигается через построение связи между материалом психологии как науки и психологическим материалом (содержание внутреннего мира каждого конкретного ученика).

Включает 3 основных блока:

-ориентированный на личностную сферу (осознание личностных особенностей и оптимизация отношения к себе);

-ориентированный на деят-ть (осознание себя в системе учебной деят-ти);

-ориентированный на общение (осознание себя в системе отношений с другими людьми – сверстниками и взрослыми).

Типы работы на занятиях: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деят-ть, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок.

Содержание программы занятий по психологии в школе Я.Л.Коломинского «Основы психологии»

Направлена на формирование у старшеклассников психологической культуры личности как важнейшего условия ее развития и саморазвития. Данная программа построена на основе сочетания в рамках единого курса основополагающих сведений по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии с изложением соответствующего материала из области практической психологии.

В ее содержании представлены теоретические положения научной психологии, изучаемые углубленно, и психологический практикум (демонстрационные опыты, психологический тренинг личностного роста, коммуникативных умений, совершенствования познавательной деятельности и др.). При этом учитываются уровень и потребности личностного развития старшеклассников, стоящая перед ними необходимость решать задачи жизненного и профессионального самоопределения.

Основной формой обучения является урок по психологии.

Содержание программы занятий по психологии в школе О.Хухлаевой «Тропинка к собственному Я»

Нацелена на обеспечение психологического сопровождения детей и подростков в системе дошкольного и школьного образования посредством организации и осуществления психологической поддержки процессов их психологического и личностного развития в соответствии с актуальными задачами конкретного возрастного периода. В программе выделены следующие содержательные блоки:

-как сохранить психологическое здоровье дошкольников – представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников;

-уроки психологии в начальной школе (1-4класс) – имеет целью помощь младшим школьникам в овладении навыками самопонимания, взаимодействия со сверстниками, учителями и родителями, в поиске ими своего места в школьной жизни;

-уроки психологии в средней школе (5-6 класс) – предоставляет младшим подросткам возможность разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки;

-уроки психологии в средней школе (7-8 класс) – способствует осознанию подростками своих способностей, учит их решать проблемы, помогает им обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.

Основное содержание программы составляют сценарии развивающих и групповых занятий (уроков) по психологии для детей конкретных возрастных групп.

Содержание программ занятий по психологии в школе: программа «Жизненные навыки» С.В.Кривцовой и программа «Уроки самопознания в начальной школе» Е.А.Сорокоумовой

Направлена на развитие эмоционального интеллекта детей и подростков, поэтому основное ее содержание составляют не высшие психические функции, не учебные умения, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — т.е. субъективный мир человеческой души. Жизненные навыки при этом трактуются как личностные действия, предметным содержанием которых являются социальные способы межличностного и внутриличностного взаимодействия. Они приобретаются человеком в процессе решения жизненных задач (актуальная тема, требующая своего решения), специфичных для конкретного возрастного периода и предвосхищающих появление психологических новообразований. В связи с принципом возрастосообразности содержание программы разделено на 2 блока:

-уроки психологии в начальной школе (1-4 класс);

-тренинговые занятия с подростками (5-6 класс).

Основная форма занятий – групповой тренинг.

Программа «Уроки самопознания в начальной школе» Е.А.Сорокоумовой состоит из 2-х частей:

-первая часть направлена на осознание младшими школьниками себя и своего места в окружающем мире;

-вторая часть предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности с целью познания ребенком тех изменений, которые происходят с ним в процессе обучения.

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

23 декабря 1998 г. в Москве состоялась городская научнопрактическая конференция «Психология как учебный предмет в современной средней школе «. Организаторами конференции выступили Психологический институт РАО, Московский городской психологопедагогический институт, Городской психологомедикосоциальный центр и Московский комитет образования. Участниками конференции стали детские практические психологи, работающие в различных учреждениях образования, специалисты в области подготовки психологических кадров, руководители окружных подразделений психологической службы.

Читать еще:  Курсы обучения it

Основная цель конференции, как отметила в своем выступлении И.В. Дубровина, всестороннее обсуждение проблемы преподавания психологии в современной школе. Развитие психологической службы системы образования закономерно повлекло за собой непосредственное включение психолога в учебный процесс. На сегодняшний день проведение уроков психологии является важным аспектом работы школьного психолога. Однако сама эта работа протекает по преимуществу стихийно в силу отсутствия единства позиций, точек зрения на цели, задачи и средства преподавания психологии в школе. Между тем введение в школьную программу нового учебного предмета «Психология » требует обязательного, специально разработанного научнометодического обеспечения. Подобно другим школьным дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.), психология должна вводить ребенка в систему научных понятий и давать определенные практические знания в области психологии. И.В. Дубровина особо подчеркнула, что это первая конференция, посвященная данной теме, и ее задача не в том, чтобы вынести окончательное решение, а в том, чтобы сделать гласными имеющиеся проблемы. Обсуждение этих вопросов проходило как на пленарном, так и на секционных заседаниях конференции.

Преподавание психологии в российской школе имеет давнюю и нелегкую историю, о чем увлекательно рассказал в своем докладе А.В. Петровский. Попытки ввести психологию в круг учебных предметов были предприняты еще в начале века. Первые учебники для учащихся писали такие крупные отечественные психологи, как Г.И. Челпанов и К.Н. Корнилов. Однако уже к началу 30-х гг. психология была вычеркнута из числа школьных дисциплин. Только в 1947 г. психология вместе с логикой вновь была введена в курс средней школы. Новый учебник по психологии был написан Б.М. Тепловым. Этот учебник для старшеклассников не потерял своей актуальности и сегодня. В 1956 г. появился еще один учебник для школьников, подготовленный Г.А. Фортунатовым и А.В. Петровским. Однако с 1959 г. преподавание психологии в школе было прекращено. Одной из причин этого стало отсутствие квалифицированных преподавателей психологии. Только в 90е гг., по сути в конце века, началась широкая подготовка специалистовпсихологов для системы образования. Именно они, по мнению А.В. Петровского, и могут взять на себя функции преподавателей психологии. Особо была подчеркнута необходимость разработки

нового учебника по психологии, дающего целостное представление о человеке и его психическом мире.

Е.А. Климов в своем выступлении высказал убеждение в том, что психологию как учебный предмет можно преподавать не только в старших классах, но и в начальной школе, где она может по праву встать в один ряд с изучением родного языка и математики. Всегда можно найти доступный для ребенка уровень объяснения психологических явлений, подобно тому как мы считаем возможным давать младшему школьнику основы научных знаний о живой природе, об окружающем мире.

Р.С. Немов акцентировал внимание на таком важном вопросе, как цели преподавания психологии в школе. Он, в частности, выделил ряд основных целей: получение школьниками элементарных научных знаний, развитие у них способности к самопознанию и самосовершенствованию, овладение умением влиять на людей и профессиональная ориентация в области психологии. Р.С. Немов подчеркнул, что преподавать психологию в школе может лишь человек, обладающий достаточным педагогическим опытом и глубокими психологическими знаниями. В этой связи он предложил организовать постоянно действующий семинар по обсуждению проблем преподавания психологии в школе.

А.А. Леонтьев высказал еще один важный аргумент в пользу преподавания психологии в школе овладение каждым ребенком элементарной психологической культурой, чего так не хватает нынешним взрослым (педагогам, родителям, руководителям).

Е.С. Романова также подчеркнула, что задачей преподавания психологии в школе является прежде всего сообщение учащимся системы научных знаний, оно ни в коем случае не должно быть отражением чьихто личных представлений о психологии. Преподавание должно быть гарантировано от самодеятельности.

Представитель Министерства образования России Н.В. Морозова обратилась к участникам конференции с просьбой подготовить обращение к органам образования России Министерству образования РФ и к Московскому комитету образования о необходимости введения преподавания психологии в школе.

Все поставленные на пленарном заседании вопросы подробно обсуждались участниками конференции в ходе работы двух секций.

Первая из них была посвящена проблеме целевого предназначения и кадрового обеспечения преподавания психологии в школе. В центре обсуждения были вопросы о целях преподавания психологии в школе, профессиональных требованиях к преподавателю психологии и этике проведения уроков психологии.

Работа второй секции была направлена на обсуждение педагогических аспектов преподавания психологии в школе (программ, учебных пособий и учебников, методических средств и т.д.). Участники секции развернули широкую дискуссию о том, с какого возраста вводить преподавание психологии в школе, какими должны быть учебники психологии, в какой форме оценивать знания учащихся и нужна ли отметка на уроках психологии.

Московская городская научнопрактическая конференции показала, что сегодня преподавание психологии ведется во многих школах Москвы.

Современное состояние преподавания психологии в школе характеризуется следующим. Постоянно растет число школ, в которых ведется преподавание психологии в рамках «школьного компонента «, увеличивается число учебников и учебных программ для разных классов, отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных дисциплин. Это свидетельствует о том, что школьная общественность осознала необходимость включения в среднее образование знаний о внутреннем мире человека, закономерностях развития его психики. Такое положение отражает положительные тенденции в образовании, повышение роли психологического знания в жизни общества.

В настоящее время существует ряд оригинальных программ и учебников по психологии для детей разных возрастов, используются и адаптированные зарубежные учебники и программы, а также авторские программы. Подобное разнообразие подходов и точек зрения является плодотворным и может способствовать в итоге определению того содержания психологического знания, которое в будущем может быть включено в стандарт среднего образования. Вместе с тем различные курсы психологии отличаются сегодня не просто вариативностью, а значительным разбросом и фрагментарностью.

Прежде всего это относится к целям преподавания. Одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, другие прежде всего на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования. Среди них имеются программы, не отвечающие уровню современного научного знания, дилетантские, с весьма далеким от психологии содержанием, и даже такие, которые предполагают использование суггестивных методов воздействия на детей.

Обучение начинается и ведется в разных параллелях. Существует точка зрения, согласно которой введение психологии как системы научных знаний является оптимальным на рубеже средних и старших классов либо только в старших классах (VIII XI классы). Вместе с тем имеющийся опыт ведения уроков психологии в начальной школе (III класс) убедительно свидетельствует о возможности и полезности овладения детьми основными психологическими понятиями и представлениями: дети проявляют большой интерес к предмету, хорошо усваивают учебный материал.

Преподавание психологии ведется преимущественно школьными психологами, специально для этих целей не подготовленными. Практически отсутствуют содержательные, методические и дидактические требования к данному предмету со стороны Комитета образования, не решена проблема специфики и форм оценки знаний по психологии.

Сказанное свидетельствует о необходимости профессионального анализа и оценки положения в этой области, своевременности и целесообразности проведения конференции ученыхпсихологов и практических психологов образования по данной проблеме.

Участники конференции рекомендуют.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Комитет образования Москвы о необходимости рассмотреть вопрос о введении психологии как учебного предмета в рамках «регионального компонента «, создании Совета по преподаванию психологии в средней школе, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение необходимого профессионального уровня различных учебников и программ.

Сформулировать в качестве цели преподавания психологии как учебного предмета формирование у школьников общих представлений о психологии как науке, оказании им помощи в открытии и осознании внутреннего мира человека, его уникальности и безусловной ценности, пробуждении интереса ребенка к другим людям и самому себе. В рамках этой общей цели считать необходимым сохранение вариативности в подходах к обучению психологии в школе.

Четко отделить этот предмет от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности школьного психолога.

В процессе преподавания психологии обратить особое внимание на процесс оценки знаний по психологии. Рассматривать оценку знаний школьника по психологии как необходимый компонент усвоения данного предмета. Оценка должна не сводиться к количеству баллов, а содержать развернутую характеристику знаний учащегося, его продвижений в этой области. Преподавание психологии как учебного предмета может стать тем полигоном, на котором будет показана продуктивность таких способов оценки знаний.

Считать недопустимым смешение и подмену оценки знаний и характеристик особенностей психического развития, личности, интеллекта учащихся.

Обратить особое внимание на этику преподавания предмета психологии, считая обеспечение права учащегося на невмешательство в его внутренний мир важнейшим принципом преподавания данного предмета.

Оргкомитету конференции подготовить предложения о включении в программы подготовки психологов образования дисциплины по преподаванию курса психологии в средней школе.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Российскую Академию образования о проведении научной дискуссии о теоретических основах преподавании психологии в средней школе.

Обратить внимание научной и педагогической общественности на необходимость разработки дидактических и методических пособий по преподаванию психологии в разных параллелях средней школы.

Провести в научной и научнопрактической периодике широкое обсуждение и представление различных программ и учебников по психологии для средней школы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector