Nastavniky.ru

Обучение онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курс обществознания в школе

Памятки по курсу «Обществознание». Основная школа.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Памятки по изучению курса « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ »

Учитель: Карсакова Ольга Ивановна

Важные советы при работе с заданиями:

• внимательно прочитать задание;

• понять, что именно требуется для успешного ответа;

• уяснить, из каких частей складывается задание;

• стараться выполнить все задание;

• если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);

• не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием.

Понятие : родовой признак + видовые признаки

• Командная экономика — тип экономической системы, основанный на преобладании государственной собственности, государственном планировании, централизованном ценобразовании при определяющей роли государства в экономике.

• Республика — форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением на определённый законом срок напрямую или формируется представительным общенациональным органом.

Работа с суждениями

Последовательно обосновываем свои мысли:

• определяем, что необходимо доказать (тезис);

• приводим аргументы (факты, положения)

П – формулируем свою позицию.

О – объясняем своей позицию.

П – приводим примеры (аргументы) в защиту своего мнения.

С – следствие, вывод, резюме….

Как составлять сравнительную таблицу

• Определи объекты сравнения;

• Определи вопросы (позиции) для сравнения;

• Определи черты сходства изучаемых объектов;

• Определи черты различий изучаемых объектов;

• Сделай вывод из приведённого сравнения.

Пример сравнительной таблицы

Как составлять план?

• На практике обычно необходимо 1–5 пунктов, где 2–3 из них детализированы в подпунктах. Это нужно для того, чтобы «угадать» минимально два пункта, которые разработчики заложат в ответ как «обязательные».

• Но следует непременно следить, чтобы все пункты и подпункты были корректны, т. е. прямо относились к указанной теме или её аспекту и были необходимы для ответа, по существу.

• Раскрывать следует те пункты, которые лучше всего знаешь, чтобы не сделать обществоведческих ошибок.

• Следует учитывать контекст задания и стараться раскрыть предложенную тему, демонстрируя в первую очередь своё знание содержания.

• Не обязательно детализовать все или почти все пункты плана в подпунктах

Общая схема ответа (примерная):

Что такое …? Понятие, определение, сущность.

Причины возникновения (появления, развития). Теории происхождения. Взгляды мыслителей на…

Характерные черты (признаки, принципы, особенности, главные элементы и т. п.).

Основные функции. Важнейшие задачи.

Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы).

Особенности (проблемы, традиции и т. п.) в современном обществе (мире).

Примеры, пути решения.

Значение (роль, последствия, тенденции развития) в современном мире, обществе, в РФ, для человека (личности).

Оценка общественного деятеля

В каком историческом периоде, в какой стране жил общественный деятель?

К какой сфере общественной жизни относится деятельность данного человека?

Каков вклад общественного деятеля в развитие общества?

Как решать юридическую задачу?

• Внимательно прочтите условие задачи;

• Определите, о каком виде правоотношений идёт речь;

• Определите стандартные и особенные обстоятельства данного правоотношения;

• Определите соответствующий нормативно-правовой акт (кодекс), который регулирует данное правоотношение;

• Сформулируйте ответ и аргументируйте ответ.

Выберите книгу со скидкой:

Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 107.00 руб.

ЕГЭ-2019. Обществознание. Задания, ответы, комментарии

350 руб. 171.00 руб.

Обществознание. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 171.00 руб.

ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 214.00 руб.

ЕГЭ-2020. Обществознание (60×84/8). 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 393.00 руб.

ОГЭ-2018. Обществознание (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

350 руб. 129.00 руб.

350 руб. 205.00 руб.

ОГЭ. Обществознание. Раздел «Экономика» на основном государственном экзамене

350 руб. 90.00 руб.

ОГЭ-2020. Обществознание (60х90/16). 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

Читать еще:  Курсы повышение квалификации библиотекарей вузы культуры

350 руб. 98.00 руб.

ЕГЭ. Обществознание. Раздел «Человек и общество» на едином государственном экзамене

350 руб. 85.00 руб.

ЕГЭ. Обществознание. Раздел «Право» на едином государственном экзамене

350 руб. 90.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

  • Карсакова Ольга Ивановна
  • Написать
  • 13.04.2020

Номер материала: ДБ-1106295

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • 13.04.2020
  • 13.04.2020
  • 13.04.2020
  • 12.04.2020
  • 12.04.2020
  • 12.04.2020
  • 12.04.2020
  • 12.04.2020

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Школьного курса обществознания

1.Предмет и задачи методики преподавания обществознания в школе.

Методика преподавания обществознания как научная дисциплина. Предмет, задачи методики преподавания обществознания. Научная актуальность изучения проблем обществоведческого образования. Концептуально- методические подходы. Связь методики преподавания обществознания с другими науками. Цели учебного курса, его структура и содержание. Основная литература по предмету.

2.Становление и этапы развития школьного обществознания в России.

Преподавание социальных дисциплин в школах России в XVIII- XIX вв. Развитие методической мысли в дореволюционной России. Преподавание обществознания в 20-30 годы, появление нового единого комплекса в середине 30-х годов. Курс «Конституция СССР». Методические поиски в этот период. Курс «Обществоведения» в 60-80 – е годы — норма коммунистического образования и воспитания в советской школе. Достижения в области методики в этот период. Введение курса «Основы советского государства и права» в 70-х годах.

3. Опыт обществоведческого образования в зарубежной школе.

Обществознание за рубежом. Мировые тенденции развития школьного социогуманитарного образования. Инновационные процессы в зарубежном обществоведческого образования. Проблема соотношения национальных и общечеловеческих интересов в преподавании социальных наук. Проблема создания интегративных гуманитарных курсов. Сравнительный анализ структуры обществоведческого гражданского образования в европейских странах (Германии, Латвии, Финляндии). Идея сотрудничества и социального партнерства — доминирующая идея в преподавании предметов социального цикла.

4. Психологические основы процесса обучения и особенности методики преподавания в школе.

Основные компоненты процесса обучения в старшей школе. Деятельность учителя (преподавание) и учащихся (обучение), их единство и взаимосвязь. Личность учителя и ее влияние на процесс обучения и воспитания. Необходимость овладения современной методикой обучения. Возрастные особенности и познавательные возможности учащихся. Сложности и трудности в процессе усвоения обществоведческого материала.

5.Госстандарт и школьная программа по обществознанию.

Стратегия развития школьного обществоведческого образования и спорные подходы к конструированию его содержания. Характеристики современного этапа развития школьного образования. Концепции обществоведческого образования. Государственный образовательный стандарт по обществоведческому образованию. Базисный учебный план: образовательная область «Обществознание». Проблема создания федеральных и региональных общеобразовательных стандартов. Виды программ: государственные, региональные, авторские. Появление новых альтернативных учебных программ и учебных пособий.

6.Содержание и структура обществоведческого образования в современной российской школе.

Специфика обществоведческого образования: это прежде всего личностно- ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника, формирующее системно- концептуальное мировоззрение, а также поликультурное образование. Философские и мировоззренческие основы обществоведческого образования. Цели обществоведческого образования как критерий отбора содержания. Особенности курса «Человек и общество». Интегративные и модульные курсы. Концентрический и линейный подходы к содержанию обществоведческого образования в школе. Формы, методы, средства обучения обществознанию. Место и роль политологических знаний в обществоведческом образовании учащихся.

7.Традиционные и инновационные технологии в преподавании обществознания.

Понятие «педагогическая технология». Научное обоснование этого термина. Классификация образовательных технологий. Традиционное обучение. Модернизированные технологии. Альтернативные технологии. Технологии развивающего обучения. Групповые технологии и их разновидности в обучении обществознанию: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки. Игровые технологии. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Читать еще:  Вертикальное озеленение курсы

8.Учебно- методические комплексы и планирование преподавания обществознания в школе.

Понятие об учебно- методическом комплексе, его значение и роль в обучении. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Роль календарно- тематического планирования, его структура. Образовательно- воспитательные задачи разделов и тем. Значение поурочного планирования. Учебные пособия по обществознанию. Рабочие тетради. Методическая литература и ее особенности. Методические рекомендации как варианты расширенного планирования.

9. Школьный учебник и система работы с ним на уроках обществознания.

Учебники по предметам обществоведческого цикла: достоинства и недостатки. Перечень учебников и пособий, рекомендованных Минобразованием и проблема сохранения единого образовательного пространства в РФ. Требования к современному учебнику. Учебник и его компоненты. Система работы с учебником в процессе изучения политологического блока в школе. Работа учителя и учащихся с учебником. Методические подходы к проблеме соотношения текста учебника и первоисточника в обучении истории.

10. Организация познавательной деятельности на уроках обществознания.

Выбор модели обучения в соответствии с типом учебного заведения. Воспроизводящий и творческий, поисковый характер познавательной деятельности. Учет психовозрастных особенностей учащихся при построении курса, корректировка целей, структуры курса в соответствии с возможностями учащихся. Дифференцированное обучение в соответствии с концепции личностно- ориентированного подхода. Развитие творческого мышления. Роль учителя, его мастерства в развитии познавательных интересов учащихся.

11.Организация самостоятельной работы учащихся на уроках обществознания: групповые и индивидуальные формы.

Значение самостоятельной работы учащихся при изучении обществознания: активизация познавательной деятельности, развитие мышления, способностей, выработка умений и навыков, стимулирование процесса самообразования, саморазвития, творческой самостоятельности. Исследовательская работа учащихся в классе и при выполнении домашних заданий. Отбор форм и методов, обеспечивающих процесс управления исследовательской деятельностью учащихся.

12.Методика формирования понятий в ходе обучения социально- политическим дисциплинам.

Планирование работы учителя по формированию системы понятий. методологические и психолого- педагогические основы методики формирования понятий. Классификация понятий в школьных курсах обществоведения: этапы формирования понятий, введение термина и определение понятия. Деятельностный подход к выбору методов и приемов работы с понятиями и закономерностями. Индуктивный и дедуктивный способы раскрытия понятий. Приемы работы с понятиями: объяснение, эвристическая беседа, логико- наглядный прием в раскрытии структуры сложных понятий и закономерностей. Соотношение общего и частного в логике раскрытия понятий и закономерностей. Конкретизация понятий и закономерностей фактами общественной жизни. Связь теории с практикой. Приемы осуществления развития мышления учащихся при изучении проблемы социально- политических дисциплин. Развитие умений и навыков учащихся.

13.Урок по обществознанию: типы уроков, подготовка учителя к уроку по обществознанию.

Урок- основная форма организации обучения обществознанию. Проблема типологии и структура уроков обществознания. Общие принципы подготовки урока. План и конспект урока. Модели уроков. Межпредметные связи.Комбинированный урок. Лабораторные уроки. Уроки- семинары. Проектные уроки. Уроки, имитирующие публичные формы общения. Объяснительно- иллюстративный и проблемный характер изложения. Диалектические и воспитательные возможности инновационных технологий: диалог, игровые формы, беседа, диспут, дискуссия, лабораторные занятия; импровизированные дебаты, тренинги; проектные технологии. Формулирование целей, иерархия целей, создание поурочного планирования. Отбор основных понятий урока. Учет интегративных связей и их отражение в тематическом планировании. Этапы разработки урока учителем. Современные требования к уроку. Анализ эффективности урока. Наглядность и технические средства в преподавании обществознания. Нетрадиционные формы уроков обществознания как средство сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения.

14.Формы проверки уровня сформированности основных компетенций / знаний, умений, навыков.

Уровень образованности учащихся по обществознанию и его оценка. Методы контроля и обучения. Стандартизованные формы контроля результатов обучения. Приемы текущей проверки и оценки знаний и умений учащихся. Значения повторения и обобщения. Итоговая проверка. Тестирование, варианты разноуровневых тестов, виды и формы. Письменные работы, контрольные работы. Экзамены и зачеты. Экзаменационные материалы по обществознанию.Инновационные способы проверки знаний. Компьютерные технологии. Тестовая диагностика.

15. Изучение источников и литературы на уроках обществознания

Понятие «Источник знаний». Роль источников знаний в решении целей курса. Функции документа в курсе обществознания. Особенности работы с текстами в курсе обществознания: приемы и формы. Основные типы источников. Хрестоматии. Книги для чтения. Политические документы и их виды.

Читать еще:  Курсы переподготовки переводчиков

Работа учителя и учащихся с документами. Тезисы и конспекты источников политических знаний. Типы заданий при работе с документами: ответы на вопросы, раскрывающие содержание текста; задание, предполагающие анализ основных положений двух документов (фрагментов документов); задания, позволяющие выявить аргументы ученых, мыслителей, сделать выводы и обобщения и на этой основе составить сравнительную таблицу; задания, выявляющее личностное отношение идеям, формирующее оценочное суждение; познавательные проблемные задания.

16.Внеурочная работа в курсе обществознании: содержание и формы

Понятие о внеучебной работе. Внеклассная работа- составная часть учебно- воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся. Образовательно- воспитательное значение внеклассной работы. Соотношение классно- урочных и внеклассных занятий по обществознанию. Нравственное и патриотическое воспитание, воспитание гражданственности. Содержание, формы, методические приемы и средства внеклассной работы. Факультативная и кружковая работа. Подготовка и проведение экскурсий. Занятия в музее. Индивидуальная работа с учащимися.

Учебная и учебно-методическая литература, рекомендованная для подготовки к итоговому государственному экзамену, имеющаяся в библиотеке РГУ им. И. Канта

Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбова Л.Н., 2002

Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбова Л.Н., 2002.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.
Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподаваний обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель» желающий вести преподавание на современном уровне.


Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее.

Обществоведение — термин, объединяющий все пауки об обществе. Среди них социология — наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества — экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом — история.
В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете — истории.
Обществоведение изучается с опорой па исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике: в курсе обществоведения знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.
Школьное обществоведение — родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», ‘Основы экономики», «Введение в политологию» и т. п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы. Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет ‘»обществоведение наполнялся различным содержанием.

Содержание.

Введение (Л.Н. Боголюбов).
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе ‘ (А.Ю. Лазебникова).
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (AM. Матвеев).
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования (Л.Я. Григорьева).
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (Л.Н. Боголюбов).
Глава 6. Работа с понятиями в обществоведческом курсе (ЕМ. Жильцова).
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов — (1,3); Н.Ю. Бает — (2)).
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькип).
Глава 10. Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбова Л.Н., 2002 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector